Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 27 октября 2014 г. N 6305/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Адепт - Строй" (173025, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 59 А; далее - ООО "Адепт - Строй") заявление о нарушении заказчиком - Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 18" (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 66 А; далее - МАДОУ "Детский сад N 18") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ "Детский сад N 18" Великого Новгорода, извещение N 31401340120 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.07.2014.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
05.08.2014 в Новгородское УФАС России от ООО "Адепт-Строй" (вх. N 6569 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика - МАДОУ "Детский сад N 18" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ "Детский сад N 18" Великого Новгорода (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу ООО "Адепт-Строй" приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы ООО "Адепт-Строй" как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ООО "Адепт-Строй" следует, что заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" рассматриваемая закупка проводится с нарушением норм и положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Так в документации о рассматриваемой закупке указана информация о недействующей редакции положении о закупках заказчика, на основании которого проводится рассматриваемая закупка. Кроме того в положении о закупках заказчика отсутствует способ закупки в форме открытого конкурса в электронной форме. Также из Заявления следует, что участие для поставщиков на электронной торговой площадке, на которой проводится рассматриваемая закупка, платное.
Указанные действия заказчика - МАДОУ "Детский сад N 18" ограничивают доступ участников рассматриваемой закупки к участию в ней, а также приводят к недопущению, устанению или ограничению конкуренции.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" в соответствии с положениями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" разработано и утверждено приказом N 129.1 от 01.07.2014 заведующего МАДОУ "Детский сад N 18" Е.С. Козловой, а также согласовано с наблюдательным советом (протоколом N 4 от 30.06.2014) Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд МАДОУ "Детский сад N 18" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Частями 5, 6 Положения о закупках предусмотрен способ закупки путем проведения открытого конкурса.
Согласно пункту 2.5 Положения о закупках заказчик может проводить процедуры закупок в электронной форме с использованием электронных торговых площадок. Правила проведения такой процедуры закупки устанавливаются регламентом работы электронной торговой площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной торговой площадки.
Конкурсная документация на право заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ "Детский сад N 18" Великого Новгорода, расположенного по адресу: ул. Черемнова - Конюхова, д. 7, Великий Новгород (далее - Конкурсная документация) утверждена заведующим МАДОУ "Детский сад N 18" Е.С. Козловой 14.06.2014.
Согласно Конкурсной документации, а также сведениям извещения N 31401340120, размещенного на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.08.2014, рассматриваемая закупка осуществляется в форме открытого конкурса в электронной форме.
Таким образом, заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" в соответствии с пунктом 2.5 собственного Положения о закупках правомерно выбран способ проведения закупки в форме открытого конкурса в электронной форме.
В конкурсной документации заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" указано, что рассматриваемая закупка проводится, в том числе, в соответствии с Положением о проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ "Детский сад N 18" N 273 от 31.12.2013.
При этом, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru, заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" размещено Положение о закупках, разработанное и утвержденное приказом N 129.1 от 01.07.2014 заведующего МАДОУ "Детский сад N 18" Е.С. Козловой, а также согласованное с наблюдательным советом (протоколом N 4 от 30.06.2014).
Однако, в обеих редакциях положений о закупках, заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" установлен способ закупки путем проведения открытого конкурса, заявки на участие в котором могут подаваться в форме электронных документов. При этом, содержащаяся в положениях информация, а именно требования к конкурсной документации, критерии оценки заявок участников закупки, а также порядок оценки приведены в аналогичном виде, что не препятствовало участникам открытого конкурса участвовать в закупке, а также не нарушало порядка ее проведения.
Следовательно, указанные действия заказчика - МАДОУ "Детский сад N 18" не носили характера ограничения конкуренции, ограничения количества участников закупки.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона о закупках размещенные в единой информационной системе (в соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Согласно пункту 2.5 Положения о закупках при принятии заказчиком решения о проведении процедуры закупки в электронной форме с использованием электронной торговой площадки правила проведения такой процедуры закупки устанавливаются регламентом работы электронной торговой площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной торговой площадки.
Согласно извещению N 31401340120 рассматриваемая закупка проводится на электронной торговой площадке "ОТС - тендер" (Закрытое акционерное общество "Внебиржевые рынки").
Соответственно проведение торгов на торговой площадке регулируется ее внутренними регламентирующими документами, то есть регламентом ее работы (положением об аккредитации, порядком участия в торгах и прочее), размещенными в сети "Интернет" по адресу: tender.otc.ru.
Таким образом, в действиях заказчика - МАДОУ "Детский сад N 18" отсутствуют признаки ограничения доступа к участию в рассматриваемой закупке, поскольку порядок совершения необходимых действий участниками закупки для их участия в закупке, в данном случае, регулируется самой площадкой - "ОТС - тендер" (Закрытым акционерным обществом "Внебиржевые рынки"), а не заказчиком.
Продуктовые границы данного товарного рынка определены как строительство и капитальный ремонт зданий.
Заказчиками в рассматриваемых аукционах выступают государственные бюджетные учреждения Новгородской области при размещении ими заказов на выполнение строительно-ремонтных работ для собственных нужд.
Объекты, на которых должны быть выполнены строительно-ремонтные работы, расположены на территории Новгородской области.
Таким образом, в рассматриваемом случае географические границы товарного рынка определены как территория Новгородской области.
Указанный товарный рынок является конкурентным, с большим количествомучастников в качестве продавцов.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
В соответствии с частью 1 статьи 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "Адепт-Строй" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 октября 2014 г. N 6305/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016