Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 27 октября 2014 г. N 6306/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Корпорация передовых автотехнологий" (ИНН: 6671235072; юридический адрес: 620014, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, д. 6, 2 эт.; почтовый адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 49, офис 807; далее - ООО "Корпорация передовых автотехнологий") заявление о нарушении заказчиком (организатором открытого запроса предложений в электронной форме) - Открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" (ИНН: 5321039753; 173015, Великий Новгород, ул. Загородная, д. 2, корп. 2; далее - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по отбору организации на право заключения с открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" Договора на выполнение работ по установке, настройке и гарантийному обслуживанию цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в транспортных средствах Общества в 2014 году, извещение N 31401270743 (в редакции N 2) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.06.2014.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
14.07.2014 в Новгородское УФАС России от ООО "Корпорация передовых автотехнологий" (вх. N 5900 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика (организатора открытого запроса предложений в электронной форме) - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по отбору организации на право заключения с открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" Договора на выполнение работ по установке, настройке и гарантийному обслуживанию цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в транспортных средствах Общества в 2014 году (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу ООО "Корпорация передовых автотехнологий" приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы ООО "Корпорация передовых автотехнологий" как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ООО "Корпорация передовых автотехнологий" следует, что заказчик (организатор открытого запроса предложений в электронной форме) - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" при утверждении документации о проведении рассматриваемой закупки ограничил количество участников закупки путем установления предмета закупки - контрольного устройства тахографа "ШТРИХ-М с модулем СКЗИ", что привело к отклонению заявки (предложения) ООО "Корпорация передовых автотехнологий".
Заказчиком (организатором открытого запроса предложений в электронной форме) - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" представлены запрошенные запросом Новгородским УФАС России документы по проведению рассматриваемой закупки. Какие-либо объяснения от заказчика не поступали.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" разработано и утверждено Решением Совета директоров ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" (Протоколом N 4\13 от 23.12.2013) Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" (новая редакция) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Разделом 4 (пунктом 4.2.2.1) Положения о закупках предусмотрен способ закупки без проведения торгов путем осуществления закупки в форме открытого запроса предложений в электронной форме.
25.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" было размещено извещение N 31401270743 (в редакции N 2) о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по отбору организации на право заключения с ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" Договора на выполнение работ по установке, настройке и гарантийному обслуживанию цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в транспортных средствах Общества в 2014 году.
Согласно пункту 6.2.2 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать все требования и условия запроса предложений, а также описание порядка его проведения. Документация о запросе предложений подготавливается Организатором в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и настоящего Положения, утверждается руководителем Заказчика либо иным уполномоченным лицом.
Таким образом, согласно Положению о закупках, в том числе пункту 6.2.2 Положения о закупках, для проведения закупки путем проведения запроса предложений заказчиком должна быть разработана документация о проведении запроса предложений.
Во исполнение указанных требований Положения о закупках заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" разработана и утверждена 19.06.2014 исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" документация открытого запроса предложений в электронной форме по отбору организации на право заключения с открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Великий Новгород" Договора на выполнение работ по установке, настройке и гарантийному обслуживанию цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в транспортных средствах Общества в 2014 году (далее - Документация о проведении открытого запроса предложений в электронной форме).
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В пункте 6.2.2.4 Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме требования к описанию поставляемого товара заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" указаны в аналогичном виде.
Согласно разделу 1.2 Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме предметом рассматриваемого запроса предложений является выполнение работ по установке, настройке и гарантийному обслуживанию цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) в транспортных средствах Общества в 2014 году.
В соответствии с частью 4 Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме в перечень объектов работ, установленных в предмете рассматриваемой закупки, входит установка тахографа цифрового, его поверка, настройка, установка дополнительного оборудования - в том числе самого контрольного устройства "ШТРИХ - М с модулем СКЗИ" с соответствующим программным обеспечением.
Согласно части 4 "Техническое задание" Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (далее - Техническое задание) работы, входящие в предмет закупки должны быть выполнены в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных трнаспортных средств (далее - Технический регламент), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 720 от 10.09.2009.
Согласно пункту 7.9 Технического регламента тахографы должны быть работоспособны, метрологически проверены в установленном порядке и опломбированы.
В соответствии с Протоколом N 1 от 26.06.2014 на участие в рассматриваемой закупке (открытом запросе предложений в электронной форме) поступили заявки (предложения) 2 участников - ООО "Корпорация передовых автотехнологий" и Общества с ограниченной ответственностью "АВВА Групп" (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 107; далее - ООО "АВВА Групп").
Согласно Протоколу N 2 от 27.06.2014 заявка (предложение) участника закупки - ООО "Корпорация передовых автотехнологий" признана несоответствующей требованиям Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, по причине указания в заявке оборудования - тахографа цифрового "Касби Дт 20 М с СКЗИ", не соответствующего требованиям Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, в частности Технического задания.
Кроме того, предложенное участником закупки к поставке оборудование - тахограф цифровой "Касби Дт 20 М с СКЗИ", использует несоответствующее требованиям Технического задания программное обеспечение, позволяющее скачивать, хранить и использовать информацию.
Второй участник - ООО "АВВА Групп" в свою очередь не был допущен к участию в закупке по причине несоответствия требованиям к участникам, указанным в Документации о проведении открытого запроса предложений в электронной форме, а именно по причине отсутствия у участника требующейся лицензии на осуществление работ, входящих в предмет рассматриваемой закупки.
В заявке ООО "Корпорация передовых автотехнологий" к поставке было предложено следующее оборудование - тахограф цифровой "Касби Дт 20 М с СКЗИ".
Таким образом, принятое комиссией заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" по осуществлении рассматриваемой закупки решение о несоответствии требованиям Документации о проведении открытого запроса предложений (Техническому заданию) заявки участника закупки - ООО "Корпорация передовых автотехнологий", является обоснованным и правомерным.
В соответствии с Протоколом N 2 от 27.06.2014 рассматриваемая закупка признана несостоявшейся, заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" принято решение о заключении договора по ее итогам в соответствии с пунктом 10.2.9 Положения о закупках с единственным поставщиком.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом, установление заказчиком - ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород" в Документации о проведении открытого запроса предложений требования о поставке конкретного оборудования - тахографа "ШТРИХ - М с модулем СКЗИ" нельзя считать нарушающим указанный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принцип необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку рынок поставки автомобильного дополнительного оборудования - автомобильных тахографов, соответствующих пункту 7.9 Технического рагламента, в Новгородской области является высококонкурентным с большим количеством участников - продавцов данного оборудования, в том числе занимающихся его установкой, а также открытым для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в установленном порядке и занимающихся хозяйственной деятельностью на территрии других субъектов Российской Федерации.
Кроме того, участвовать в данной закупке могли не только производители обуродования (тахографов автомобильных), но и организации - поставщики, а также организации, занимающиеся его установкой, что также не органичивает конкуренцию по отношению к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "Корпорация передовых автотехнологий" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 октября 2014 г. N 6306/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016