Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 30 января 2015 г. N 114/07-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
Члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <_> - специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 30.01.2015 дело N 114/07-2014, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Диваль" (ОГРН 1132543021038 ИНН/КПП 2543035850/254301001) (далее - ООО "Диваль") по факту распространения копий рекламных буклетов ООО "Сплэндид" на диванах, изготовителем которых не является ООО "Сплэндид", чем вводит в заблуждение потребителей в отношении характеристик товара, и нарушая тем самым положения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Диваль";
в присутствии представителя заявителя ООО "Сплендид" - <_> (доверенность б/н от 29.01.2015), установила:
В Приморское УФАС России поступило заявление (вх. N 7944 от 19.08.2014) общества с ограниченной ответственностью "Сплендид" (далее - ООО "Сплендид", Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламных буклетов ООО "Диваль".
Из представленного объявления следует, что ООО "Сплэндид" (Фабрика Восток-мебель) является производителем мягкой мебели, в том числе матрацев. В ассортименте продукции компании представлены матрацы двусторонней мягкости "КЛИО" с блоком независимых пружин, разработанные по технологии компании (на основе ГОСТ 19917-93 и конструкторской документации, техническое описание ТО 13-42088598-40-06, извещение об изменении к техническому описанию ТО 13-42088598-40-06). Данный вид продукции прошел необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации испытания, что подтверждается протоколами испытаний Испытательной лаборатории мебели и лесопромышленной продукции ООО "ЦС "Приморсклестехцентр".
С 2006 года для информирования потребителей о свойствах данных матрацев ООО "Сплэндид" использует буклет, изготовленный и разработанный по заказу ООО "Сплэндид" (изготовитель ООО Типография "Доминант", договор N 074 от 14.06.2006). Рекламный текст и макет рекламного буклета, распространяемого ООО "Диваль", был разработан и утвержден менеджером по рекламе ООО "Сплэндид", в чьи обязанности входило осуществление выбора форм и методов рекламы, их текстового и цветового оформления.
Таким образом, данный буклет на протяжении 8 лет используется для информирования потребителей и индивидуализации продукции ООО "Сплэндид" в местах официальной продажи товара компании.
ООО "Сплэндид" не реализует мебель через торговую сеть "Город Диванов" (ООО "Диваль"), между тем, в мебельном магазине с наименованием "Город Диванов", расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Луговая, д. 28. ст. 2 на ряде диванов, изготовителем которых ООО "Сплэндид" не является, размещены черно-белые копии вышеуказанного рекламного буклета. После личного обращения ООО "Сплэндид" к сотруднику магазина, который продавал данные диваны, с требованием убрать буклеты, с буклетов была только отрезана верхняя часть, где указаны контактные данные ООО "Сплэндид", тем самым, продавец вводит в заблуждение потребителей в отношении потребительских свойств и качества товара.
Заявитель полагает, что действия распространителя буклетов (ООО "Диваль") наносят вред деловой репутации компании, так как вводят в заблуждение потребителей, относительно изготовителя и комплектации диванов. Также, могут причинить потенциальные убытки, связанные с обращением клиентов о несоответствии реализуемой ими продукции заявленным в буклете требованиям.
Специалисты Приморского УФАС России изучив материалы дела и представленные доказательства, установили следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ "О рекламе" (далее - Постановление) разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Из пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" следует, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, ООО "Диваль", распространяя копии рекламного буклета ООО "Сплэндид" на диванах, изготовителем которых не является ООО "Сплэндид", вводит в заблуждение потребителей в отношении характеристик товара, чем нарушает положения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, в рассматриваемом случае ООО "Диваль".
Определением Приморского УФАС России от 20.11.2014 (исх. N 11436/07-2) в отношении ООО "Диваль" возбуждено дело N 114/07-2014 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 19.12.2014.
19.12.2014 в назначенное время представитель ООО "Диваль" на рассмотрение дела N 114/07-2014 не явился, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, в адрес Приморского УФАС России в установленный срок не представлены.
Вышеуказанное определение было направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Однако, определение вернулось в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения (внутрироссийский почтовый идентификатор 69000780008183).
Определение Приморского УФАС России рассмотрение дела N 114/07-2014 было отложено и назначено к рассмотрению 30.01.2015.
30.01.2015 в назначенное время представитель ООО "Диваль" на рассмотрение дела N 114/07-2014 не явился, документы, запрошенные определением о возбуждении дела, в адрес Приморского УФАС России в установленный срок не представлены.
Вышеуказанное определение было направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Однако определение вернулось в адрес Приморского УФАС России в связи с истечением срока хранения (внутрироссийский почтовый идентификатор 69000781012318).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
Не получение ООО "Диваль" определений Приморского УФАС России, направленных по адресу, указанному ЕГРЮЛ общества свидетельствует об уклонении адресата от получения почтовых отправлений антимонопольного органа и расценивается как надлежащее уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения дела N 114/07-2014.
Поскольку Приморским УФАС России были предприняты необходимые меры для соблюдения законных прав ООО "Диваль" и его надлежащего уведомления, дело N 114/07-2014 было рассмотрено в его отсутствии.
На основании изложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что распространяемые ООО "Диваль" копии рекламных буклетов принадлежащих ООО "Сплэндид", распространялись с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12), а также руководствуясь пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО "Диваль" в виде копий рекламных буклетов продукции ООО "Сплэндид", чем вводит в заблуждение потребителей в отношении характеристик товара, и нарушает положения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Диваль" предписание о прекращении нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06.01.2015. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 30 января 2015 г. N 114/07-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016