Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 19 февраля 2013 г. N 02-10/88-12
Резолютивная часть решения оглашена "11"февраля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" февраля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии - Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: - Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
- Бердниковой Т.Н. - главного специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
при участии представителей ОАО "Томскэнергосбыт" по доверенности N 125 от 01.01.2013, рассмотрев дело N 02-10/88-12, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Томская энергосбытовая компания" ч. 1 ст. 10 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление о незаконном отключение ОАО "Томская энергосбытовая компания" (далее ОАО "Томскэнергосбыт") его квартиры от электроэнергии за задолженность по оплате за электроэнергию. К считает, что задолженности по оплате за электроэнергию нет.
14.12.2011 ОАО "Томскэнергосбыт" отключило квартиру К от электроэнергии. К обратился с заявлением в Департамент государственного жилищного надзора по Томской области, который признал незаконным отключение от электроэнергии и вынес постановление о назначении ОАО "Томскэнергосбыт административного наказания. После обращения в Департамент государственного жилищного надзора по Томской области ОАО "Томскэнергосбыт" подключило квартиру К к электроэнергии.
16.07.2012 ОАО "Томскэнергосбыт" вновь отключило квартиру К от электроэнергии. ОАО "Томскэнергосбыт" утверждает, что извещение о предстоящем ограничении энергоснабжения, было направлено К и размещено в почтовом ящике для квартиры 10.
В отношении ОАО "Томскэнергосбыт" было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
Приказами Томского УФАС России N101/70, N56/70, N252/70 от 18.08.2005, 11.03.2009, 30.10.2009 Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (634041, г. Томск, ул. Котовского 19) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более 35 процентов с долью на товарном рынке "Электрическая энергия ОКП 01 1000 ОКПД 40.13.12 Купля - продажа электрической энергии" более 50 процентов в административных границах г. Томск и Томского района за исключением электрических сетей ООО "Горсети".
В соответствии п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В заседание комиссии представитель ОАО "Томскэнергосбыт" пояснил, что извещение о предстоящем ограничении коммунальной услуги по электроснабжению гражданину К было размещено 10.12.2012 в почтовом ящике потребителя, но документарного подтверждения нет.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Извещение о предстоящем ограничении энергоснабжения К ОАО "Томскэнергосбыт" не было вручено надлежащим образом и наличие задолженности за электроэнергию не подтверждено. В настоящее время энергоснабжение в квартире К возобновлено.
В соответствии со ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15) или если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Изучив представленные в деле материалы, заслушав представителя ОАО "Томскэнергосбыт", Комиссия пришла к выводу, что ОАО "Томскэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком и занимая доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии своими действиями нарушает положение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в ущемлении интересов гражданина К, а именно, в необоснованном ограничении энергоснабжения его квартиры.
По факту введения ограничения электрической энергии квартиры Климова В.А., Постановлением N 125 от 08.06.2012 Департамент государственного жилищного надзора по Томской области привлек ОАО "Томскэнергосбыт" к административной ответственности. Постановление было обжаловано ОАО "Томскэнергосбыт" в Арбитражном суде Томской области. Решением суда N А67-5308/2012 от 29.10.2012 Постановление N 125 от 08.06.2012 Департамента государственного жилищного надзора по Томской области оставлено без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, п.1ч.1 ст. 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Производство по делуN 02-10/88-12 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Томскэнергосбыт" и должностного лица за злоупотребление доминирующим положением на рынке продажи электроэнергии.
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: И.В. Бутенко
Члены комиссии: Т. Н. Бердникова Л.М. Рыжков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 19 февраля 2013 г. N 02-10/88-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016