Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 31 октября 2014 г. N 2-03/36-2014
Резолютивная часть решения объявлена "17" октября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "31" октября 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- <_>
при участии:
со стороны ООО УО "Жилье 20-1":
- <_>
рассмотрев дело N 2-03/36-2014 по признакам нарушения ООО УО "Жилье 20-1" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Пензенское УФАС России поступили заявления от председателя многоквартирного дома N 6 по ул. Мира и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ (ИНН 5837039411, ОГРН 1095837000225, г. Пенза, ул. Ленинградская, 8А) (далее - ОАО "Жилье-20" по ОЖФ) в отношении недобросовестных действий ООО УО "Жилье 20-1" (ИНН 5836627393, г. Пенза, ул. Некрасова, д. 34, фактический адрес г. Пенза, ул. Мира, 1б) (далее - ООО "УО "Жилье 20-1" по ОЖФ), связанных с созданием препятствий в осуществлении управления и уклонением от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мира, 6).
По результатам рассмотрения указанной информации в действиях ООО УО "Жилье 20-1" установлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Приказом от 03.10.2014 N 214 Пензенским УФАС России возбуждено дело N 2-03/36-2014 по признакам нарушения ООО УО "Жилье 20-1" части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции в результате уклонения от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мира, 6.
Определением от 03.10.2014 дело N 2-03/36-2014 назначено к рассмотрению на 17.10.2014.
На заседании Комиссии Папков С.Б. заявил, что в настоящий момент ООО УО "Жилье 20-1" передало всю техническую документацию на многоквартирный дом N 6 по ул. Мира. Добавил, что претензий к ООО УО "Жилье 20-1" не имеет.
Представитель ОАО "Жилье-20" по ОЖФ поддержал ранее заявленные требования, указал, что в настоящее время между жителями указанного многоквартирного дома и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ действует договор на содержание и ремонт многоквартирного дома. Поскольку в настоящий момент техническая документация на многоквартирный дом передана председателю совета дома, ОАО "Жилье-20" по ОЖФ может в полном объеме приступить к выполнению своих договорных обязательств с жителями дома N 6 по ул. Мира.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что ООО УО "Жилье 20-1" и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ являются хозяйствующими субъектами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке услуг по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), в рамках которых данные хозяйствующие субъекты выполняют работы по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, взимая с собственников помещений плату за содержание и ремонт на территории г. Пензы.
Согласно Выпискам из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО УО "Жилье 20-1" и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1).
Аналогичный вид экономической деятельности на территории г. Пензы осуществляет ряд хозяйствующих субъектов, в том числе ООО "Управляющая компания "Перспектива+", ООО "Управляющая компания "Наш Дом", ООО "Управляющая компания "Промжилсервис" и другие.
Таким образом, ООО УО "Жилье 20-1" и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ, осуществляя деятельность по управлению МКД (в том числе выполняя работы по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов), являются конкурентами.
Из представленных материалов следует, что ООО УО "Жилье 20-1" на основании договора от 24.06.2010 б/н осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пенза, ул. Мира, д. 6, на основании договора управления многоквартирным домом.
В рамках указанного договора ООО УО "Жилье 20-1" проводило работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 3.1.1 договора от 24.06.2010 б/н).
03.06.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования принято решение о выборе непосредственной формы управления домом, об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО УО "Жилье 20-1" с 30.06.2014 и заключении договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с ОАО "Жилье-20" по ОЖФ, что было отражено в протоколе N 8.
Председателем совета многоквартирного дома N 6 по ул. Мира Папковым С.Б. в ООО УО "Жилье 20-1" было направлено Уведомление о расторжении договора управления, также содержащее требование о передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с его управлением, в ОАО "Жилье-20" по ОЖФ до 01.07.2014. Указанное Уведомление ООО УО "Жилье 20-1" было получено 17.06.2014, что подтверждается соответствующей отметкой.
ООО УО "Жилье 20-1" в письме от 21.06.2014 исх. N 184/4 отказало в удовлетворении требований, заявленных жителями многоквартирного дома N 6, указав, что считает протокол общего собрания собственников помещений от 03.06.2014 N 8 незаконным.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2014 N 8 между председателем совета МКД Папковым С.Б. и ОАО "Жилье-20" по ОЖФ заключен договор на содержание и обслуживание дома N 6 по ул. Мира.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федераци" (далее - Закон о внесении изменений в ЖК РФ) в Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать непосредственное управление (в качестве способа управления МКД) собственниками помещений в многоквартирном доме, если количество квартир составляет не более чем шестнадцать (подпункт 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно данным размещенным в открытом доступе на сайте penza-guk.ru в разделе раскрытия информации (Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УО "Жилье 20-1") дом N 6 по ул. Мира состоит из 64 квартир, общая площадь 2556,3 кв.м.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями собственники помещений дома N 6 по ул. Мира не могут осуществлять непосредственное управление и до 1 апреля 2015 года (в соответствии со статье 7 Закона о внесении изменений в ЖК РФ) обязаны будут выбрать иной способ управления, то есть собственники указанного дома могут заключить договор управления с любой иной управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Раздел 7 договора управления с ООО УО "Жилье 20-1" предусматривает следующий порядок расторжения договора, а именно:
п.7.1. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
п.7.2. Договор может быть расторгнут:
- в одностороннем порядке по решению Общего собрания Собственников помещений многоквартирного дома в случае несоблюдения Управляющей организацией своих обязанностей с обязательным уведомлением об этом не позже чем за 1 (один) месяц;
- в одностороннем порядке по инициативе Управляющей организации с обязательным уведомлением об этом не позже чем за 1 (один) месяц либо если многоквартирный дом в силу обстоятельств, за которые Управляющая организация не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования по назначению, без предварительного уведомления;
- по соглашению сторон;
- в случае ликвидации Управляющей организации, если не определен его правопреемник.
п. 7.3 Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещений в таком доме.
Кроме того, действующим законодательством (часть 10 статьи 162 ЖК РФ) также предусмотрено, что управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Уведомление о расторжении договора управления ООО УО "Жилье 20-1" от собственников помещений многоквартирного дома получило 17.06.2014.
Отказав председателю совета дома N 6 по ул. Мира в передачи технической документации (письмо от 21.06.2014), ООО УО "Жилье 20-1" продолжало вести работу, связанную с управлением многоквартирным домом. Данная информация подтверждается представленными в материалах дела квитанциями за жилищные и коммунальные услуги, выставляемые собственникам помещений в многоквартирном доме, за июль, август 2014 г.
В своих пояснениях ООО УО "Жилье 20-1", объясняя отказ в передаче технической документации на многоквартирный дом ОАО "Жилье-20" по ОЖФ, ссылается на недействительность представленного председателем совета МКД протокола общего собрания собственников помещений.
В соответствии с ЖК РФ управляющая компания не наделена полномочиями на признание протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительными, а также не наделена правом на обжалование решения общего собрания собственников помещений жилого дома (часть 6 статьи 46 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Частью 1 статьи 47 ЖК РФ установлено в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанный протокол в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 46 ЖК РФ, оспорен не был. Доказательств, подтверждающих обратное, в антимонопольный орган не представлено.
Таким образом, у ООО УО "Жилье 20-1" отсутствовали для отказа в передачи технической документации на многоквартирный дом N 6 по ул. Мира.
В пункте 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил N 491 В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Наличие указанных документов в полном объеме необходимо в целях эффективного выполнения договорных обязательств по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.
ООО УО "Жилье 20-1", в свою очередь, не исполняя нормы действующего законодательства и условия, предусмотренные договором управления, в части передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с его управлением, нарушает тем самым законодательство Российской Федерации, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия ООО УО "Жилье 20-1", выразившиеся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, путем сохранения числа многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества, и создания препятствий в осуществлении деятельности конкурента.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).
ООО УО "Жилье 20-1", не смотря на прекращение действия договора управления МКД N 6 по ул. Мира, продолжило выставлять квитанции собственникам указанного дома за июль, август 2014 года, содержащие плату за содержание и ремонт.
Действия ООО УО "Жилье 20-1" могут причинить убытки хозяйствующему субъекту конкуренту, в связи с тем, что ОАО "Жилье-20" по ОЖФ лишился возможности эффективно оказывать свои услуги и получать от этого доход.
Кроме того, ООО УО "Жилье 20-1" указанными действиями может воспрепятствовать деятельности (и как следствие причинить убытки) иным управляющим организациям, которые могут быть выбраны собственниками указанного дама в качестве управляющей организации.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.
Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО УО "Жилье 20-1" всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции".
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО УО "Жилье 20-1", направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту, как уклонение от передачи ОАО "Жилье-20" по ОЖФ технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мира, 6, как недобросовестную конкуренцию и нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии 17.10.2014 года Заявителем был представлен в материалы дела сводный акт приемки-передачи документов по многоквартирному дому N 6 по ул. Мира, подписанный представителем ООО УО "Жилье 20-1" и председателем совета указанного многоквартирного дома Папковым С.Б., в соответствии с которым управляющая организация передала техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с его управлением (содержанием и обслуживанием).
Комиссией Пензенского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент вынесения решения по делу N 2-03/36-2014 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанных с его управлением, в полном объеме ООО УО "Жилье 20-1" переданы председателю совета многоквартирного дома.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать действия ООО "Управляющая организация "Жилье 20-1" (ИНН 5836627393, г. Пенза, ул. Некрасова, д. 34, фактический адрес г. Пенза, ул. Мира, 1б), выразившиеся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мира, 6, недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с добровольным устранением ООО "Управляющая организация "Жилье 20-1" нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела N 2-03/36-2014 прекратить, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31 октября 2014 г. N 2-03/36-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016