Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 марта 2013 г. N 3-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
А.А. Козлова - руководитель Управления;
|
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Е.Н. Гинтер - специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 3-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Красный уралец" (далее - АНО "Редакция газеты "Красный уралец"), индивидуального предпринимателя <> (далее - ИП <>) по факту распространения рекламы займа и кредита с признаками нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии:
законного представителя лица, АНО "Редакция газеты "Красный уралец", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - главного редактора газеты "Красный уралец" <> действующего на основании протокола заседания Совета Редакции АНО "Редакция газеты "Красный уралец" N 9 от 14 октября 2011 года (личность удостоверена по паспорту);
менеджера по рекламе АНО "Редакция газеты "Красный уралец" - <> (личность удостоверена по паспорту);
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП <> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В газете "Красный уралец" N 101 (11730) от 03.11.2012 на странице 6 и N 104 (11733) от 10.11.2012 на странице 8 размещена реклама займа под материнский сертификат на покупку недвижимости, на строительство домов. В рекламе отсутствует наименование или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению займа.
Также в газете "Красный уралец" N 101 (11730) от 03.11.2012 на странице 7 размещена реклама, в которой содержится информация: "Кредиты наличными с 18-ти лет до 200 тыс.руб. Без справок и поручителей. Работаем с пенсионерами. Тел. 89124009009(Александр)". Наименование лица, оказывающего услуги по кредитованию, в рекламе отсутствует. В рекламе содержатся сведения об одном из условий, влияющих на стоимость услуги, связанной с предоставлением кредита, а именно о максимальной сумме кредита - 200 000 рублей. Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, в рекламе отсутствуют.
Из объяснений издателя газеты "Красный уралец" АНО "Редакция газеты "Красный уралец" следует, что данная реклама была размещена по договору с ИП <> В настоящее время в рекламу внесены изменения и устранено нарушение Федерального закона "О рекламе", что подтверждается свежими номерами газеты "Красный уралец" N 20 (11774) от 21 февраля 2013 года и N 22(11776) от 26 февраля 2013 года.
Из письменных объяснений менеджера по рекламе АНО "Редакция газеты "Красный уралец" <> следует, что с рекламодателем был заключен договор и она считала, что ответственность за содержание данной рекламы несет рекламодатель.
ИП <> на рассмотрение дела не явился, требуемые Челябинским УФАС России документы и письменные объяснения не представил.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Присутствующая в рекламе информация свидетельствует о том, что объектами рекламирования в данном случае выступают займ и кредит.
Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 данного закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
В силу статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Услуги по предоставлению займа по своей природе и правовой цели являются финансовыми услугами, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Отсутствие в рекламе финансовых услуг, а именно займа и кредита, наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги по их предоставлению, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе кредита, размещенной в газете "Красный уралец" N 101 (11730) от 03.11.2012 на странице 7, содержатся сведения об одном из условий, влияющих на стоимость услуги, связанной с предоставлением кредита, а именно о максимальной сумме кредита - 200 000 рублей. Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, в рекламе отсутствуют.
Отсутствие в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании одного условия, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не принимает доводы АНО "Редакция газеты "Красный уралец" об устранении нарушений рекламного законодательства в новых номерах газеты "Красный уралец" по следующим причинам.
Из представленных АНО "Редакция газеты "Красный уралец" новых номеров газеты "Красный уралец" N 20 (11774) от 21 февраля 2013 года и N 22 (11776) от 26 февраля 2013 года следует, что в рекламу внесены изменения путем указания сведений: "КПКГ "Финансист". Кредиты_", "КПКГ "Финансист". Экспресс-кредит. Займы от 5 тыс.рублей_работаем с плохой кредитной историей_".
Исходя из аббревиатуры указанной в рекламе "КПКГ" и названия "Финансист" данное лицо является кредитным потребительским кооперативом граждан с названием "Финансист", членами которого, в соответствии с законом "О кредитной кооперации" N 190-ФЗ от 18 июля 2009 года являются исключительно физические лица и который привлекает денежные средства своих членов на основании договоров займа.
Поскольку рекламодатель рекламы ИП <> не является кредитной организацией, а КПКГ "Финансист" не имеет права выдавать кредиты, внесение изменений в рекламу в виде указания на КПКГ "Финансист" нельзя рассматривать в качестве устранения нарушения рекламного законодательства.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет ответственность и рекламораспространитель.
Рекламодателем рекламы является ИП <>
Рекламораспространителем является АНО "Редакция газеты "Красный уралец" как издатель газеты "Красный уралец", в которой была размещена данная реклама.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу займов под материнский сертификат на покупку недвижимости, на строительство домов, размещенную в газете "Красный уралец" N 101 (11730) от 03.11.2012 на странице 6 и N 104 (11733) от 10.11.2012 на странице 8, а также рекламу кредитов наличными с 18-ти лет до 200 тысяч рублей, размещенную в газете "Красный уралец" N 101 (11730) от 03.11.2012 на странице 7, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования частей 1,3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание АНО "Редакция газеты "Красный уралец", ИП <> о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО "Редакция газеты "Красный уралец" и его должностного лица, а также ИП <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
Е.Н. Гинтер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 марта 2013 г. N 3-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016