Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 10 февраля 2015 г. N 115-Р-14
Резолютивная часть решения оглашена 27.01.2015 г. г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 10.02.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Франскевич О.П. - заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Алехина А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Марова О.О. - специалист-эксперт антимонопольного законодательства и рекламы; Митрофанова Е.И. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы |
рассмотрев дело N 115-Р-14, возбужденное в отношении ИП <_> о признаках нарушения пунктов части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - закон "О рекламе"), выразившихся в распространении в газетной публикации "Шанс" от 13-19 февраля 2014 года N 7 на странице 24 рекламы следующего содержания: "Центр займов от 3% в месяц. Деньги Авто у Вас. 26-36-36. <_>".
В присутствии представителя по доверенности <_> (<_>), установила:
В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) плановой выездной проверки в отношении деятельности Общества с Ограниченной Ответственностью "Медиаформа" (газета "Шанс") по соблюдению рекламного законодательства, были выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении в газетной публикации от 13-19 февраля 2014 года N 7 на странице 24 рекламы следующего содержания:
"Центр займов от 3% в месяц. Деньги Авто у Вас. 26-36-36. <_>".
Данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 3 статьи 28, если реклама услуг связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющие на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 807, пункт 2 статьи 819) следует, что нормы о кредите являются специальными по отношению к займу. При этом субъектный состав договора займа не ограничен, и заимодавцем может являться любое юридическое лицо или физическое лицо.
Рекламное законодательство не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.
По кредитному договору (договору займа) банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит, займ) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (статья 807 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита будет указано любое из условий таких как процентная ставка, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.
В случае если в рекламе кредитов указывается минимальное или максимальное значение процентной ставки (например, посредством выражения "от." или "до."), то в рекламе должны быть указаны также все остальные значения процентной ставки (минимальная, максимальная и промежуточные) по рекламируемым кредитам, а также все остальные условия договора, определяющие расходы заемщика по кредитному договору и влияющие на них, для каждого значения процентной ставки (сумма кредита, срок предоставления кредита и др.).
В спорной рекламе содержится не вся существенная информация предоставляемой услуги, а именно не указан срок предоставления займов.
Так в своем письменном пояснении, поступившем в адрес Хакасского УФАС России Индивидуальный предприниматель <_> указал, что условия предоставления займов были следующие: - срок предоставления займа - один календарный месяц. Однако, в рекламной информации, содержащейся в газете "Шанс" N 7, данного условия не обнаружено. Процентная ставка указана - "от 3%", в то время, как в соответствии с рекламным законодательством должна быть указана минимальная, максимальная и промежуточная, а также условия влияющие на ее размер.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" возложена на рекламодателя. Исходя из представленных документов, рекламодателем определен Индивидуальный предприниматель <_>
Определением о возбуждении производства по делу N 115-Р-14, рассмотрение было назначено на 16 декабря 2014 года. На рассмотрении дела присутствовали ИП<_> а также представитель <_> действующая на основании доверенности <_>
В ходе рассмотрения дела, ИП <_>отказался давать какие либо пояснения, ссылаясь на часть 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации которая гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".
Определением от 17.12.2014 года рассмотрение дела N 115-Р-14 было отложено на 27 января 2015 года.
15.01.2015 года в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные объяснения от ИП <_> в которых говорится, что не знал что нарушает законодательство о рекламе, и поскольку предусмотрена ответственность за данное нарушение, вину свою признает, в дальнейшем обязуется рекламу, противоречащую Закону "О рекламе" не распространять.
На рассмотрении дела N 115-Р-14 27 января 2015 года, присутствовала представитель по доверенности <_>которая пояснила, что согласна с вменяемым нарушением, дополнительные пояснения отсутствуют.
Комиссия Хакасского УФАС России заслушав представителя ИП <_> а также проанализировав все материалы дела, пришла к следующему выводу, что доказательств достаточно для признания ИП <_> нарушившим законодательство о рекламе. Данный факт подтверждается следующим. Опубликованной в газете "Шанс" от 13-19 февраля 2014 года N 7 на странице 24 ненадлежащей рекламы, не соответствующей части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона "О рекламе". Ответственность за данное нарушение возложена на рекламодателя. Рекламодателем определен ИП <_>
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать рекламу ИП <_>ненадлежащей, не соответствующей части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" распространенную в газетной публикации "Шанс" от 13-19 февраля 2014 года N 7 на странице 24 рекламы следующего содержания:
"Центр займов от 3% в месяц. Деньги Авто у Вас. 26-36-36. <_>".
2. Выдать предписание ИП <_>об устранении нарушений законодательства о рекламе, а именно:
- прекратить распространение вышеуказанной рекламы, с нарушением части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона "О рекламе" в срок до 30 марта 2015 года;
- предоставить документы, подтверждающие факт прекращения в течение трех дней с момента исполнения предписания.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Индивидуальному предпринимателю <_>
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 115-Р-14
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
10 февраля 2015 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасские УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Франскевич О.П. - заместитель руководителя правления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Алехина А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Марова О.О. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; Митрофанова Е.И. - специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы. |
на основании своего решения от 27.01.2015 года по делу N 115-Р-14 о признании ненадлежащей рекламы распространенной ИП <_> в газетной публикации "Шанс" от 13-19 февраля 2014 года N 7 на странице 24 рекламы следующего содержания: "Центр займов от 3% в месяц. Деньги Авто у Вас. 26-36-36. <_>".
Пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> (<_>) в рок до 30 марта 2015 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы, не соответствующей части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона "О рекламе", следующего содержания: "Центр займов от 3% в месяц. Деньги Авто у Вас. 26-36-36. <_>".
2. ИП <_> (<_>) в течение трех дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в адрес Хакасского УФАС России письменные доказательства данного исполнения.
Согласно статье 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания Федерального антимонопольного органа его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: О.П. Франскевич
Члены комиссии: А.А. Алехина
О.О. Марова
Е.И. Митрофанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 10 февраля 2015 г. N 115-Р-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016