Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 29 октября 2014 г. N 144-Т/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии:
Оберемок В.В - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт контроля органов власти;
Волкова Н.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Зинченко Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу ООО "Петро-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (Ленинский пр-т, БЦ Энергия, оф. 219, г. Санкт-Петербург, 196191) (далее - Организатор торгов, Заказчик) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание переводческих услуг" (извещение N 31401566314), в отсутствие надлежаще уведомленного Заявителя, в присутствии представителей Заказчика П.А.В. (доверенность от 23.12.2013 N 483), Ф. А.А. (доверенность от 27.10.2014 N 437), установила:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО "Петро-Сервис" на действия Заказчика Открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (Ленинский пр-т, БЦ Энергия, оф. 219, г. Санкт-Петербург, 196191) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание переводческих услуг" (извещение N 31401566314).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 29.10.2014 в 15-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы считает, что установленные заказчиком при проведении закупки требования к участникам закупки необоснованны, не соответствуют предмету закупки, неправомерны, поскольку влекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупки, а именно:
в извещении о закупке в п. 27 "Прочая информация" Заказчик указывает, что организатор закупки оставляет за собой право в любой момент отказаться от проведения закупки. Из этого следует, что организатор закупки может отказаться от проведения закупки на этапе рассмотрения вторых частей заявок, когда Заказчику будут известны участники;
в п. 2.7.1. документа "Инструкция аукцион" указано, что Заказчик в ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе имеет право приглашать участников размещения заказа для получения письменных разъяснений, запрашивать у них получать из других источников дополнительные сведения, подтверждения, документы. Данное условие затруднительно для иногородних участников и создает преимущественные условия для участников, которые территориально находятся ближе к Заказчику;
в п. 2.7.7. документа "Инструкция аукцион" указано, что Претенденты не допускаются к участию в аукционе в случае: - несоответствия Претендентов (включая субподрядные организации) требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, в том числе, отсутствия лицензий, свидетельств, сертификатов. Заказчик также предлагает заполнить Форму 6 "Перечень разрешительных документов на
право поставки товаров, выполнения работ, услуг являющихся предметом торгов", где участник должен указать лицензии и сертификаты. В связи с тем, что данный вид деятельности не лицензируется и не подлежит обязательной сертификации, Заказчик не может установить такие требования, тем более не допустить к участию в аукционе;
в п. 2.7.7. документа "Инструкция аукцион" указано, что Претенденты не допускаются к участию в аукционе в случае: - отсутствие достаточных для поставки товаров, работ, услуг производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования. Каким образом Заказчик будет определять, достаточно ли у участника производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, если в документации нет таких критериев;
в п. 2.7.8 документа "Инструкция аукциона" указано, что в целях обеспечения контроля за обоснованностью стоимости заявки на участие в аукционе и соответствием стоимости среднерыночному уровню, организатор закупки вправе запросить у участников закупки сведения по калькуляции затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Также
Заказчик предлагает Участникам заполнить Форму 2 "Расчет цены" (согласно п. 2.7.7., претенденты не допускаются к участию в аукционе в случае непредставления установленных п. 3.3. документации об аукционе документов). Каким образом участник сможет рассчитать цену, не зная, каков будет результат аукциона, и какая цена будет предложена победителем;
Заказчик неправомерно требует обеспечение исполнения контракта и
вынуждает Победителя предоставить банковскую гарантию, что влечет за собой немалые расходы со стороны Победителя, но в автоматизированном извещении, которое размещено на электронной площадке в сети Интернет http://etp.roseltorg.ru обеспечение исполнения контракта не установлено;
отсутствие графика поставки товара, что затрудняет заполнение Формы 3 "График поставки товаров, выполнения работ, услуг", являющейся обязательной к заполнению;
в п. 3.5.8. документа "Инструкция аукцион" указано, что Участник должен представить сведения о поставках товаров, работах, услугах, выполненных Претендентом торгов за последние 3 года по аналогичным предмету торгов по характеру и объему контрактам, сведения о текущей загрузке. А в Техническом задании указано, что Участник должен предоставить информацию о проектах, в которых он принимал участие в качестве участника по переводу за последние пять лет, или указать компании, на которые он работал за этот период. Соответственно, документ "Инструкция аукцион" и "Техническое задание" не соответствуют друг другу, что приводит в заблуждение Участников закупки, и, как следствие, может привести к отклонению заявки;
пунктом 3.3. документа "Инструкция аукцион" установлено требование к заполнению Формы 10 "Перечень машин и механизмов, имеющихся в организации, в т.ч. предполагаемых для поставки товаров, выполнения работ, услуг по предмету торгов". Но в информационной карте
такие требования не установлены. Это является несоответствием внутри документации и приводит в заблуждение Участников. Также пунктом 3.3. документа "Инструкция аукцион" неправомерно установлено требование заполнения Формы 12 "Ведомость материалов и оборудования, поставляемых Подрядчиком" (хотя по условиям проекта договора второй стороной является Исполнитель), т.к. никаких материалов и оборудования поставляться не будет, и Формы 13 "Сведения о материально-техническом обеспечении служб контроля качества выполняемых работ, включая лаборатории", т.к. таких требований к контролю качества услуг в документации нет;
В Информационной карте указана начальная (максимальная) стоимость лота с учётом НДС - 3 232 231,69 руб., и начальная (максимальная) стоимость лота без учёта НДС - 2 739 179,40 руб. Но Заказчиком на электронной площадке в сети Интернет http://etp.roseltorg.ru указана начальная максимальная цена (от которой будут играть участники) - 2 739 179,40 руб. Таким образом, Заказчик неправомерно уменьшает начальную максимальную цену на сумму НДС (493 052,29 руб.).
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении конкурса в полном объеме.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
02 октября 2014 г. ОАО "Черномортранснефть" на официальном сайте
zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по лоту N 48.2.15 "Оказание переводческих услуг".
В соответствии с п. 3.9. Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Черномортранснефть" Заказчик, организатор закупки оставляет за собой право отказаться от проведения закупки в любое время; Заказчик, организатор закупки уведомляет участников закупки об отказе от проведения закупки в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.
В соответствии с п. 3. ст. 448, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Таким образом, закон допускает уменьшение либо увеличение сроков отказа от проведения торгов, но только с условием, что это будет закреплено в извещении о проведении торгов, что и указано в п. 27 Извещения о закупке.
Пунктом 2.7.1. Инструкции для участника аукциона при проведении закупки в электронном виде, Заказчик в ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе имеет право приглашать участников размещения заказа для получения письменных разъяснений, запрашивать у них получать из других источников дополнительные сведения, подтверждения, документы.
Таким образом, пунктом 2.7.1. Инструкции предусмотрено право, а не обязанность Заказчика приглашать участников размещения заказа.
В соответствии с п. 3.2 Инструкции для участника аукциона при проведении закупки в электронном виде в формы, которые участник не применяет должна быть внесена запись "Форма не применяется по причине.".
Таким образом, во все формы, которые по мнению участника не подлежат заполнению, должна быть внесена запись "Форма не применяется по причине." с указанием причин незаполнения формы.
В соответствии с п. 7.9.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Черномортранснефть" при вскрытии заявок конкурсной комиссией в обязательном порядке объявляется, в том числе, цена договора. В п. 2.7.7 Инструкции содержится требования к цене заявки, а именно - не превышение начальной (максимальной) стоимости лота.
В соответствии с п. 3.16 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Черномортранснефть" в документации о закупке может быть установлено требование о предоставлении обеспечения участия в закупке.
Согласно п. 16 Информационной карты к документации по лоту N 48.2.15 "Оказание переводческих услуг" в случае снижения по результатам закупки стоимости товаров, работ, услуг более чем на 25 % от начальной (максимальной) стоимости лота, по требованию заказчика или организатора закупки, в течение 10 дней после заключения договора предоставляется 100 % банковская гарантия выполнения условий договора. Пунктом 2.8.1 Инструкции победитель предоставляет Заказчику банковскую гарантию выполнения условий контракта в размере согласно требованиям документации об аукционе одного из банков-гарантов (или их региональных филиалов, действующих от имени банков), указанных в общих условиях Контракта.
Таким образом, установление в документации требования обеспечения исполнения контракта не противоречит Положению о закупках.
В Техническом задании указан срок оказания услуг - 01.01.2015-31.12.2015. Других сроков документация не содержит.
Таким образом, форма 3 "График поставки товаров, выполнения работ, услуг" может быть заполнена с указанием общего срока оказания услуг, либо не заполнена с указанием причин в соответствии с п. 3.2 Инструкции для участника аукциона при проведении закупки в электронном виде.
В соответствии с п. 3.5.8 Инструкции представляются сведения о поставке товаров, работах, услугах выполненных претендентов торгов за последние 3 года по аналогичным предмету торгов по характеру и объему контрактам, сведения о текущей загрузке (форма 8). В форме необходимо указать предмет договора, параметры объекта, регион поставки товара, выполнения работ, услуг, наименование заказчика, период поставки товаров, выполнения работ, услуг в тыс.руб., особые условия поставки товара, выполнения работ, услуг. Техническим заданием предусмотрено, что участник должен предоставить информацию о проектах, в которых он принимал участие в качестве участника по переводу за последние 5 лет или указать компании, на которые он работал за этот период.
Таким образом, Техническое задание обязывает предоставить общие сведения без указания конкретных показателей.
Извещение о проведении закупки указана начальная (максимальная) цена договора (лота) с учетом НДС, и без учета НДС. Пункт 3.4.1 Инструкции является разъяснением по заполнению формы 2 "Расчет цены".
Таким образом, установление в извещение цены договора с учетом НДС и без, не ограничивает число участников, а наоборот, предусматривает возможность участия в аукционе лиц, осуществляющих свою деятельность с различными системами налогообложения.
Также Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Заявитель заявку на участие в открытом аукциона в электронной форме "Оказание переводческих услуг" (извещение N 31401566314) не подавал, не обращался к Заказчику за разъяснениями положений документации о закупке и условий допуска претендентов к указанной закупке.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 3 Закона 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки, в порядке, установленном антимонопольным органом, в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства
Таким образом, из вышесказанного следует, в жалобе заявителя не содержится указаний на нарушение заказчиком конкретных положений части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ, в соответствии с которыми участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в указанном порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Петро-Сервис" (вх.эл/п N 4779 от 21.10.2014 г.) на действия Заказчика Открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (Ленинский пр-т, БЦ Энергия, оф. 219, г. Санкт-Петербург, 196191) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание переводческих услуг" (извещение N 31401566314) необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: В.В. Оберемок
Члены Комиссии: Н.В. Левит
С.Г. Еременко
Н.С. Волкова
Е.В. Зинченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 октября 2014 г. N 144-Т/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016