Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 50-К-03-14 (опубликовано 27 октября 2014 г.)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47; тел./факс: (8512) 39-05-80; e-mail: to30@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
27 октября 2014 г. Дело N 50-К-03-14
Резолютивная часть решения оглашена 13.10.2014
В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Управления Н.С. Меркулова; членов Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына и главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело N 50-К-03-14 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "РесантаИнвест" (юридический адрес: 125310, г. Москва, Шоссе Волоколамское, 80А; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 09.02.2007; ИНН 7733594862), Обществом с ограниченной ответственностью "КВАТРО ЛЮКС" (юридический адрес: 109316, г. Москва, Проспект Волгоградский, 12; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 17.09.2002; ИНН 7709248124) и Обществом с ограниченной ответственностью "СтройСити" (юридический адрес: 125464, г. Москва, Шоссе Пятницкое, 16; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.02.2012; ИНН 7733792896) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции)
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити", установила:
Законом о защите конкуренции на антимонопольные органы возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения (статья 22).
В ходе выполнения указанных функций Астраханским УФАС России от Закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" 15.04.2014 были получены сведения, анализ которых позволил обнаружить признаки нарушения ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения картеля, результатом которого явилось поддержание цены на электронном аукционе с реестровым номером 0325100003813000098.
В этой связи на основании пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, а также письма Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2014 N АД/24524/14 о передаче Астраханскому УФАС России полномочий по возбуждению в отношении ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением 30.06.2014 в отношении указанных обществ было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 50-К-03-14.
Изучив материалы данного дела, Комиссия установила следующее.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" в лице своего филиала Дмитровского рыбохозяйственного технологического института, находящегося по адресу: Московская область, Дмитровский район, п. Рыбное, 36, 26.09.2013 разместило в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лаборатории процессов и аппаратов пищевых производств в учебно-лабораторном корпусе Дмитровского рыбохозяйственного технологического института (далее также - аукцион) и аукционную документацию.
Как следует из указанных извещения и аукционной документации, место выполнения работ: Московская область, Дмитровский район, п. Рыбное, 29; начальная (максимальная) цена договора: 632358,04 руб.; адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.sberbank-ast.ru.
На участие в аукционе было подано четыре заявки: 02.10.2013 в 20 час. 32 мин. с IP-адресов 213.87.134.175 и 213.87.136.164 - ООО "Талдомское ремонтно-строительное предприятие"; 03.10.2013 в 09 час. 38 мин. с IP-адреса 94.45.211.124 - ООО "РесантаИнвест"; 03.10.2013 в 10 час. 02 мин. с IP-адреса 94.45.211.124 - ООО "КВАТРО ЛЮКС"; 03.10.2013 в 12 час. 51 мин. с IP-адресов 95.72.8.53 и 95.73.171.211 - ООО "СтройВест"; 03.10.2012 в 14 час. 21 мин. с IP-адреса 94.45.211.124 - ООО "СтройСити".
По результатам рассмотрения первых частей заявок все указанные участники размещения заказа были допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом электронном аукционе от 04.10.2013).
Аукцион проводился 07.10.2013.
Информация о ценовых предложениях участников аукциона и об IP-адресах, с которых они подавались, приведена в таблице.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе заказчик принял решение о несоответствии заявок ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" требованиям аукционной документации по причине непредставления данными обществам документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в результате чего победителем аукциона было признано ООО "РесантаИнвест" (протокол подведения итогов электронного аукциона от 08.10.2013).
Договор на выполнение работ по капитальному ремонту был подписан ООО "РесантаИнвест" 10.10.2013 в 21 час. 04 мин. с IP-адреса 94.45.211.124.
Комиссия, проверив соответствие указанных действий ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" требованиям антимонопольного законодательства, оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение (исполнение) соглашений между хозяйствующими субъектами - конкурентами (картели), которые приводят или могут привести к поддержанию цен на торгах.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Из положений части 1.1 статьи 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 данного закона последствиям, не могут быть признаны допустимыми в случае если такими соглашениями для отдельных лиц создается возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Исходя из смысла названных правовых норм, объективная сторона правонарушения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, заключается в достижении хозяйствующими субъектами - конкурентами договоренности, которая приводит или может привести к поддержанию цен на торгах и которая создает возможность для устранения конкуренции на торгах, вне зависимости от того, в какой форме (в письменной либо устной) достигнута такая договоренность.
Антиконкурентные соглашения в силу их экономико-правовой природы представляют собой замещение конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами сознательной кооперацией, ограничивающей конкуренцию, минимизирующей риски, связанные с ведением конкурентной борьбы, и наносящей ущерб интересам общества, государства, отдельных лиц.
Рыночное поведение участников антиконкурентных соглашений характеризуется утратой автономности (независимости) и оправдано лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником соглашения возможно лишь в результате сложного ролевого поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов.
При проведении аукциона ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" использовали следующую модель поведения.
ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" во время проведения аукциона, создавая видимость активной конкурентной борьбы между собой за право заключения договора, снижали цену договора до уровня, при котором добросовестные участники аукциона ООО "Талдомское ремонтно-строительное предприятие" и ООО "СтройВест" посчитали нецелесообразным заключение договора и потеряли интерес к аукциону. ООО "РесантаИнвест" на последних секундах аукциона сделало ценовое предложение незначительно ниже начальной (максимальной) цены договора.
В последующем, при рассмотрении вторых частей заявок ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" заказчик обнаружил, что данные общества допустили непредставление необходимых документов, и принял решение об отклонении этих заявок.
Вследствие этого договор был заключен с ООО "РесантаИнвест" по цене, которая незначительно ниже начальной (максимальной).
При этом такие юридически значимые действия, как подача заявок и ценовых предложений, осуществлялись ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" с одного и того же IP-адреса.
IP-адрес (Internet Protocol Address) представляет собой уникальный сетевой адрес устройства, в том числе компьютера, построенный по протоколу IP (межсетевой протокол).
Согласно данным, указанным ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" во вторых частях заявок, фактические адреса этих обществ различны.
При таких обстоятельствах использование указанными хозяйствующими субъектами одного и того же IP-адреса означает использование ими единой технологической инфраструктуры, необходимой для участия в аукционе, что позволяет сделать вывод о совместной подготовке и координировании этими хозсубъектами своих действий по участию в аукционе.
Консолидация ответчиками своих действий позволила им исключить из конкурентной борьбы добросовестных участников аукциона, устранить ценовое соперничество и добиться поддержания цены на аукционе.
Изложенное в совокупности указывает на наличие между ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити", являющимися конкурентами на рынке работ по капитальному ремонту зданий на территории Российской Федерации, соглашения, которое привело к поддержанию цены на аукционе, что прямо запрещено пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В предположении об отсутствии между ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" такого соглашения действия ответчиков не могут быть объяснены с точки зрения целесообразности, необходимости и ориентированности на конкуренцию на аукционе. Наличие такого соглашения позволило ответчикам извлечь преимущества, связанные с осуществлением деятельности в условиях отсутствия конкуренции, и добиться победы на аукционе заранее определенным участниками соглашения хозяйствующим субъектом.
Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия не усматривает.
Учитывая все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, Комиссия считает необходимым выдать ответчикам предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать ООО "РесантаИнвест", ООО "КВАТРО ЛЮКС" и ООО "СтройСити" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и исполнения соглашения, которое привело к поддержанию цены на открытом электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту лаборатории процессов и аппаратов пищевых производств в учебно-лабораторном корпусе Дмитровского рыбохозяйственного технологического института, являющегося филиалом ФГБОУ ВПО "Астраханский государственный технический университет" (реестровый номер аукциона 0325100003813000098).
2. Выдать ООО "РесантаИнвест" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать заключения с хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашений, которые могут привести к поддержанию цен на торгах.
3. Выдать ООО "КВАТРО ЛЮКС" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать заключения с хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашений, которые могут привести к поддержанию цен на торгах.
4. Выдать ООО "СтройСити" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не допускать заключения с хозяйствующими субъектами - конкурентами соглашений, которые могут привести к поддержанию цен на торгах.
3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ П.Л. Потылицын
___________________ М.В. Литвинов
Решение вступает в силу в день его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 50-К-03-14 (опубликовано 27 октября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016