Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 27 ноября 2014 г. N 08-21/56-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Муравьев С.Е. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление); |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Мильский А.С. - ведущий специалист - эксперт контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/56-14, возбужденное по факту поступления 12.08.2014 в 15:08 на абонентский номер <_> принадлежащий <_> (отправитель: UBRR, СМС-центр: +79168960390), СМС-сообщения с рекламой следующего содержания: "Здравствуйте, <>! Кредиты на любые цели по паспорту, от 15 минут! Заполните заявку по ссылке ubrr.ru/k3. С уважением, УБРиР", с признаками нарушения части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившимися в распространении СМС-рекламы без предварительного согласия абонента или адресата на её получение, в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4) - <_>
- ЗАО "Связной загрузка" (адрес: 117052, Московская область, ул. Южнобутовская, д. 101, оф. 18) - <_>
Заявитель, ОАО "Уральский банк реконструкции и развития извещены, не явились, установила:
В Московское областное УФАС России поступило обращение <_> о направлении 12.08.2014 в 15:08 на абонентский номер заявителя <_> СМС-сообщения (отправитель: UBRR, СМС-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: "Здравствуйте, <_>! Кредиты на любые цели по паспорту, от 15 минут! Заполните заявку по ссылке ubrr.ru/k3. С уважением, УБРиР", без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения части 1
статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
Согласно письменным объяснениям ОАО "Мобильные ТелеСистемы" через СМС-центр +79168960390 маршрутизируются СМС-сообщения, направляемые ЗАО "Связной загрузка".
В соответствии с позицией ЗАО "Связной Загрузка" рассылка осуществлялось по заказу ООО "СМС Трафик" на основании договора N А-33/14р от 01 апреля 2014 года.
Согласно письменным объяснениям ООО "СМС Трафик" инициатором рассылки рассматриваемого СМС - сообщения на основании договора N 240/14 от 17.04.2014 был ОАО "Уральский банк реконструкции и развития".
В соответствии с позицией ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" указанное СМС - сообщение было направлено на абонентский номер заявителя как потенциальному клиенту банка, текст рекламного СМС - сообщения внутренними документами банка не утверждался.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 N АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к оказываемым ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" услугам по предоставлению кредита ("Кредиты на любые цели по паспорту") и их продвижение на рынке. Указанная информация содержит сведения об услугах ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" обобщенного характера, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.
Рассылка смс-сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер, что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в СМС-сообщениях, как предназначенной исключительно для конкретного абонента.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Согласно с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.
Абонентский номер <_> выделен ОАО "Мобильные ТелеСистемы" <_> на основании договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", Федеральный закон "О рекламе" не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" представлены косвенные доказательства подтверждающие, что при заполнении формы заявки на кредит на сайте www.ubrr.ru, <_> выразил согласие на обработку персональных данных и информирование о рекламных акциях банка.
<_> на заседание Комиссии не явился, доводы обращения не поддержал, не опроверг косвенные доказательства ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", в связи с чем Комиссия приняла решение о возможности признать факт получения согласия заявителя на получение рекламы на основании имеющихся материалов дела.
Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела N 08-21/56-14 факт нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе не подтвердился.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Указанное в рассматриваемой рекламе обозначение "УБРиР" не является наименованием лица, оказывающего финансовые услуги.
Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе при распространении СМС - сообщения с рассматриваемой рекламой.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "11" декабря 2014 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
С.Е. Муравьев |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
А.С. Мильский |
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"11" декабря 2014 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Муравьев С.Е. - заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А.- начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Мильский А.С. - ведущий специалист - эксперт контроля за рекламной деятельностью Управления, |
на основании своего Решения от 27 ноября 2014 г. по делу N 08-21/56-14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: "Здравствуйте, <_>! Кредиты на любые цели по паспорту, от 15 минут! Заполните заявку по ссылке ubrr.ru/k3. С уважением, УБРиР", поступившей 12.08.2014 в 15:08 на принадлежащий <_> абонентский номер <_> в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508, предписывает:
1. ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" (адрес: 620014, г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, д. 67) в двухнедельный срок с даты получения настоящего Предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, либо прекратить распространение указанной рекламы.
2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего Предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Председатель Комиссии |
С.Е. Муравьев |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
А.С. Мильский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 ноября 2014 г. N 08-21/56-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016