Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 9 февраля 2015 г. N 527/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Индивидуальным предпринимателем Максимовым заявление о нарушении заказчика (организатора торгов) - Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18" (173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 66а; далее - МАДОУ "Детский сад N 18") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования (учебного и дидактического, лот N 2), извещение N 31401653970 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.10.2014.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
07.11.2014 в Новгородское УФАС России от ИП Максимова В.С. поступила жалоба (вх. N 9486 Новгородского УФАС России) на действия заказчика (организатора торгов) - МАДОУ "Детский сад N 18" при осуществлении закупки путем проведения открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования (учебного и дидактического, лот N 2) (извещение N 31401653970; дата размещения извещения - 30.10.2014) (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу ИП Максимова В.С. приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной жалобы ИП Максимова В.С. как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ИП Максимова В.С. следует, что заказчик - МАДОУ "Детский сад N 18" при осуществлении рассматриваемой закупки разместил на официальном сайте два документа с требованиями к техническим характеристикам товаров, являющихся предметом открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме. Данные документы размещены под одинаковыми названиями, но содержат разные требования к характеристикам товаров.
По мнению ИП Максимова В.С., заказчик - МАДОУ "Детский сад N 18" незаконно указал в качестве технических характеристик ряда товаров такие критерии, как "Надежность, простота управления", что не является конкретными требованиями к товарам.
Кроме того, ИП Максимов В.С. считает, что в Разделе 4 Техническое задание Документации открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме (далее - Техническое задание) в рамках одного лота объединены разнородные товары, что запрещается Законом о защите конкуренции.
Также, заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" в размещенный на официальном сайте документ "Раздел N 1 Инструкция участника.doc" внесены антидемпинговые требования, что является нарушением Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд МАДОУ "Детский сад N 18", утвержденного Приказом N 129.1 заведующего МАДОУ "Детский сад N 18" Е.С. Козловой 01.07.2014 (далее - Положение).
Заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" представлены по запросу Новгородского УФАС России исх. N 97/03 от 19.01.2015 копии документов и информация по данной закупке (вх. N 663 от 30.01.2015 Новгородского УФАС России).
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
1. В рассматриваемом случае имело место осуществление закупки заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Такие же требования установлены подпунктом 3 пункта 9.3.1 раздела 9.3 Положения.
Таким образом, в документах о закупке, размещенных в единой информационной системе (на официальном сайте), должны содержаться сведения о технических характеристиках товаров, являющихся предметом такой закупки (в данном случае учебного и дидактического оборудования).
Из Заявления следует, что заказчик - МАДОУ "Детский сад N 18" разместил на официальном сайте два документа с требованиями к техническим характеристикам товаров, имеющих одинаковые названия ("Лот 2. Раздел N 4 Техническое задание Лот N 2.docx"), но различное содержание. Один из данных документов размещен внутри архива.
Проанализировав информацию о рассматриваемой закупке, размещенную на официальном сайте, Новгородское УФАС России приходит к выводу, что доводы, Заявления в отношении наличия на официальном сайте двух документов с идентичными названиями, не соответствуют действительности.
Также не подтвердился и довод Заявления относительно внесения заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" антидемпинговых требований в документ "Раздел N 1 Инструкция участника.docx". Такой документ на официальном сайте не обнаружен.
2. ИП Максимов В.С. считает, что заказчик - МАДОУ "Детский сад N 18" указал в Техническом задании характеристики ряда товаров ненадлежащим образом. Так, например, к товару под наименованием "магнитофон" установлены такие требования, как "Возможность использовать дисковод, флеш карту". Данным требованиям удовлетворяют простейшие (дешевые) устройства с низким уровнем громкости и качеством звука.
Кроме того, к некоторым товарам установлены требования "Надежность, простота управления". Какие-либо иные технические характеристики отсутствуют.
Таким образом, Заявитель полагает, что, при подготовке заявки на участие в закупке, опираясь на установленные в Техническом задании характеристики, не позволяющие однозначно определить потребности заказчика, участник закупки может предложить к поставке товар ненадлежащего качества. Данное действие может впоследствии являться причиной отклонения заказчиком заявки такого участника.
Изучив сведения, представленные в Заявлении, и материалы дела, Новгородское УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1.12 Таблица N 1 раздела 1 Технического задания заказчику - МАДОУ "Детский сад N 18" требуются такие товары, как: "Экран" с техническим характеристиками "Надежность, простота управления"; "Магнитофон" с техническими характеристиками "Возможность использовать дисковод, флеш карту".
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Аналогичные требования установлены подпунктом 1 пункта 9.3.1 раздела 9.3 Положения.
Учитывая вышеизложенное, заказчик - МАДОУ "Детский сад N 18" в соответствии с законодательством о закупках установил технические и функциональные характеристики товаров, являющихся предметом закупки, исходя из своих нужд и потребностей.
Данные требования не ограничивают конкуренцию и количество участников закупки, поскольку многие поставщики имеют возможность предложить товары, удовлетворяющие столь скромным техническим характеристикам, установленным в Техническом задании.
Следовательно, установленные заказчиком - МАДОУ "Детский сад N 18" технические и функциональные требования к товарам, являющимся предметом закупки, не нарушают законодательство о закупках и Закон о защите конкуренции.
3. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Технического задания предметом рассматриваемого открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме является поставка оборудования (учебного и дидактического).
Исходя из наименования предмета закупки, Новгородское УФАС России приходит к выводу, что требуемая заказчику продукция объединена в определенную группу, сформированную исходя из условий их дальнейшего применения.
Так, например, является очевидным необходимость взаимодействия таких товаров, как "Интерактивная доска" и "Лампа местного освещения для досок".
Следовательно, оборудование, требуемое заказчику - МАДОУ "Детский сад N 18", технологически связано между собой вследствие возможности его функционирования, надлежащей работы и достижения желаемого заказчиком результата только в совокупности друг с другом.
Таким образом, действия заказчика - МАДОУ "Детский сад N 18" по объединению товаров в один лот являются обоснованными, не приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не создают участникам закупки преимущественных условий участия в рассматриваемом запросе предложений.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ИП Максимова В.С., отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 февраля 2015 г. N 527/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016