Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
N 04/05 (опубликовано 26 февраля 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: - руководитель Управления Еврейского УФАС России;
Члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и размещения заказов;
- специалист-эксперт отдела контроля органов власти и размещения заказов
при участии представителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" *** (доверенность от 11.02.2013 года N б/н).
рассмотрев дело N 04/05 от 12.02.2013 года по признакам нарушения требований муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" (***) пункта 4 статьи 16 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Еврейского УФАС России поступило обращение Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (вх. от 31.10.2012 года N 01/5-1613), в котором указано, что согласно счету от 21.07.2011 N 751 на сумму 65729,00 руб. и от 04.07.2011 N 665 на сумму 70905,10 руб. муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" (далее - МКОУ "ООШ с. Желтый Яр") приобретает электроустановочные изделия для ремонта освещения в школе на общую сумму 136634,10 руб.
Согласно счету от 22.08.2011 N 314 МКОУ ООШ с. Желтый Яр приобретает мягкий инвентарь на сумму 183630,00 руб.
Согласно счету от 29.06.2011 N 1877 на сумму 98350, 00 руб., счету 29.06.2011 б/н на сумму 56650,00 руб., счету от 07.07.2011 б/н на сумму 81750,00 руб. и за наличный расчет по товарному чеку б/н от 29 июля 2011 г. на сумму 20620,00 руб. приобретена мебель для детских, школьных и дошкольных учреждений на общую сумму 257370,00 руб.
Пунктом 6.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Для определения одноименности товаров, работ, услуг Минэкономразвития России был издан Приказ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков". Номенклатура предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в ряде случаев, в том числе при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, не превышающую 100,0 тыс. руб. в течение квартала.
Под номером 130 в приказ Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 включено "Оборудование осветительное" по коду 3150000 "Электрические лампы накаливания и газоразрядные лампы; оборудование светотехническое; изделия электроустановочные; детали и запасные части ламп и светотехнического оборудования".
Анализ оплаченных счетов показал, что из приобретенных МКОУ ООШ с. Желтый Яр электроустановочных изделий, не являются одноименными, а относятся к другим товарным группам товары на сумму 14082,00 руб.
В нарушение пункта 6.1 статьи 10, пункта 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ МКОУ ООШ с. Желтый Яр в течение одного квартала была произведена закупка одноименных товаров на сумму 563552,10 руб., в том числе:
- оборудование осветительное на сумму - 122552,10 руб.
- мягкий инвентарь на сумму - 183630,00 руб.
- мебель для детских, школьных и дошкольных учреждений на
сумму - 257370,00 руб.
На основании приказа Еврейского УФАС России от 31.01.2013 г. N 8 возбуждено дело по признакам нарушения МКОУ "ООШ с. Желтый Яр" требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Представителем МКОУ "ООШ с. Желтый Яр", главным бухгалтером *** представлено письменное объяснение по факту приобретения мебели и осветительного оборудования, в котором указано следующее: "В 2011 году в здании детского сада проводился ремонт в связи с открытием дополнительной группы. Ремонт начали после 20 июня т.к. в июне месяце проходят выпускные экзамены в здании школы и в это же время в школе ЛОЛ (площадка). Дети, посещающие его, находились в здании детского сада. Закончить ремонт следовало до 01 сентября 2011 года т.к. с 01 сентября начинается учебный год. Для того, чтобы полностью укомплектовать новую группу мебелью и заменить старую ветхую мебель в имеющейся группе был выписан дополнительный счет, что превысило в общей сумме сто тысяч рублей.
Электротовары, приобретенные у одного поставщика по двум счетам были приобретены для двух отдельно стоящих зданий (здание детского сада и здание школы).
Не были проведены торги и не заключены контракты т.к. для этого требовалось дополнительное время.
На заседании Комиссии Еврейского УФАС России представитель МКОУ "ООШ с. Желтый Яр" подтвердила размещение заказа у единственного поставщика.
Рассмотрев представленные материалы Комиссией Еврейского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 135-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 135-ФЗ, целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно Постановлению "О создании муниципальных казенных учреждений муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" путем изменения типа существующих муниципальных учреждений Биробиджанского муниципального района" от 08.06.2011 N 486 создать муниципальные казенные учреждения муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" путем изменения типа существующих муниципальных учреждений Биробиджанского муниципального района, в том числе: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр"
Согласно ч. 1.14 раздела I Устава МКОУ "ООШ с. Желтый Яр" утвержденного Постановлением администрации муниципального района (в редакции от 21.12.2009 года N 1248 по состоянию на июль 2011 года) в своей деятельности Школа руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, законами ЕАО, решениями Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района ЕАО, постановлениями и распоряжениями администрации Биробиджанского муниципального района и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними.
Таким образом, МКОУ "ООШ с. Желтый Яр" должно соблюдать требования Закон N 94-ФЗ и Закона N 135-ФЗ.
МКОУ ООШ с. Желтый Яр были размещены заказы у единственного поставщика в течение одного квартала без проведения торгов и запроса котировок на одноименные товары.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Частью 6.1. статьи 10 Закона N 94-ФЗ предусмотрено определение одноименных товаров, одноименных работ и одноименных услуг: под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 утверждена "Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее - Номенклатура).
Согласно Номенклатуре:
- товары "стул" (код - 3611190), "стол" (код - 3611110), "шкаф" (код - 3611410), "скамья" (код - 3612190), "вешалка" (код - 3611560) входят в группу N 162 "Мебель и услуги по производству мебели", код ОК 004-93 - 3610000 (договор от 07.07.2011 года N б/н, заключенный с ООО "Мебельный комбинат ФОМА" на сумму 81750,00 руб. согласно счета от 07.07.2011 N 1988, счет-фактура от 07.07.2011 N б/н, платежное поручение от 18.07.2011 года N 506461 на сумму 81750,00 по счету 1988 от 07.07.2011; договор от 01.07.2011 года N б/н, заключенный с ООО "Мебельный комбинат ФОМА" на сумму 56650,00 руб., счет-фактура от 29.06.2011 N б/н, счет на оплату от 01.07.2011 N 1884, платежное поручение от 25.10.2011 N 640116 на сумму 56650,00 руб. по счету 1884 от 01.07.2011 года). Общая сумма - 138400,00 руб.
- товары "светильник", "выключатель", "лампа ртутная", "розетка", "лампа люминесцентная" входят в группу N 130 "Оборудование осветительное" (счет от 04.07.2011 N 665 на сумму 61860,10 руб., платежное поручение от 08.07.2011 года N 492593 на сумму 61860,10 руб. - оплата по счету 665 от 04.07.2011 года; счет от 21.07.2011 N 751 на сумму 58955,00 руб., платежное поручение от 25.07.2011 года N 515309 на сумму 58955,00 руб. - оплата по счету 751 от 21.07.2011 года).
Согласно пункту 14 статьи 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:
осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
В нарушение требований п. 14 ст. 55 Закона N 94-ФЗ МКОУ "ООШ с. Желтый Яр" были размещены заказы у единственного поставщика на сумму, превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации 138400,00 рублей и 120815,10 рублей в 3-ем квартале 2011 года без проведения торгов или запроса котировок на приобретение товаров, которые согласно Номенклатуре товаров входят в группу N 130 "Оборудование осветительное", код ОК 004-93 - 3150000 и N 162 "Мебель и услуги по производству мебели", код ОК 004-93 - 3610000.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона N 135-ФЗ соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 454 Гражданского Кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ч. 1 ст. 492 Гражданского Кодекса РФ по договору розничной купли -продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно ч. 2 ст. 492 Гражданского Кодекса РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором.
В соответствии со ст. 493 Гражданского Кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Таким образом, платежные поручения: от 08.07.2011 N 492593; от 25.07.2011 N 515309; от 18.07.2011 N 506461; от 25.10.2011 N 640116 являются документами, подтверждающим оплату товара (осветительного оборудования и мебели), то есть соглашениями.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о том, что МКОУ ООШ с.Желтый Яр заключены соглашения на приобретение одноименных товаров (осветительное оборудование и мебель) для нужд МКОУ ООШ с.Желтый Яр без проведения торгов или запроса котировок в течение одного квартала на суммы 138400,00 рублей и 120815,10 рублей в 3-ем квартале 2011 года (платежные поручения: от 08.07.2011 N 492593; от 25.07.2011 N 515309; от 18.07.2011 N 506461 (договор от 07.07.2011 года N б/н); от 25.10.2011 N 640116 (договор от 01.07.2011 года N б/н)), что повлекло за собой ограничение конкуренции в ограничение доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией осветительного оборудования и мебели.
Комиссия Еврейского УФАС России на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" (***) нарушившим требования пункта 4 статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений на приобретение одноименных товаров (осветительного оборудования и мебели) для нужд МКОУ ООШ с. Желтый Яр без проведения торгов или запроса котировок в течение одного квартала на сумму, превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации, повлекшие за собой устранение конкуренции, в ограничении доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией осветительного оборудования и мебели.
2. В связи с тем, что договоры на приобретение осветительного оборудования и мебели заключены предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области N 04/05 (опубликовано 26 февраля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016