Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 27 октября 2014 г. N 14-06/03-747
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе:
Р.А. Литвинова - председателя Комиссии, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
А.А. Тынянкиной - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
К.В. Алиева - члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,
с участием:
- Продан Ю.В., представителя ООО "Интерком" по доверенности от 21.12.2013 года N 91,
- Козловской Л.А., представителя Заказчиков по доверенностям от 23.10.2014 года б/н,
- Борисовой Т.М., председателя единой комиссии на основании Приказа от 31.12.2013 года N 34,
- Масловой Л.А., члена единой комиссии на основании Приказа от 31.12.2013 года N 34,
- Чернышковой Е.А., члена единой комиссии на основании Приказа от 31.12.2013 года N 34,
рассмотрев материалы дела N 14-06/03-747, возбужденного по жалобе ООО "Интерком" на действия единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием "Продукты питания": Лот N 1 "Поставка продуктов питания для нужд МБДОУ "Чернышковский детский сад N 1 "Солнышко"; Лот N 2 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Верхнегнутовская СОШ"; Лот N 3 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 2"; Лот N 4 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Большетерновская СОШ"; Лот N 5 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 1"; Лот N 6 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Басакинская СОШ"; Лот N 7 "Поставка продуктов питания для нужд МКДОУ Сизовский детский сад "Колосок"; Лот N 8 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Волоцкая СОШ"; Лот N 9 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Пристеновская СОШ"; Лот N 10 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Захаровская СОШ"; Лот N 11 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Красноярская СОШ"; Лот N 12 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Тормосиновская СОШ"; Лот N 13 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Нижнегнутовская СОШ" (номер извещения 0829300001714000029), установила:
В Управление 20.10.2014 года (вх. N 9022) поступила жалоба ООО "Интерком" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием "Продукты питания" (13 лотов закупки) (номер извещения 0829300001714000029).
Согласно доводам жалобы Заявителя, действия единой комиссии противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя требования поддержал в полном объеме.
При рассмотрении жалобы представители Заказчиков, Уполномоченного учреждения возражали против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Комиссией установлено, что 23 сентября 2014 года Уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением Чернышковского муниципального района "Бухгалтерское и методическое обслуживание образовательных учреждений Чернышковского муниципального района" публично объявлено о проведении конкурса с ограниченным участием "Продукты питания" (номер извещения 0829300001714000029), с начальной (максимальной) ценой контракта: Лот N 1 "Поставка продуктов питания для нужд МБДОУ "Чернышковский детский сад N 1 "Солнышко" - 402 000,00 рублей; Лот N 2 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Верхнегнутовская СОШ" - 119 496,35 рублей; Лот N 3 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 2" - 559 962,00 рублей; Лот N 4 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Большетерновская СОШ" - 132 670,00 рублей; Лот N 5 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 1" - 334 234,66 рублей; Лот N 6 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Басакинская СОШ" - 355 114,00 рублей; Лот N 7 "Поставка продуктов питания для нужд МКДОУ Сизовский детский сад "Колосок" - 101 043,67 рублей; Лот N 8 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Волоцкая СОШ" - 78 122,53 рублей; Лот N 9 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Пристеновская СОШ" - 56 706,00 рублей; Лот N 10 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Захаровская СОШ" - 111 890,00 рублей; Лот N 11 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Красноярская СОШ" - 154 500,98 рублей; Лот N 12 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Тормосиновская СОШ" - 278 305,00 рублей; Лот N 13 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Нижнегнутовская СОШ" - 278 810,00 рублей, посредством размещения извещения о проведении указанного конкурса с ограниченным участием на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что единой комиссией был нарушен порядок вскрытия конвертов, а именно в реальном времени представителю Заявителя, присутствовавшего при процедуре вскрытия конвертов, не были оглашены предварительные результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно частям 2, 3, 4 и 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
Комиссией Управления, из анализа представленных документов, установлено, что со стороны единой комиссией нет нарушений норм Закона о контрактной системе, касающихся вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения единой комиссией порядка вскрытия конвертов с заявками и определения победителя конкурса.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления считает недоказанным факт нарушения единой комиссией порядка вскрытия конвертов с заявками.
На основании изложенного, Комиссия Управления установила, что жалоба ООО "Интерком" является необоснованной.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были внесены, в числе прочего, следующие изменения в Закон о контрактной системе:
1) в статье 31: пункт 2 части 1 признать утратившим силу.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.06.2014).
Извещение о проведении рассматриваемого конкурса с ограниченным участием было опубликовано на официальном сайте 23 сентября 2014 года.
Комиссией установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, рассматриваемая конкурсная документация содержит требование о правомочности участника закупки заключать контракт (подпункт 2 пункта 22 и пункт 24 Раздела II. Информационная карта конкурса).
Таким образом, Заказчиками нарушены требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. В п. 65 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что указывается размер обеспечения исполнения каждого контракта, исходя из начальной (максимальной) цены контракта пропорционально количеству указанных в п. 62 Информационной карты конкурса Контрактов с учетом установленного обеспечения для контракта (лота):
- 5 процентов НМЦК, указанной в извещении о проведении конкурса.
В п. 68 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлена сумма обеспечения контракта по каждому лоту.
Комиссией Управления установлено, что проект контракта не содержит размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что размер обеспечения контракта определяется в конкретном размере (в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки).
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
С учетом того обстоятельства, что проект контракта не содержит размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, в то время как размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта указаны в Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, то, следовательно, проект контракта противоречит положениям конкурсной документации в указанной части.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Заказчиками нарушены требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В п. 1.8.21. Раздела I. "Инструкция участникам конкурса" конкурсной документации установлено, что Заказчик обязан включить в Контракт условие о сроках возврата Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем.
Как указывалось выше, в п. 65 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что указывается размер обеспечения исполнения каждого контракта, исходя из начальной (максимальной) цены контракта пропорционально количеству указанных в п. 62 Информационной карты конкурса Контрактов с учетом установленного обеспечения для контракта (лота): - 5 процентов НМЦК, указанной в извещении о проведении конкурса; в п. 68 Части II. "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлена сумма обеспечения контракта по каждому лоту.
Однако, Комиссией Управления установлено, что проект контракта не содержит условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссией Управления установлено, что Заказчиками нарушены требования ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В подпункте 6 пункта 38 Раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе подготавливается по формам, представленным в Разделе IV настоящей конкурсной документации и должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Однако, Комиссией Управления установлено, что конкурсная документация не содержит сведений о том, какими конкретно документами должно подтверждаться соответствие участников закупки дополнительным требованиям, что нарушает требования п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
В целях устранения выявленных в действиях Заказчиков нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь главой 6 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "Интерком" на действия единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием "Продукты питания": Лот N 1 "Поставка продуктов питания для нужд МБДОУ "Чернышковский детский сад N 1 "Солнышко"; Лот N 2 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Верхнегнутовская СОШ"; Лот N 3 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 2"; Лот N 4 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Большетерновская СОШ"; Лот N 5 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Чернышковская СОШ N 1"; Лот N 6 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Басакинская СОШ"; Лот N 7 "Поставка продуктов питания для нужд МКДОУ Сизовский детский сад "Колосок"; Лот N 8 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Волоцкая СОШ"; Лот N 9 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Пристеновская СОШ"; Лот N 10 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Захаровская СОШ"; Лот N 11 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Красноярская СОШ"; Лот N 12 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Тормосиновская СОШ"; Лот N 13 "Поставка продуктов питания для нужд МКОУ "Нижнегнутовская СОШ" (номер извещения 0829300001714000029) необоснованной.
2. Признать Заказчиков - МБДОУ "Чернышковский детский сад N 1 "Солнышко", МКОУ "Верхнегнутовская СОШ", МКОУ "Чернышковская СОШ N 2", МКОУ "Большетерновская СОШ", МКОУ "Чернышковская СОШ N 1", МКОУ "Басакинская СОШ", Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Сизовский детский сад "Колосок", МКОУ "Волоцкая СОШ", МКОУ "Пристеновская СОШ", МКОУ "Захаровская СОШ", МКОУ "Красноярская СОШ", МКОУ "Тормосиновская СОШ", МКОУ "Нижнегнутовская СОШ" - нарушившими части 1 и 27 статьи 34, часть 6 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 27 октября 2014 г. N 14-06/03-747
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016