Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 27 февраля 2013 г. N 114
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Волохина И.В. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Былина Д.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 114, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Примула" (далее - ООО "Примула"; ИНН 5402530550; ОГРН 1105476063054; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 200) по факту размещения в газете "Наша Газета с программой телепередач" свидетельство о регистрации СМИ ПИ N 11-0309 от 11.09.2000 г.; территория распространения - Свердловская область) N 29 (857) от 26 июля 2012 г. на стр. 9, под заголовком "ЕСЛИ БОЛЯТ СУСТАВЫ. Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают второе место среди причин инвалидности" рекламы препарата "Витаартус", с признаками нарушения:
- п.2 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 6 ч. 5 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- ч. 7 ст.5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в отсутствии:
- заявителя - НП "Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания" - уведомлено надлежащим образом;
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - Общества с ограниченной ответственностью "Примула" (ИНН 5402530550; ОГРН 1105476063054; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 200) - уведомлено надлежащим образом, установила:
Свердловским УФАС России в адрес Новосибирского УФАС России переданы (вх. N9891 от 28.11.12) материалы проверки, проведенной по заявлению Некоммерческого партнерства "Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания" о распространении в информационно-рекламном издании "Наша газета с программой телепередач" рекламы препарата "Витаартус" в виде статьи под заголовком "Если болят суставы" с признаками нарушения рекламного законодательства.
В газете "Наша Газета с программой телепередач" (свидетельство о регистрации СМИ ПИ N 11-0309 от 11.09.2000 г.; территория распространения - Свердловская область) N 29 (857) от 26 июля 2012 г. на стр.9 размещен рекламный материал под заголовком "ЕСЛИ БОЛЯТ СУСТАВЫ. Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают второе место среди причин инвалидности", содержащий в том числе следующую информацию:
"Артрит, артроз, ущемление мениска, остеохондроз, бурсит_ болезни суставов в последние годы стали достаточно массовым явлением. Часто считается, что страдают от данных заболеваний люди полные, малоподвижные и пожилые. Но это далеко не так_
_ Поэтом, независимо от имеющегося заболевания, в силах любого человека провести эффективных курс профилактики заболеваний суставов с помощью комплексных натуропатических препаратов, содержащих все необходимые биологически-активные вещества и микроэлементы, необходимые для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата.
Именно для этого и был создан отечественный препарат "Витаартус". В его состав входят природные компоненты, экстракты и вытяжки из лекарственных трав в концентрированном виде. Его богатейший состав позволяет работать сразу во всех направлениях, на все структуры суставов, устраняя не только боль, но и причины разрушения. Активные компоненты в составе препарата способствуют очищению суставов и позвоночника от солей, при этом естественным образом вырабатывается синовиальная (межсуставная) жидкость, функция которой - смазывать сустав.
Концентрат "Витаартус" прост в применении, т.к. выпускается в форме порошка и легко растворяется в воде, что позволяет полезным микроэлементам быстро проникнуть в организм без вреда для желудка и кишечника.
КОНЦЕНТРАТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАДОМ. СЕРТИФИЦИРОВАНО. САН.ЭПИД.ЗАКЛЛ.70.ТС.17-918.П.000002.01.10 ОТ 12.01.2010 г., СЕРТ.СООТВ. POCCRU АИ42.НО4649 ОТ 25.01.2010 Г.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.
ООО "ВИЗОР", г. Новосибирск, Красный проспект, 82, ОГРН 107540603022".
В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 с. 3 ФЗ "О рекламе").
С учетом способа и формы распространения вышеуказанная информация является рекламой поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (концентрату "Витаартус"), формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно информации, полученной с поискового сервера по Реестрам Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека fp.crc.ru, рекламируемый препарат - "Витаартус" - является пищевым продуктом, а именно концентратом для безалкогольного напитка, в соответствии с выданным санитарно-эпидемиологическим заключением N 70.ТС.17.918.П.000002.01.10 от 12.01.2010 г. Область применения - в качестве пищевого продукта для реализации населению. Изготовитель - ООО "Артлайф"; получатель СЭЗ - ООО "Визор" (г. Новосибирск, Красный проспект 82; ОГРН 1075406013022).
Поскольку рекламируемый продукт является пищевым продуктом (концентратом для безалкогольного напитка) в соответствии с выданным СЭЗ, то информация о его назначении и потребительских свойствах: "профилактики заболеваний суставов", "устраняя не только боль, но и причины разрушения", "способствуют очищению суставов и позвоночника от солей", "вырабатывается синовиальная (межсуставная) жидкость", а также о составе: "в его состав входят природные компоненты, экстракты и вытяжки из лекарственных трав", не соответствует действительности, что указывает на нарушение п. 2 ч.3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Содержащаяся в рассматриваемой рекламе информация: "устраняет причины разрушения, способствует выработке синовиальной (межсуставной) жидкости", указывает на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (артрит, артроз, ущемление мениска, остеохондроз, бурсит, другие болезни суставов), что в соответствии с ФЗ "О рекламе" не допускается.
Согласно п.6 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В совокупности вышеуказанная информация искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования поскольку не содержит существенной информации о том, что рекламируемый концентрат не является лекарственным средством, что указывает на нарушение ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ответственность за нарушение ч.ч.3,5,7 ст.5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст.38 ФЗ "О рекламе").
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст.3 ФЗ "О рекламе").
Согласно данным регистрационного свидетельства газеты "Наша Газета с программой телепередач" (ПИ N 11-0309 от 11.09.2000 г.) учредителем данного издания является ООО Издательство "Пульс цен".
ООО "Издательство "Пульс цен" сообщило (вх. N 01-14492 от 13.09.2012), что не осуществляет размещение информации и рекламы в издании, договоры с рекламодателями не заключает, информационное наполнение издания не осуществляет.
Вместе с тем, ООО "Издательство "Пульс цен" указало, что информационное, рекламное наполнение осуществляет ООО "Город возможностей" на основании договора N 13/РУ-11 от 11.01.2011.
В свою очередь, ООО "Город возможностей" сообщило (вх. N 01-15815 от 04.10.2012), что в соответствии с агентским договором N 035/3 от 10.04.2006. функции по совершению юридических и иных действий, связанных с заключением контрактов на оказание рекламных услуг с клиентами, выставлением счетов на оплату услуг, ведением расчетов с клиентами, истребованием дебиторской задолженности клиентов за оказание услуги переданы от него в ООО "Рекламное бюро".
Согласно сведениям, представленным ООО "Рекламное бюро" (вх. N 01-16767 от 22.10.2012), рекламный макет рекламы препарата "Витаартус" был предоставлен заказчиком - ООО "Примула" в готовом виде на основании договора N РБ-0061409 от 20.03.2012.
Таким образом, рекламодателем рекламы концентрата "Витаартус" является ООО "Примула" (г. Новосибирск, Красный проспект, 200, офис 609; ИНН 5402530550).
На основании вышеизложенного и руководствуясь абз. "а" п. 16 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, предлагаю возбудить дело по признакам нарушения п.2 ч.3 ст.5, п.6 ч.5 ст.5, ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе" в отношении ООО "Примула".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе, и в соответствии с п.п. 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в газете "Наша Газета с программой телепередач" N 29 (857) от 26 июля 2012 г. на стр. 9, под заголовком "ЕСЛИ БОЛЯТ СУСТАВЫ. Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают второе место среди причин инвалидности" следующего содержания:
"Артрит, артроз, ущемление мениска, остеохондроз, бурсит_ болезни суставов в последние годы стали достаточно массовым явлением. Часто считается, что страдают от данных заболеваний люди полные, малоподвижные и пожилые. Но это далеко не так_
_ Поэтому, независимо от имеющегося заболевания, в силах любого человека провести эффективных курс профилактики заболеваний суставов с помощью комплексных натуропатических препаратов, содержащих все необходимые биологически-активные вещества и микроэлементы, необходимые для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата.
Именно для этого и был создан отечественный препарат "Витаартус". В его состав входят природные компоненты, экстракты и вытяжки из лекарственных трав в концентрированном виде. Его богатейший состав позволяет работать сразу во всех направлениях, на все структуры суставов, устраняя не только боль, но и причины разрушения. Активные компоненты в составе препарата способствуют очищению суставов и позвоночника от солей, при этом естественным образом вырабатывается синовиальная (межсуставная) жидкость, функция которой - смазывать сустав.
Концентрат "Витаартус" прост в применении, т.к. выпускается в форме порошка и легко растворяется в воде, что позволяет полезным микроэлементам быстро проникнуть в организм без вреда для желудка и кишечника.
КОНЦЕНТРАТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАДОМ. СЕРТИФИЦИРОВАНО. САН.ЭПИД.ЗАКЛЛ.70.ТС.17-918.П.000002.01.10 ОТ 12.01.2010 г., СЕРТ.СООТВ. POCCRU АИ42.НО4649 ОТ 25.01.2010 Г.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.
ООО "ВИЗОР", г. Новосибирск, Красный проспект, 82, ОГРН 107540603022",
ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "Примула", (ИНН 5402530550; ОГРН 1105476063054; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 200) нарушившим требования:
- п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п.6 ч.5 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- ч.7 ст.5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ООО "Примула" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "14" марта 2013 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.В. Волохина
_____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"14" марта 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Волохина И.В. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Былина Д.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 14 марта 2013 г. по делу N 114 о признании рекламы Общества с ограниченной ответственностью "Примула" (далее - ООО "Примула"; ИНН 5402530550; ОГРН 1105476063054; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 200) в газете "Наша Газета с программой телепередач" (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N 11-0309 от 11.09.2000 г.; территория распространения - Свердловская область) N 29 (857) от 26 июля 2012 г. на стр. 9, под заголовком "ЕСЛИ БОЛЯТ СУСТАВЫ. Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают второе место среди причин инвалидности" ненадлежащей,
в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, предписывает:
1. ООО "Примула" (ИНН 5402530550; ОГРН 1105476063054; юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 200) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
- п.2 ч. 3 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 6 ч. 5 ст.5 Закона о рекламе, согласно которому в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- ч. 7 ст.5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламы: "Артрит, артроз, ущемление мениска, остеохондроз, бурсит_ болезни суставов в последние годы стали достаточно массовым явлением. Часто считается, что страдают от данных заболеваний люди полные, малоподвижные и пожилые. Но это далеко не так_
_ Поэтом, независимо от имеющегося заболевания, в силах любого человека провести эффективных курс профилактики заболеваний суставов с помощью комплексных натуропатических препаратов, содержащих все необходимые биологически-активные вещества и микроэлементы, необходимые для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата.
Именно для этого и был создан отечественный препарат "Витаартус". В его состав входят природные компоненты, экстракты и вытяжки из лекарственных трав в концентрированном виде. Его богатейший состав позволяет работать сразу во всех направлениях, на все структуры суставов, устраняя не только боль, но и причины разрушения. Активные компоненты в составе препарата способствуют очищению суставов и позвоночника от солей, при этом естественным образом вырабатывается синовиальная (межсуставная) жидкость, функция которой - смазывать сустав.
Концентрат "Витаартус" прост в применении, т.к. выпускается в форме порошка и легко растворяется в воде, что позволяет полезным микроэлементам быстро проникнуть в организм без вреда для желудка и кишечника.
КОНЦЕНТРАТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАДОМ. СЕРТИФИЦИРОВАНО. САН.ЭПИД.ЗАКЛЛ.70.ТС.17-918.П.000002.01.10 ОТ 12.01.2010 г., СЕРТ.СООТВ. POCCRU АИ42.НО4649 ОТ 25.01.2010 Г.
ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.
ООО "ВИЗОР", г. Новосибирск, Красный проспект, 82, ОГРН 107540603022".
2. ООО "Визор" в срок до 10 апреля 2013 года представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Д.А. Былин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 февраля 2013 г. N 114
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016