Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 15 октября 2014 г. N 93/07-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - и. о. заместителя руководителя;
Члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 15.10.2014 дело N 93/07-2014, возбужденное в отношении открытого акционерное общества "Приморнефтепродукт" (ИНН/КПП 2504000532/253601001 ОГРН 1022501287126) (далее - ОАО "Приморнефтепродукт") по факту размещения рекламной статьи с признаками нарушения требований пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАО "Приморнефтепродукт" и заявителя - <_>
в присутствии представителя лица, которое может дать пояснения по настоящему делу ООО "ДВ Регион" - <_> (доверенность N 30/14 от 01.03.2014), установила:
В Приморское УФАС России поступило заявление (вх. N 7166 от 29.07.2014) жителя г. Владивостока <_> о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе ОАО "Приморнефтепродукт".
В частности, на ресурсе http://www.newsvl.ru/vlad/2014/07/18/125792/ размещена рекламная статья, в которой говорится о топливе "GreenEco NEO".
В своем заявлении <_> указывает, что рекламная статья содержит не достоверные сведения и вводит в заблуждение потребителя, поскольку описываемые в рекламной статье характеристики топлива не обладают заявленным эффектом. Заявитель указывает, что он и его знакомые автовладельцы (более 10 машин) заправляют данным видом топлива уже не первый бак и эффекта, указанного в рекламе, не почувствовали. Однако, к своему заявлению <_> не приложил доказательств, подтверждающих доводы указанные в заявлении.
Специалисты Приморского УФАС России, изучив указанную рекламную статью, установили следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламной статье говорится, что: "_Что же касается GreenEco Neo, то запуском его производства хабаровские технологии занимались совместно со специалистами компании BASF - мирового лидера в разработке инновационных топлив_", а также, что топливо "_имеет неоспоримые преимущества по сравнению с аналогичными продуктами, реализующими на рынке Российской Федерации_".
При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Таким образом, отсутствие в рекламной статье информации с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которая имеет объективное подтверждение нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае - ОАО "Приморнефтепродукт".
Определением Приморского УФАС России от 30.09.2014 (исх. N 9483/07-3) в отношении ОАО "Приморнефтепродукт" возбуждено дело N 93/07-2014 по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 15.10.2014. Так же данным определением к участию в рассмотрении настоящего дела привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДВ Регион" (ИНН/КПП 2540169855/254001001 ОГРН 1112540001683) (далее - ООО "ДВ Регион") в качестве лица, которое может дать пояснения по настоящему делу.
15.10.2014 надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела N 93/07-2014 представитель ОАО "Приморнефтепродукт" на рассмотрение не явился. О надлежащем уведомлении свидетельствует почтовая карточка-уведомление (внутрироссийский почтовый идентификатор 69000779000402). Данное определение вручено адресату 06.10.2014.
Представитель <_> на рассмотрение дела N 93/07-2014 так же не явился. Вышеуказанное определение было направлено по адресу указанному в заявлении и продублировано электронной почтой. Однако определение направленное почтой вернулось в адрес Приморского УФАС России в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. Поскольку Приморским УФАС России были предприняты необходимые меры для соблюдения законных прав <_> и его надлежащего уведомления, дело N 93/07-2014 было рассмотрено в его отсутствии.
В письменных пояснениях (вх. N 8000 от 20.08.2014) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что между ОАО "Приморнефтепродукт" и ООО "ДВ Регион" заключен агентский договор (N 3-1-12 от 01.02.2012), согласно которому ООО "ДВ Регион" оказывает ОАО "Приморнефтепродукт" услуги, в том числе по размещению рекламно-информационного материала в средствах массовой информации. Рассматриваемая статья была размещена в соответствии с договором между ООО "ДВ Регион" и ООО "ФарПост Реклама" (N R-0035/1 от 10.04.2012).
В письменных пояснениях (вх. N 10035 от 14.10.2014) ООО "ДВ Регион" сообщило, что текст рассматриваемой рекламной статьи сторонами не согласовывался. ОАО "Приморнефтепродукт" предоставил для размещения готовый рекламный материал.
В письменных пояснениях (вх. N 10079 от 15.10.2014) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что ответственным за соблюдением положений ФЗ "О рекламе" является начальник отдела маркетинга и рекламы <_> на основании пункта 14 и пункта 31.8 должностной инструкции.
Так же, письмом от 02.09.2014 (вх. N 8420) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что 01.09.2014 в добровольном порядке привело рекламную статью в соответствие с требованиями ФЗ "О рекламе".
На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что размещенная на ресурсе http://www.newsvl.ru/vlad/2014/07/18/125792/ рекламная статья ОАО "Приморнефтепродукт", в которой говорится о топливе "GreenEco NEO", является недостоверной и распространялась с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО "Приморнефтепродукт" размещенную на ресурсе http://www.newsvl.ru/, в которой говорится о топливе "GreenEco NEO", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ОАО "Приморнефтепродукт" предписание о прекращении нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения настоящего дела.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27.10.2014. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 15 октября 2014 г. N 93/07-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016