Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 837-12-Р (опубликовано 17 февраля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 января 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> <_> |
рассмотрев материалы дела N 837-12-Р в отношении ООО Издательство "НьюТОН" (<_>) и ИП <_> (<_>), возбужденное по инициативе Управления, по факту распространения рекламы ювелирного салона "Золотая черепаха", размещенной в журнале "Свадебный марш" N 15 (25) лето-осень 2012 г., с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
Заседания Комиссии состоялись:
06 ноября 2012 года:
- в присутствии учредителя ООО "Издательство НьюТОН" - <_> (предъявлен паспорт).
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов.
06 декабря 2012 года:
- в присутствии генерального директора ООО "Издательство НьюТОН" - <_> (выписка из ЕГРЮЛ, предъявлен паспорт);
- в присутствии ИП <_> (выписка из ЕГРИП, предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ИП <_> - <_> (доверенность б/н 03.06.2011 г., предъявлен паспорт);
- в отсутствие ООО "Ньютон" (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО "Ньютон" о месте и времени рассмотрения дела N 837-12-Р).
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения в качестве ответчика ИП <_> и получения дополнительных документов.
26 декабря 2012 года:
- в присутствии генерального директора ООО "Издательство НьюТОН" - <_> (выписка из ЕГРЮЛ, предъявлен паспорт);
- в присутствии ИП <_> (выписка из ЕГРИП, предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ИП <_> - <_> (доверенность б/н 03.06.2011 г., предъявлен паспорт);
- в отсутствие ООО "Ньютон" (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО "Ньютон" о месте и времени рассмотрения дела N 837-12-Р).
Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. установила:
В результате проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Пермского УФАС России выявлены признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Определением о возбуждении производства по делу N 837-12-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (исх. N 11452-12 от 05.10.2012 г.) у ООО "Издательство НьюТОН" запрошен ряд документов, в том числе копии договоров с рекламодателем рассматриваемой рекламы (со всеми приложениями и дополнениями), копии договоров с кредитными организациями, а также информация о порядке согласования макета рекламы.
Запрошенные документы были представлены ООО "Издательство НьюТОН" 06 ноября 2012 года.
В процессе рассмотрения дела Комиссией были установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", а также к участию в деле в качестве ответчика привлечена ИП <_> - рекламодателя.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения генерального директора ООО "Издательство НьюТОН" - <_> представителя ИП <_> - <_> ИП <_> Комиссия приходит к следующим выводам.
ООО "Издательство НьюТОН" является издателем журнала "Свадебный марш", который распространяется, в том числе, на территории г. Перми.
На странице 45 журнала "Свадебный марш" N15 (25) лето-осень 2012 г. (далее - Журнал) размещена реклама ювелирного салона "Золотая черепаха" следующего содержания:
"Золотая черепаха. Обручальные кольца из золота и серебра. Роскошь, доступная каждому! Только у нас самые низкие цены. КРЕДИТ!
"Центр серебра" Комсомольский пр-т, 67 (магазин "Белочка"). Комсомольский пр-т, 68 (магазин "Аккорд" тел. 244-62-19 круглосуточно. e-mail: zolotaya-cherepaha@yandex.ru АКЦИЯ! Возможен обмен старого золота на новое!"
Также информация аналогичного содержания находится на странице 193 Журнала.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. удовлетворяет всем перечисленным выше признакам.
На заседании Комиссии 06.11.2012 г. генеральным директором ООО "Издательство НьюТОН" <_> был представлен ряд документов, в том числе договор N 11914 от 17 мая 2012 года, заключенный между ИП <_> как рекламораспространителем, и ИП <_> как рекламодателем, на оказание услуг по изготовлению макета рекламного сообщения, размещенного на странице 45 журнала "Свадебный марш" N 15 (25) лето-осень 2012 г.
Согласно данному договору, рекламодателем рекламы ювелирного салона "Золотая черепаха" является ИП <_> (<_>).
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В указанной рекламе содержится информация о предоставлении кредита, однако, указание на наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита отсутствует.
На заседании Комиссии 06.12.2012 г. представитель рекламодателя ИП <_> - <_> пояснила, что товар - ювелирные изделия - реализуются в ювелирном салоне "Золотая черепаха" в рассрочку. Договоры с кредитными организациями отсутствуют, так как возможность оплаты товара частями предоставляется непосредственно магазином.
Как следует из системного толкования п. 24, 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. N 58 для признания рекламируемой услуги финансовой, необходимо чтобы такую услугу оказывал специальный субъект - финансовая организация, перечень которых поименован в ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции".
Вместе с тем, согласно п. 25 указанного постановления от 08.10.2012 N 58 положения статьи 28 Федерального закона "О рекламе" не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.
Таким образом, исходя из содержания рассматриваемой рекламы, Комиссия делает вывод о том, что в рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступает товарный кредит, т.е. предоставление вещей, определенных родовыми признаками и реализуемых рекламодателями на определенных условиях. Кроме того, в рассматриваемых случаях, исходя из контекста рекламы, товарный кредит предоставляется рекламодателями, не являющимися финансовыми организациями.
Следовательно, в данной рекламе отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N 837-12-Р в рассматриваемой рекламе ювелирного салона "Золотая черепаха", размещенной на странице 45 журнала "Свадебный марш" N 15 (25) лето-осень 2012 г. были выявлены признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация следующего содержания "Только у нас самые низкие цены" без документального подтверждения установления самых низких цен на ювелирные украшения в сети ювелирных салонов "Золотая черепаха" может содержать несоответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами.
На заседании Комиссии 26 декабря 2012 года представителем ИП <_> - <_> был представлен договор N 5/2012 на оказание услуг по проведению маркетингового исследования от 01.04.2012 г., заключенный между ИП <_> как заказчиком, и ООО "Талисман" (<_>), как исполнителем, а также аналитический отчет по результатам проведения в г. Перми маркетингового исследования "Анализ предпочтений покупателей на рынке ювелирных изделий" от апреля 2012 г.
Согласно представленным документам, социологическим агентством ООО "Талисман" по заказу сети ювелирных салонов "Золотая Черепаха" в период с 04 по 26 апреля 2012 года был проведен сравнительный анализ цен на ювелирные изделия в г. Перми. Согласно материалам исследования самые низкие цены на ювелирные изделия были выявлены в сети ювелирных салонов "Золотая Черепаха".
Представитель ИП <_> - <_> пояснила, что согласно материалам маркетингового исследования, в сети ювелирных салонов "Золотая Черепаха" цена за 1 грамм золота составляет 1525 рублей, и подтвердила, что в г. Перми в сети ювелирных салонов "Золотая Черепаха" самые низкие цены.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной рекламе отсутствуют признаки нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители товара.
Информация "АКЦИЯ! Возможен обмен старого золота на новое!" без указания условий данной акции, при которых возможен данный обмен, а также сроков проведения данной акции может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно проведения данной акции.
Так, относительно информации о проведении акции, при которой возможен обмен старого золота на новое, <_> пояснила, что данная акция не имеет сроков, она бессрочна. В ходе проведения акции у покупателей скупалось старое золото по определенной цене, установленной ювелирным салоном "Золотая Черепаха", а они, в свою очередь, могли приобрести новое золото в указанном ювелирном салоне.
Как следует из письма Федеральной антимонопольной службы России N АК/41963 от 29.11.2010 г, при оценке подобной рекламы следует учитывать то, что она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Между тем, информация об условиях обмена старых золотых изделий клиента на новые по определенной цене, о том, каким образом устанавливается цена на золотые изделия клиента, о том, каким образом производится обмен, по мнению Комиссии, является существенной и важной для потребителя и её фактическое отсутствие может ввести в заблуждение потребителя рекламы относительно условий проведения данной акции, а также сроков ее проведения.
Следовательно, данная реклама содержит нарушение ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно п.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно договору N 11914 от 17.05.2012 г. рекламодателем рекламы сети ювелирных салонов "Золотая Черепаха" является ИП <_> (<_>).
Документальных доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу о проведении акции ювелирного салона "Золотая Черепаха" с возможностью обмена старых золотых изделий на новые, размещенную на странице 45 журнала "Свадебный марш" N15 (25) лето-осень 2012 г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. "О рекламе".
Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ООО "Издательство НьюТОН" предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <_> административного дела по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 837-12-Р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
17 января 2013 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> <_> |
на основании своего решения от 17.01.2013 г. по делу N 837-12-Р о признании ненадлежащей рекламы о проведении акции ювелирного салона "Золотая Черепаха" с возможностью обмена старых золотых изделий на новые, размещенной на странице 45 журнала "Свадебный марш" N15 (25) лето-осень 2012 г, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
ООО "Издательство НьюТОН" (<_>) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- при размещении рекламы указывать подробную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
ООО "Издательство НьюТОН" в срок до 05 апреля 2013 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п.1 настоящего предписания.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 837-12-Р (опубликовано 17 февраля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016