Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-04-02/27-12 (опубликовано 17 февраля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела N04-04-02/27-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России);
Члены Комиссии:
Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Ванькова Е.С. - старший специалист 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
рассмотрев дело по факту распространения рекламы с использованием рекламной конструкции, расположенной в районе правого берега по ул.Абаканская, с признаками нарушения требований пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствии надлежащим образом извещенного ИП (_), установила:
По результатам проведенного мониторинга рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе, установлено распространение рекламы с использованием рекламной конструкции следующего содержания: "ТЕРРИТОРИЯ НИЗКИХ ЦЕН НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА!" (акт осмотра от 17.08.2012 г.).
Кроме того, сотрудниками Тывинского УФАС России установлено, что кроме рекламной конструкции, расположенной в районе правого берега по ул.Абаканская., аналогичная реклама распространяется на автозаправочной станции по ул.Калинина, следующего содержания: "ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПРОМИСС НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ" (акт осмотра от 17.08.2012 г.).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.08.2012 г. N01/100/2012-348 правообладателем автозаправочной станции по адресу: г.Кызыл, ул.Абаканская, 35, литер А (АЗС N33 в районе Правого берега) является ИП (_).
На рассмотрение дела ИП (_) не явился, письменных пояснений (объяснений) в материалы дела не представил.
Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев материалы дела приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащая реклама - реклама, которая не соответствует требованиям законодательства.
Статьей 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, в частности, содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Рассматриваемая информация на рекламной конструкции на АЗС по ул.Калинина, по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из рекламной информации: "ТЕРРИТОРИЯ НИЗКИХ ЦЕН НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА!" и "ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПРОМИСС НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ", АЗС "Капитал" является независимым лидером на рынке автозаправочных станций.
Информация на рекламной конструкции о том, что АЗС "Капитал" занимает лидирующее положение на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории г.Кызыла Республики Тыва интерпретируется как указание на то, что данный хозяйствующий субъект превосходит любого другого участника рынка по розничной реализации ГСМ.
Так, использование слова "ЛИДЕР" в рекламе предполагает указание информации относительно критериев и параметров, по которым лидирует АЗС "Капитал", а также методик, в соответствии с которыми подтверждено лидерство данного хозяйствующего субъекта.
В соответствии с Анализом состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Республики Тыва за 2008 год на территории Республики Тыва насчитывалось 87 АЗС, из них 37 в г.Кызыле. Так, Тывинским УФАС России установлено, что розничный рынок бензина автомобильного и дизельного топлива относится к рынку с развитой конкуренцией, что исключает доминирующее положение одного их хозяйствующих субъектов.
Документов, подтверждающих лидирующее положение ИП (_) над другими АЗС по каким-либо показателям хозяйствующим субъектом в материалы дела не представлены.
Указание в рекламе слогана: "территория низких цен" не соответствует действительности, поскольку по данным ежедневного мониторинга цен на нефтепродукты Тывинского УФАС России по Республике Тыва, цены на бензин в АЗС "Капитал" установлены на уровне цен других хозяйствующих субъектов. В настоящее время (за период 2012 г.) на территории г.Кызыла Тывинское УФАС России осуществляет мониторинг в отношении 16 АЗС по поручению ФАС России.
Тывинским УФАС России установлено, что на момент распространения рекламы, а именно на момент составления акта осмотра рекламной конструкции от 17.08.2012 г. были установлены следующие цены на нефтепродукты:
На АИ-80:
ИП (_) - 23 руб./л.;
ИП (_) - 22 руб./л. (ниже цены, чем у ИП (_));
ООО "Тыва-Ойл" - 23 руб./л.;
ИП (_) - 23 руб./л.;
ООО "Маяк" - 23 руб./л.;
На АИ-92:
ИП (_) - 26 руб./л.;
ИП (_) - 26 руб./л.;
На АИ-95:
ИП (_) - 28 руб./л.;
ИП (_) - 28 руб./л.;
ИП (_) - 28 руб./л.;
На ДТ:
ИП (_) - 27 руб./л.;
ИП (_) - 27 руб./л.
На дату 09.01.2013 г. были установлены следующие цены:
На АИ-80:
ИП (_) - 24 руб./л.;
ИП (_) - 23,5 руб./л. (ниже цены, чем у ИП (_));
ИП (_) - 24 руб./л.;
ООО "Тыва-Ойл" - 24 руб./л.;
ИП (_) - 24 руб./л.;
На АИ-92:
ИП (_) - 28 руб./л.;
ИП (_) - 28 руб./л.;
ИП (_) - 28 руб./л.;
На АИ-95:
ИП (_) - 30 руб./л.;
На ДТ:
ИП (_) - 30 руб./л.
Таким образом, информация на рекламной конструкции о низких ценах у данного хозяйствующего субъекта не соответствует действительности, поскольку цены на АЗС "Капитал" аналогичны ценам других хозяйствующих субъектов, что приводит к обману потребителя, поскольку рассчитывая на "низкие цены", он фактически сталкивается с другими условиями, а именно стоимость на ГСМ установленная у ИП (_) не ниже цен сформированных у других хозяйствующих субъектов.
Рассматриваемая реклама приводит к созданию у потребителей рекламы ложного впечатления о низкой цене на АЗС "Капитал", способно обмануть ожидания, сформированные рекламой.
Таким образом, реклама распространявшаяся посредством технического средства стабильного территориального размещения (рекламной конструкций) в районе правого берега по ул.Абаканская, а также на автозаправочной станции по ул.Калинина, является недостоверной, чем нарушает права потребителей на получение добросовестной и достоверной информации, так как в ней присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно цен на нефтепродукты на АЗС "Капитал" и о преимущественном положении данного хозяйствующего субъекта.
В соответствии с нормой статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Объектом рекламирования, в том числе является товар или продавец товара. Под товаром в целях данного Закона понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона о рекламе, из содержания рекламы: "ТЕРРИТОРИЯ НИЗКИХ ЦЕН НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА!" и "ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПРОМИСС НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ" объектом рекламирования является АЗС "Капитал". Согласно выше указанной выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.08.2012 г. N01/100/2012-348 правообладателем АЗС "Капитал" - продавцом товара и рекламодателем - является ИП (_).
Таким образом, рекламодателем признается не только лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, но и, в первую очередь, продавец товара, являющегося объектом рекламирования.
В соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N508, стороны, участвующие в дела имеют право представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании, давать устные и письменные объяснения. Однако, ИП (_) на рассмотрение дела не явился, письменных пояснений по существу рассматриваемого дела на определения Тывинского УФАС России не представил.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России оценив имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу, что рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 1, 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Тывинского УФАС России, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ТЕРРИТОРИЯ НИЗКИХ ЦЕН НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА!", а также "ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПРОМИСС НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ ЗАПРАВЛЯЙСЯ У ЛИДЕРА НЕЗАВИСИМАЯ АЗС КАПИТАЛ", распространявшуюся с использованием рекламной конструкции, расположенной в районе правого берега по ул.Абаканская, а также АЗС по адресу: г.Кызыл, ул.Калинина, поскольку в ней нарушены требования пункта 1, 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38- ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП (_) предписание об устранении и не допущения выявленных нарушений требований Федерального закона от 13.03.2006 г. N38- ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.Т. Хитаришвили
Е.С. Ваньков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-04-02/27-12 (опубликовано 17 февраля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016