Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 15 февраля 2013 г. N 873-02-4515-Р/12
Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Коннов Г.Н. - заместитель руководителя Ленинградского УФАС России, председатель Комиссии;
Фетисов А.И. - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии;
Соколова Л.Б. - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля, член Комиссии;
рассмотрев дело N 873-02-4515-Р/12 возбужденного, в отношении ООО "АШАН", по признакам нарушения пункта 6 части 1, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) поступило обращение (вх. N 4515 от 21.09.2012) о размещении плакатов с изображением человека - школьницы и надписями "Платите за один, второй - В ПОДАРОК!", "Платите за два, третий - В ПОДАРОК" на полках с алкогольной продукцией - российского шампанского "Цимлянское", настойки "Бульбашъ" в гипермаркете "Ашан", расположенном по адресу: пересечение КАД и автодороги Санкт-Петербург-Скотное, западнее поселка Бугры, Всеволожский р-н Ленинградской содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения пункта 6 части 1 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
По мнению Заявителя, нарушение выразилось в размещении внутри торгового зала магазина рекламы алкогольной продукции, несоответствующей требованиям законодательства "О рекламе".
На основании представленных в Ленинградское УФАС России документов и материалов установлено следующее:
Заявителем предоставлена информация о размещении в гипермаркете "Ашан", расположенном по адресу: пересечение КАД и автодороги Санкт-Петербург-Скотное, западнее поселка Бугры, Всеволожский р-н Ленинградской области плакатов рекламного характера у стеллажей, на которых предлагалась к продаже с оформленными ценниками алкогольная продукция (российское шампанское "Цимлянское" п/сл, 12,5%, 0,75 л; настойка "Бульбашъ" в ассортименте, 40%, 0,7 л) плакатов содержащих надписи ("Платите за один, второй - В ПОДАРОК!", "Платите за два, третий - В ПОДАРОК") с использованием образов людей, а именно использован образ школьницы, мелом пишущей на школьной доске. Также вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции (далее Реклама).
Из пояснений представленных ООО "АШАН" установлено следующее:
В честь своего десятилетия, празднуемого с 28 августа по 05 ноября 2012 г., ООО "АШАН", действительно проводило акцию под названием "Выгодная арифметика", посредством вывешивания над товарами разной категории, принимавших участие в акции плакатов с вышеуказанной Рекламой. Акция заключалась в привлечении покупателей в целях продажи товаров, участвующих в акции посредством реализации определенного количества товаров и выдачи покупателю одного аналогичного товара бесплатно.
ООО "АШАН" в письме исх.N 281/12-юр от 23.11.2012 г. признает, что распространение вышеуказанной Рекламы над стеллажами с алкогольной продукцией имело место. В тоже время поясняет, что указанные в обращении плакаты были ошибочно вывешены сотрудниками гипермаркета над стеллажами, на которых предлагалась к продаже алкогольная продукция.
Из пояснений ООО "АШАН" также установлено, что данная акция не относилась к определенному виду товаров, то есть относилась, в том числе, и к рекламированию алкогольной продукции, которая реализовывалась на территории гипермаркета "Ашан", расположенном по адресу: пересечение КАД и автодороги Санкт-Петербург-Скотное, западнее поселка Бугры, Всеволожский р-н Ленинградской области.
Комиссией установлено, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем, то есть лицом, осуществившим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств указанной Рекламы является ООО "АШАН". Также, ООО "АШАН", в силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", является рекламодателем в связи с тем, что является продавцом товара, а также лицом определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Частью 1 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Также реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, несет рекламраспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе N 873-02-4515-Р/12, принимая во внимание указанные обстоятельства и материалы дела, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, решила:
1. Признать рекламу о размещении плакатов с изображением человека - школьницы и надписями "Платите за один, второй - В ПОДАРОК!", "Платите за два, третий - В ПОДАРОК" на полках с алкогольной продукцией - российского шампанского "Цимлянское", настойки "Бульбашъ" в гипермаркете "Ашан", расположенном по адресу: пересечение КАД и автодороги Санкт-Петербург-Скотное, западнее поселка Бугры, Всеволожский р-н Ленинградской области, ненадлежащей.
2. Признать в действиях ООО "АШАН", как рекламодателя, лица определившего объект рекламирования и (или) содержание вышеуказанной рекламы нарушение требований пункта 6 части 1, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";
3. Выдать ООО "АШАН" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
4. Передать материалы уполномоченному должностному Ленинградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "АШАН".
Решение может быть обжаловано в суде или в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Председатель Комиссии Г.Н. Коннов
Члены комиссии А.И. Фетисов
Л.Б. Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 февраля 2013 г. N 873-02-4515-Р/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016