Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 24 октября 2014 г. N К08-157/13
Решение изготовлено в полном объеме 24.10.2014
Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Козлова О.А. - исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Члены Комиссии:
Добкин А.С. - начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли,
Рахимова И.В. - заместитель начальника отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли,
Житников Алексей Дмитриевич - начальник отдела лицензирования деятельности и регистрации ценных бумаг кредитных организаций N2 Управления лицензирования деятельности кредитных организации ГУ Банка России по Санкт-Петербургу,
Кузнецова Лариса Петровна - ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения банковской деятельности Юридического управления ГУ Банка России по Санкт-Петербургу,
рассмотрев дело NК08-157/13 по заявлению Пригородских Е.К. (далее - Заявитель) в отношении ОАО "Сбербанк России" (117997, Москва, ул. Вавилова, д. 19) в лице Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" (191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика д. 2) (далее - ОАО "Сбербанк России", Ответчик, Банк) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей от ответчика ОАО "Сбербанк России" Биушкина Д.А. (по доверенности от 10.01.2013 N1230-Д), Заостровская И.А. (по доверенности от 20.08.2014 N599-Д-1152); в отсутствии представителя от заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела, установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы Санкт-Петербург 30 сентября 2013 года поступило заявление Пригородских Е.К. с жалобой на действия ОАО "Сбербанк России" в лице Северо-Западного банка Сбербанка России в связи с взиманием комиссионного сбора в размере 30 рублей за перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации, связанных с продлением срока действия разрешения на хранение и ношение спортивного и охотничьего оружия (огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и газового оружия).
Исполнение обязанности по уплате гражданами единовременных сборов за выдачу разрешений на хранение и ношение спортивного и охотничьего оружия, за продление срока их действия регулируется ст. 23 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.1998 N574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" а также за продление срока их действия" (далее - Постановление). Величина сбора составляет 10 рублей.
Пригородских Е.К. 18.08.2013 оплатил сбор в размере 10 рублей за оформление разрешения на оружие в ОАО "Сбербанк России", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д.27.
При этом, воспользовавшись услугами отделения банка, Пригородских Е.К. оплатил комиссионное вознаграждение Банку в размере 30 рублей (чек-ордер от 18.08.2013, операция N2081587185, терминал NК5510_39А).
В ходе рассмотрения заявления установлено, что в действиях ОАО "Сбербанк России" содержатся признаки нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во взимании комиссионного вознаграждения в размере 30 руб. при оплате сбора за продление срока действия разрешения на хранение и ношение спортивного и охотничьего оружия (огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и газового оружия), что привело и (или) могло привести к ущемлению экономических интересов физических лиц.
В соответствии с приказом от 30.12.2013 N 545-ОВ Санкт-Петербургским УФАС Росси было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Сбербанк России" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В ходе рассмотрения дела N К08-157/13 заявитель подтвердил заявленные требования, указав на то, что ОАО "Сбербанка России", по его мнению, занимает доминирующее положение на рынке услуг по переводу платежей в пользу юридических лиц, в том числе неналоговых платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
По мнению, Заявителя в действиях ОАО "Сбербанк России" имеется нарушение антимонопольного законодательства, выразившее в установлении комиссионного вознаграждения в размере 30 рублей, что составляет 300% от цены сбора, за оказание услуг по приему неналоговых платежей физических лиц при оплате неналоговых платежей, включая сбор за продление срока действия разрешения на хранение и ношение спортивного и охотничьего оружия, что приводит к ущемлению экономических интересов других лиц.
3. На заседании комиссии представитель ОАО "Сбербанк России" по существу заявил об обоснованности как взимания, так и величины тарифа на оказание физическим лицам услуги по приему и перечислению неналоговых платежей в бюджеты всех уровней. При формировании тарифов на услуги банка, в том числе на услугу по переводу неналоговых платежей, учитывается конъюнктура рынка банковских услуг (а также взаимозаменяемых услуг), т.е. уровень цен на рассматриваемую и аналогичные услуги, условия их продажи всеми участниками соответствующих товарных рынков.
Тарифная политика Банка ориентирована на создание единых правил и условий обслуживания розничных клиентов, которые предусматривают централизованный подход при формировании тарифов на услуги, оказываемые физическим лицам, базирующийся на установлении ОАО "Сбербанк России" размер тарифов (в т.ч. их предельных значений) для применения филиалами Банка на территории всех субъектов Российской Федерации.
4. Исследовав представленные материалы дела, доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, что привело к фактическим либо возможным негативным последствиям для определенной конкурентной среды, фактическому либо возможному ущемлению прав (интересов) других лиц.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление ВАС РФ), исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно основным понятиям статьи 4 Закона о защите конкуренции:
финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация;
финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
необоснованно высокая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;
конкурентная цена финансовой услуги - цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции.
Понятие кредитной организации и банка содержится в статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банковской деятельности), в соответствии с которым кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом; банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) услуги по предоставлению услуг по приему и перечислению неналоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации относится к разделу J "Финансовая деятельность" классу 65 "Финансовое посредничество" группе 65.12 "Прочее денежное посредничество"
Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.04.2003 N222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" регулируется деятельность кредитных организаций по приему и перечислению неналоговых платежей в бюджетную систему.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта (ОАО "Сбербанк России) по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N409 утверждены такие Условия, а также Правила установления доминирующего положения кредитной организации.
Согласно пункту 1 указанных Условий доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля кредитной организации превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.
Как следует из материалов дела, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по оказанию услуг физическим лицам по приему и перечислению неналоговых платежей, определен на основании данных ГУ Банка России по Санкт-Петербургу и кредитных организаций, имеющих филиалы на территории Санкт-Петербурга. Из представленной информации (документов) следует, что на территории Санкт-Петербурга услуги по приему и перечислению неналоговых сборов в бюджеты всех уровней осуществляют кредитные организации, участники национальной платежной системы (операторы по переводу денег, банковские платежные агенты) и организации федеральной почтовой связи.
Также в ходе проведения анализа состояния конкурентной среды определен объем исследуемого рынка в соответствии с п. 6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220), п.8 Правил установления доминирующего положения кредитной организации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409).
По результатам проведенного анализа определена доля ОАО "Сбербанк России" на товарном рынке оказания услуг физическим лицам по приему, перечислению неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории Санкт-Петербурга.
Доминирующее положение на рынке оказания услуг физическим лицам по приему, перечислению неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на территории г. Санкт-Петербурга в 2013 занимает Северо-Западный банк ОАО "Сбербанк России" с долей 78%.
Таким образом, Северо-Западный банк ОАО "Сбербанк России" занимает доминирующее положение на рынке оказания физическим лицам по приему, перечислению неналоговых платежей в бюджеты всех уровней в административных границах Санкт-Петербурга.
Статьей 5 Закона о банковской деятельности установлен перечень банковских операций, который включает в себя:
- операции по переводу денежных средств по поручению физических по их банковским счетам;
- операции по переводу денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);
- операции по кассовому обслуживанию физических лиц.
Комиссионное вознаграждение по операциям согласно статье 29 Закона о банковской деятельности устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К таким исключениям, в частности, можно отнести порядок перечисления денежных средств в оплату государственных пошлин и штрафов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации банками не взимается плата за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные данной статьей, распространяются также на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, включая государственные пошлины, пеней и штрафов.
К числу таких штрафов и государственных пошлин относятся, в частности, штрафы, указанные в главе 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и государственные пошлины, указанные в главе 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исполнение обязанности по уплате гражданами единовременных сборов за выдачу разрешений на оружие регулируется статьей 23 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.1998 N574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия".
Указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена обязанность кредитных организаций исполнять поручения граждан по перечислению денежных средств за оплату разрешений на оружие без взимания комиссионного вознаграждения.
Соответственно, кредитная организация, перечисляя по поручению физического лица денежные средства со счета или без открытия счета, в том числе перечисляя денежные средства в счет оплаты сбора за выдачу разрешений на оружие вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этой операции.
Вместе с тем, тарифы на данную услугу Банка государственному регулированию не подлежат, в связи с чем, он вправе самостоятельно устанавливать условия и размер тарифов предоставляемых банковских услуг, учитывая себестоимость предоставления данных услуг, а также конкуренцию в банковском секторе.
Установление размера тарифа за прием неналоговых платежей физических лиц установлен Северо-Западным банком ОАО "Сбербанк России" в соответствии с пунктом 2.1 раздела 1 "Альбома тарифов на услуги, предоставляемые ОАО "Сбербанк России" физическим лицам" от 11.04.2012 N2455.
При формировании тарифов на услуги Банка, в т.ч. на услугу по переводу неналоговых платежей, учитывается конъюнктура рынка банковской услуги (а также взаимозаменяемых услуг), т.е. уровень цен на рассматриваемую и на аналогичную услугу, условия их продажи всеми участниками соответствующего товарного рынка.
Исходя из данных, полученных в рамках рассмотрения дела NК08-157/13 о нарушении антимонопольного законодательства установлены сведения о стоимости услуги по перечислению платежей физических лиц, в т.ч. неналоговых от иных кредитных учреждений - конкурентов ОАО "Сбербанк России", из которых следует: филиал "Петровский" ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" - 50 руб., Северо-Западный филиал ОАО АКБ "РОСБАНК" - 100 руб., ОАО "БАНК "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" - 100 руб., филиал в Санкт-Петербурге ЗАО "ВТБ24" - 80 руб.
С учетом конъюнктуры рынка банковских услуг (а также взаимозаменяемых услуг) цена услуги банков, осуществляющих свою профессиональную деятельность на одном товарном рынке, в том числе на услуги по переводу неналоговых платежей значительно выше стоимости комиссионного вознаграждения ОАО "Сбербанк России" по взиманию комиссионного сбора в размере 30 рублей за перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации, связанных с продлением срока действия разрешения на хранение и ношение спортивного и охотничьего оружия (огнестрельного гладкоствольного длинноствольного и газового оружия).
На основании изложенного, антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено применение ОАО "Сбербанк России" необоснованно высокой цены рассматриваемой финансовой услуги, поскольку действия банка по установлению и взиманию платы за оказание услуг по приему и перечислению неналоговых платежей в размере 30 рублей совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав, данными действиями не налагаются на контрагентов неразумные ограничения и не ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. При этом отсутствует государственное регулирование тарифов за услуги кредитных организаций по приему и перечислению неналоговых платежей физических лиц, в связи с чем, коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и размер плат за предоставляемые услуги, по соглашению сторон в силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, не установлено применение Банком необоснованно высокой цены рассматриваемой финансовой услуги.
Также согласно статье 29 Закона о банковской деятельности комиссионное вознаграждение устанавливается кредитными организациями по соглашению с клиентами. Данная норма закрепляет договорный характер отношений между кредитными организациями и клиентами. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принцип свободы договора означает, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (например, публичный договор).
В ходе рассмотрения дела NК08-157/13 о нарушении антимонопольного законодательства также установлено, что в Санкт-Петербурге аналогичные услуги по приему неналоговых платежей в бюджеты всех уровней могут осуществляться не только финансовыми организациями, но и ФГУП "Почта России".
Руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства NК08-157/13 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Сбербанк России".
Председатель Комиссии О.А. Козлова
Члены Комиссии А.С. Добкин
И.В. Рахимова
А.Д. Житников
Л.П. Кузнецова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2014 г. N К08-157/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016