Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 18 февраля 2013 г. N 759/03
Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 февраля 2013 года. Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путём проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) в составе:
Лучников Р.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Куриков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Шаврин П.Н. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" (далее - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области) - старшего юрисконсульта Сухарева А.В. (доверенность N 814 от 11.02.2013);
- участника размещения заказа (подателя жалобы) - Страхового открытого акционерного общества "ВСК" в лице его Новгородского филиала (173000, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 9; далее - СОАО "ВСК") - Арсеньева Д.С. (доверенность 53 АА 0228456 от 16.01.2013);
- участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Согласие" в лице его Северо-Западного Регионального филиала (173000, Великий Новгород, ул. Тихвинская, д. 10А; далее - ООО "СК "Согласие") - Ершовой И.И. (доверенность 53 АА 0224391 от 18.05.2012),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - СОАО "ВСК" - на действия государственного заказчика - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области - при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0350100007413000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.01.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
7 февраля 2013 года в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - СОАО "ВСК" - на действия государственного заказчика - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области - при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Из Жалобы следует, что государственный заказчик, приняв решение о выборе страховой организации для оказания услуг ОСАГО путем проведения запроса котировок, избрал неправильный способ размещения заказа.
По смыслу части 1 статьи 42 Закона о размещении заказов победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Между тем, в соответствии с действующим законодательством об оказании услуг ОСАГО (Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее - Закон об ОСАГО) и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" от 08.12.2005 N 739 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 739)) для каждого конкретного транспортного средства сумма страховой премии, рассчитанная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 739, является фиксированной. Все страховщики, имеющие полные и достоверные данные о транспортном средстве, необходимые для правильного расчета страховой премии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 739, должны получить одинаковые суммы страховой премии по данному транспортному средству.
Цена контракта при размещении заказа на оказание услуг ОСАГО должна быть равна сумме страховых премий по каждому транспортному средству, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 739, и не может изменяться в ходе размещения такого заказа.
Таким образом, при одинаковой для всех участников размещения заказа цене контракта выбор победителя не может быть осуществлен по наименьшей цене.
Следовательно, размещение заказа на услуги ОСАГО может быть осуществлено исключительно путем проведения открытого конкурса.
На основании вышеизложенного податель Жалобы просит признать размещение рассматриваемого государственного заказа путем проведения запроса котировок неправомерным.
На рассмотрении Жалобы представитель СОАО "ВСК" поддержал ее доводы и требования в полном объеме.
Государственный заказчик - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области - считает доводы Жалобы необоснованными по причинам, изложенным в возражениях на нее (исх. N 8/5-265 от 12.02.2013).
В данном случае обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) подлежат 92 единицы транспортных средств заказчика. В извещении о проведении запроса котировок (приложение N 1 - техническое задание) указаны все необходимые для правильного расчета страховой премии по каждому транспортному средству сведения.
Несмотря на то, что рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 739 сумма страховых премий по всем транспортным средствам должна быть одинакова у каждого страховщика и, соответственно, предложенная ими в заявках цена контракта также должна быть неизменна, Закон о размещении заказов предусматривает механизм выявления победителя в проведении запроса котировок в такой ситуации (победителем становится участник размещения заказа, ранее других подавший котировочную заявку).
Правомерность принятия решения о размещении заказа на оказание услуг ОСАГО путем проведения запроса котировок подтверждается также разъяснениями Минэкономразвития России (письмо от 16.02.2006 N Д07-291) и сложившейся по данному вопросу судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 15326/07, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2008 N 15064/08).
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области - поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
На рассмотрении Жалобы представитель участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в рассматриваемом запросе котировок - ООО "СК "Согласие", поддержал доводы заказчика, изложенные в возражениях на Жалобу, и пояснил, что запрос котировок как способ размещения заказа на оказание услуг ОСАГО довольно часто используется заказчиками, поскольку является менее трудоемким по сравнению с открытом конкурсом.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок.
Согласно части 2 статьи 47 Закона о размещении заказов победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
На территории Российской Федерации действует функционирующий рынок по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), на котором работает большое количество страховщиков. Существование и функционирование данного рынка не обусловлены потребностями определенных государственных или муниципальных заказчиков и их конкретными заявкам на оказание услуг ОСАГО.
При размещении заказа способом запроса котировок Законом о размещении заказов предусмотрена процедура выявления победителя в случае подачи участниками размещения заказа одинаковых предложений по цене контракта. Таким образом, несмотря на особенности правового регулирования оказания услуг ОСАГО (единые страховые тарифы обязательные для применения всеми страховщиками), выявление победителя в проведении запроса котировок на оказание данных услуг возможно и осуществляется по объективному критерию, прямо предусмотренному Законом о размещении заказов (победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа).
Учитывая изложенное, а также тот факт, что Закон о размещении заказов не содержит положений, прямо запрещающих или делающих невозможным размещение заказа на оказание услуг ОСАГО путем проведения запроса котировок, принятие государственным заказчиком - ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области - решения о размещении рассматриваемого заказа способом запроса котировок не может быть признано неправомерным, поскольку данные действия не содержат в себе нарушений действующего законодательства о размещении заказов.
В результате проведения внеплановой проверки размещения рассматриваемого заказа путем проведения запроса котировок нарушений законодательства о размещении заказов также не установлено.
Руководствуясь статьей 10, частью 5 статьи 17, статьями 42, 47, частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу участника размещения заказа - Страхового открытого акционерного общества "ВСК" в лице его Новгородского филиала (173000, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 9) - на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" - при размещении государственного заказа путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0350100007413000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.01.2013, необоснованной.
Председатель Комиссии Р.В. Лучников
Члены Комиссии И.А. Куриков
П.Н. Шаврин
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 февраля 2013 г. N 759/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016