Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 9367/05-2012 (опубликовано 4 марта 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 9367/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Центр окон", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 13.10.2012, содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства "Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области" (далее - НП "АКАУ"), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Морозовой Елены Александровны (далее - ИП Морозова Е.А.), зарегистрированной по адресу: 433501, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д. 90, кв. 3, - <О_> (доверенность от 14.01.2013, паспорт), установила:
По результатам рассмотрения обращения НП "АКАУ" Ульяновским УФАС России определением от 20.12.2012 по факту распространения рекламы "Центр окон", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 13.10.2012, возбуждено дело N 9367/05-2012 по признакам нарушения ст. 9 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП "АКАУ", в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП Морозова Е.А. Рассмотрение дела назначено на 16.01.2013.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 16.01.2013 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела 16.01.2013 и в дальнейшем в отсутствие представителя (исх. N 04 от 10.01.2013, вх. N 180 от 15.01.2013).
Представитель ИП Морозовой Е.А. на заседание Комиссии 16.01.2013 не явился, о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещена надлежащим образом. Из представленных ИП Морозовой Е.А. документов (исх. N 2 от 16.01.2013, вх. N 243 от 16.01.2013; исх. N 4 от 16.01.2013, вх. N 242 от 16.01.2013) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 23.10.2012, заключенному с ИП Морозовой Е.А., является ИП Шарафутдинов Э.Г., однако указанный договор не содержит иных данных о предпринимателе (имя, отчество, адрес места регистрации, идентификационный номер налогоплательщика и др.). Согласно пояснениям ИП Морозовой Е.А. вся информация для её размещения в рассматриваемой рекламе была предоставлена заказчиком (ИП Шарафутдиновым Э.Г.), однако оригинал-макет рекламы разработан ИП Морозовой Е.А. Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено предпринимателем вследствие небольшого опыта работы на рынке оказания рекламных услуг.
Определением от 16.01.2013 срок рассмотрения дела N9367/05-2012 продлен до 20.02.2013 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 12.02.2013.
Представитель НП "АКАУ" на рассмотрение дела 12.02.2013 не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ИП Морозовой Е.А. на заседании Комиссии 12.02.2013 поддержал доводы, изложенные предпринимателем в ранее представленных письменных пояснениях по делу (исх. N 2 от 16.01.2013, вх. N 243 от 16.01.2013; исх. N 4 от 16.01.2013, вх. N 242 от 16.01.2013; исх. N 7 от 08.02.2013, вх. N 1014 от 08.02.2013), дополнительно сообщив, что какими-либо иными данными о рекламодателе рассматриваемой рекламы, нежели указанными в договоре о предоставлении рекламно-информационных услуг от 23.10.2012, ИП Морозова Е.А. не располагает.
Исследовав материалы дела N 9367/05-2012, заслушав пояснения представителя ИП Морозовой Е.А., Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Центр окон", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 13.10.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП "АКАУ" о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. N 72 от 14.11.2012, вх. N 10014 от 20.11.2012). В частности, в обращении указано, что в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 31.10.2012 на полосе 1 размещена реклама "Центр окон", нарушающая ст. 9 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 814 от 20.12.2012).
К обращению приложен экземпляр газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 13.10.2012.
Учредителем газеты "ПОЗИТИВ Димитровград" (свидетельство ПИ N ТУ 73-00169 от 31.01.2011) является Морозова Елена Александровна, которая является рекламораспространителем рекламы, опубликованной в газете.
Морозова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о внесении записи в ЕГРИП от 16.04.2002, ОГРН 304730206400133) и осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе издание газет (ОКВЭД 22.12).
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы шрифтом черного цвета приведена надпись "Реклама. ОГРН 312732916100031", рядом с которой выполнено изображение коробки, перевязанной лентой желтого цвета. Над изображением шрифтом зеленого цвета указано "Именинникам текущего месяца", а под изображением - "ПОДАРОК-СЮРПРИЗ". Левее выполнено изображение круга, половина которого окрашена синим цветом, а половина - желтым. На указанное изображение наложена надпись "Центр (выполнено шрифтом синего цвета) окон (выполнено шрифтом желтого цвета)", под которой курсивом синего цвета указано: "Философия уюта". Ниже приведен следующий текст: "ОКНА Лоджии Балконы Жалюзи Скидки до 12% Гарантия Рассрочка Бесплатный выезд в район Качественный монтаж". Указанный текст выполнен шрифтом синего цвета, кроме фраз "ОКНА" и "Скидки до 12%", которые выполнены шрифтом красного цвета. Под текстом курсивом красного цвета приведена надпись "Натяжные потолки". Все вышеуказанные надписи и изображения выполнены на фоне голубого неба.
В нижней части рекламы на полосе зеленого цвета синим шрифтом приведена надпись "8(84235) 9-02-28 ул. М. Тореза, 3".
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация о проведении акции по выдаче подарка именинникам текущего месяца, размещенная в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 31.10.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - товарам, реализуемым в "Центре окон", а также акции, в нём проводимой.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Однако в нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче подарка именинникам текущего месяца отсутствуют информация о сроках её проведения, а также сведения об источнике информации об организаторе этой акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанного подарка.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ст. 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Комиссией установлено, что имеющийся в материалах дела N 9367/05-2012 договор о предоставлении рекламно-информационных услуг от 23.10.2012 составлен с нарушением норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации, и не содержит точных сведений о лице, заказавшем рекламу "Центр окон", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 31.10.2012. Какие-либо документы, свидетельствующие о согласовании оригинал-макета рекламы с её заказчиком, а также об оплате услуг по изготовлению и распространению рекламы в материалах дела отсутствуют. ИП Морозова Е.А. также затруднилась пояснить, кто является заказчиком рассматриваемой рекламы. Таким образом, в ходе рассмотрения дела N 9367/05-2012 рекламодатель рекламы "Центр окон", размещенной в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 31.10.2012, Ульяновским УФАС России не установлен.
Как следует из пояснений ИП Морозовой Е.А., макет рекламы в полном объеме изготовлен ИП Морозовой Е.А. - издателем газеты "ПОЗИТИВ Димитровград".
Следовательно, рекламопроизводителем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Морозова Е.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела N 9367/05-2012, в частности, письменным пояснениям ИП Морозовой Е.А. (исх. N 4 от 16.01.2012, вх. N 242 от 16.01.2013), рассматриваемая реклама в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" в настоящее время не публикуется, следовательно, распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Центр окон", размещенную в газете "ПОЗИТИВ Димитровград" N 41 (78) от 13.10.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25.02.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 9367/05-2012 (опубликовано 4 марта 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016