Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 23 октября 2014 г. N 6257/03
Резолютивная часть оглашена 09.10.2014
В полном объеме изготовлено 23.10.2014
Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист эксперт Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 20 от 26.06.2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "АРМС" (ИНН 7842500896; 191024, г. Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 13, литера В; далее - ООО "АРМС") части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии:
- заявитель - С., надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился;
- заинтересованные лица - Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная компания Инфосвязь" (192012, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 271, литера А; далее - ООО "СЗК Инфосвязь") - надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
- Открытое акционерное общество "СМАРТС" (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корпус 2; далее - ОАО "СМАРТС") - надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "АРМС" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела (определение о продлении срока рассмотрения дела N 20 от 23.07.2014 и определение об отложении рассмотрения дела N 20 от 18.08.2014 были направлены на юридический адрес ООО "АРМС": 191024, г. Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 13, литера В и вернулись в Новгородское УФАС России с пометкой истек срок хранения), на рассмотрение дела не явился, установила:
28.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) из ФАС России поступило заявление физического лица С. (далее - заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении SMS-рекламы услуг такси в сети сотовой связи без согласия абонента на ее получение (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что 24.01.2014 в 19 часов 35 минут на абонентский номер заявителя в сети оператора услуг связи ОАО "Вымпелком" от абонента "+79047221420" поступило SMS-сообщение следующего содержания: "Taxi 84997541454". Заявитель согласия на получение SMS-сообщений рекламного характера на свой абонентский номер оператору связи или иным лицам не давал.
По мнению Заявителя, указанные действия по распространению SMS-рекламы являются нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание вышеуказанного SMS-сообщения следующего содержания: "Taxi 84997541454", можно прийти к выводу, что информация, содержащаяся в SMS-сообщении, обладает всеми признаками рекламы услуг такси. Они же являются объектом рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Заявитель С. предварительного согласия на получение вышеуказанной рекламы посредством сотовой радиотелефонной связи не давал.
Таким образом, указанная реклама услуг такси распространялась посредством использования радиотелефонной связи с признаками нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, а именно за распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на её получение.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (Россвязь) в сети "Интернет" по адресу: http://www.rossvyaz.ru, телефонный номер отправителя рассматриваемого SMS-сообщения "+79047221420" принадлежит номерной емкости оператора связи Открытого акционерного общества "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" (далее - ОАО "СМАРТС").
Как следует из информации, представленной ОАО "СМАРТС" по запросу Новгородского УФАС России, рассматриваемое SMS-сообщение было отправлено ООО "СЗК Инфосвязь". С данной организацией у ОАО "СМАРТС" заключен договор N 57-13 от 25.03.2013, по которому, в рамках предоставления услуг, ОАО "СМАРТС" организовывает партнеру доступ к оборудованию SMS-центра по smpp-протоколу, далее информационную SMS-рассылку осуществляет заказчик (ООО "СЗК Инфосвязь") с помощью своего программного комплекса по собственной абонентской базе, все адресаты которой на основании пункта 3.2.4 договора должны дать согласие на получение информационных SMS-сообщений.
Согласно сведениям ООО "СЗК Инфосвязь" (исх. N 70/14 от 21.05.2014), в соответствии с которыми лицом, ответственным за распространение вышеуказанного рекламного SMS-сообщения, является ООО "АРМС"
В соответствием с информацией, представленной ООО "СЗК Инфосвязь", техническая возможность формирования и направления указанного SMS-сообщения предоставлена ООО "АРМС" на основании договора об оказании услуг N 3377/14-ЛК8 от 22.01.2014, а ООО "СЗК Инфосвязь" выступает в роли провайдера телематической услуги связи.
ООО "АРМС", с использованием своего конечного оборудования осуществляет формирование содержания, определяет адресатов и отправку SMS-сообщений с использованием радиотелефонной связи.
Согласно пункту 3.2.1 вышеуказанного договора, ООО "АРМС" обязано соблюдать требования Закона о рекламе.
Согласно пункту 3.2.3 вышеуказанного договора, ООО "АРМС" в обязательном порядке обязано получить от Абонента, на телефон которого планируется отправка SMS/MMS/Голосовых/E-mail-сообщений, согласие на получение таких SMS/MMS/Голосовых/E-mail-сообщений, по форме, которая может быть предъявлена Оператору связи в случае необходимости в качестве безоговорочного доказательства добровольности получения SMS/MMS/Голосовых/E-mail-сообщений Абонентом.
Представители ООО "АРМС" на рассмотрение дела не явились, каких либо пояснений по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "АРМС" не представил.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела N 20 от 26.06.2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама была отправлена Заявителю на его абонентский номер без предварительного согласия абонента или адресата (Заявителя) на получение рекламы.
Учитывая вышеизложенное, в распространенном Заявителю SMS-сообщении следующего содержания: "Taxi 84997541454" имеется нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся в распространении рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. её рекламораспространителя - ООО "АРМС"
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Taxi 84997541454", распространенную 24.01.2014 в 19 часов 35 минут Обществом с ограниченной ответственностью "АРМС" (ИНН 7842500896; 191024, г. Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 13, литера В) по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента С. на получение рекламы, поскольку в ней нарушено требование части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "АРМС" (ИНН 7842500896; 191024, г. Санкт-Петербург, ул. Тележная, д. 13, литера В) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (прекращение распространения ненадлежащей рекламы).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены комиссии А.Т. Иванов
А.В. Терентьева
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 года. Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 23 октября 2014 г. N 6257/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016