Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 30 октября 2014 г. N 131-ФАС22-0В/09-14
Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "30" октября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <_>
Члены Комиссии:
О<_>
К<_>
рассмотрев дело N 131-ФАС22-ОВ/10-14 по признакам нарушения Сельским Собранием депутатов Михайловского сельсовета Бурлинского района Алтайского края абзаца 1 части 1 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении МУП "Бурлинское коммунальное хозяйство" правом осуществлять погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет Бурлинского района Алтайского края, а также в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения, установила:
Управлением ФАС по Алтайскому краю проведена проверка нормативных актов о погребении и похоронном деле, действующих в муниципальных образованиях Алтайского края, в результате которой было установлено, что в с. Новопесчаное Бурлинского района Алтайского края решением Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края N 16 от 25.05.2012 г. утверждено Положение об оказании похоронных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования "Новопесчанский сельсовет" (далее - Положение).
Пунктом 3.2 Положения установлено, что погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет Бурлинского района Алтайского края осуществляет МУП "Бурлинское коммунальное хозяйство".
Мероприятия по обустройству и содержанию мест погребения осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 4.2 Положения).
В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) УФАС по Алтайскому краю на основании приказа N 398 от 08.10.2014 в отношении Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 131-ФАС22-ОВ/10-14.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Вместе с тем в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (статья 10 Закона о погребении и похоронном деле).
Системный анализ норм Закона о погребении и похоронном деле свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
Лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, Законом о погребении и похоронном деле предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, а организации и индивидуальный предприниматель, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, вправе оказывать услуги по погребению.
Таким образом, определение в Положении МУП "Бурлинское коммунальное хозяйство" как единственного хозяйствующего субъекта, наделенного правом осуществлять погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет Бурлинского района Алтайского края содержит признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения. Каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ действующее законодательство не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны его осуществлять, в силу чего услуги по содержанию муниципальных кладбищ - это конкурентные виды деятельности.
Вместе с тем, пунктом 4.2 Положения установлено, что мероприятия по обустройству и содержанию мест погребения осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Формулировка данной нормы права исключает возможность осуществлять указанные в ней мероприятия иными хозяйствующими субъектами, не имеющими статуса специализированной службы.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
На основании изложенного, действиями Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края, выразившимися в наделении МУП "Бурлинское коммунальное хозяйство" правом осуществлять погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет Бурлинского района Алтайского края (п. 3.2 Положения) нарушен п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения (пункт 4.2 Положения) нарушен абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края, выразившиеся в наделении МУП "Бурлинское коммунальное хозяйство" правом осуществлять погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет Бурлинского района Алтайского края (п. 3.2 Положения), противоречащими п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительными полномочиями по осуществлению мероприятий по обустройству и содержанию мест погребения, противоречащими абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Сельскому Собранию депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 131-ФАС22-ОВ/10-14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<_>
Члены Комиссии: О<_>К<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.10.2014 г. по делу N 131-ФАС22-ОВ/10-14 о нарушении Сельским Собранием депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края абзаца 1 части 1 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Сельскому Собранию депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края в срок до 24 ноября 2014 г. прекратить нарушение абзаца 1 части 1 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем приведения пунктов 3.2 и 4.2 Положения об оказании похоронных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования Новопесчанский сельсовет (утв. решением Сельского Собрания депутатов Новопесчанского сельсовета Бурлинского района Алтайского края N 16 от 25.05.2012) в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не
позднее пяти дней со дня его выполнения
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 октября 2014 г. N 131-ФАС22-0В/09-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016