Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 5 марта 2013 г. N 35/02
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2013 г. Дело N 35/02-12
Решение изготовлено в полном объеме 05.03.2013 г.
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления;
Членов Комиссии:
Бушманова Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Головиной Г.Ш. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
В присутствии представителей:
заявителя -. по доверенности;
ответчика -. по доверенности
рассмотрев дело N 35/02-12 по признакам нарушения ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившегося в необоснованном прекращении передачи (перетока) электрической энергии в торговый павильон "Шиномонтаж и автозапчасти", расположенный по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, 17, принадлежащий ИП установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление ИП на действия ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" (УК Ленинского района) по факту отключения электроэнергии в помещении торгового павильона по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, 17.
На заседании Комиссии представитель заявителя сообщил, что 03.02.2012 г. без объяснения причин было произведено отключение электрической энергии в торговом павильоне "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащем ИП Заявитель обратилась в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к ООО УК Ленинского района об устранении препятствий в пользовании павильоном "Шиномонтаж-автозапчасти" путем обеспечения ответчиком беспрепятственного перетока электрической энергии через электрические сети ВРУ-0,4 кВ жилого дома по ул. Солнечная, 17 г. Кирова. Арбитражный суд Кировской области обязал ответчика не чинить ИП препятствия в перетоке электрической энергии к торговому павильону. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции указанное решение оставлено без изменения. Вместе с тем, электроснабжение торгового павильона восстановлено не было. Заявитель просил принять меры к восстановлению электроснабжения торгового павильона.
Представитель ответчика сообщил, что использование ВРУ (вводно-распределительное устройство) многоквартирного дома, либо иных элементов общего имущества многоквартирного дома может осуществляться на основании решения общего собрания собственников жилого дома. ИП не имеет законных оснований для использования общего имущества многоквартирного дома по ул. Солнечная, 17, поскольку отсутствует соответствующее согласование с собственниками жилых помещений указанного дома. В связи с чем, незаконное использование ИП общего имущества дома было прекращено. Кроме того, УК Ленинского района не является владельцем объектов электросетевого хозяйства дома, в частности ВРУ.
В связи с получением дополнительных документов и информации заседание Комиссии один раз откладывалось и один раз объявлялся перерыв.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
ИП является собственником торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчасти", расположенного по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, 17 (договор купли-продажи от 19.01.2010 г.).
УК Ленинского района является управляющей организаций в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Солнечная, 17 (договор управления многоквартирным домом от 05.01.2009 г. N 60658/09).
Следовательно, УК Ленинского района осуществляет управление всем общим имуществом (в том числе ВРУ) указанного дома.
ООО "Жилсервис-Плюс" является обслуживающей организацией жилого дома по ул. Солнечная, 17 (договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов от 28.12.2009 г. N 746, заключенный с УК Ленинского района).
Присоединение вышеуказанного торгового павильона к электрическим сетям было произведено в 1999 г. от ВРУ дома по ул. Солнечная, 17, что подтверждается заявлением от 01.03.1999 г. на подключение торгового павильона (присоединяемая мощность 2 кВт), направленного владельцем павильона в МУП "Горэлектросеть"; техническими условиями N 98/99 на электроснабжение павильона, выданными МУП "Горэлектросеть".
21.01.2009 г. предыдущий собственник торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчасти" (ИП Тиунов Г.В.) в связи с необходимостью увеличения ранее присоединенной мощности обратился в МУП "Горэлектросеть" с соответствующим заявлением.
МУП "Горэлектросеть" выдало технические условия от 28.01.2009 г. N 60/09, которыми было предусмотрено, в том числе следующее:
- электроснабжение торгового павильона с присоединяемой мощностью 15 кВт (в том числе 2 кВт существующая) рекомендуется выполнить по существующей схеме на напряжении 380/220 В от вводно-распределительного щита жилого дома по ул. Солнечная, 17;
- технические условия на подключение получить у владельца сети - МУ УЖХ г. Кирова (МУ УЖХ г. Кирова на тот момент являлось владельцем сети на основании акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок от 26.04.2007 г. N 203/07, заключенного с МУП "Горэлектросеть").
24.02.2009 г. между УК Ленинского района (взамен МУ УЖХ г. Кирова) и МУП Горэлектросеть" составлен акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок N 170/09, в соответствии с которым граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена в ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 на кабельных наконечниках питающих электрокабелей от ТП-1000 I и IIс. в сторону потребления электроэнергии.
УК Ленинского района выдало ИП Тиунову Г.В. технические условия от 16.04.2009 г. N 009 на электроснабжение указанного объекта. Техническими условиями предусмотрено, что электроснабжение торгового павильона с присоединяемой мощностью 15 кВт возможно при выполнении, в том числе следующих условий:
- разработать проект электроснабжения в проектной организации, проект согласовать дополнительно с УК Ленинского района;
- подключение электроустановки произвести от ВРУ жилого дома N 17 по ул. Солнечная на напряжение 380В по существующей схеме;
- технические условия, подключение к ВРУ согласовать с обслуживающей организацией ООО "Жилсервис-Плюс";
- оформить с УК Ленинского района акты границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей.
Рабочий проект электроснабжения указанного торгового павильона (разработан ООО "Совершенствование Строительных Решений") был согласован УК Ленинского района, о чем свидетельствует соответствующая отметка в проекте.
Технические условия от 16.04.2009 г. N 009 согласованы с ООО "Жилсервис-Плюс", о чем имеется отметка о согласовании.
В технических условиях также имеется отметка УК Ленинского района - "не возражаю против подключения торгового павильона к ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17".
В пункте 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее Правила N 861) предусмотрен порядок действий по технологическому присоединению. Завершают указанный процесс фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети сетевой организации.
Согласно п. 19 Правил N 861, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Следовательно, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон является доказательством надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Между ИП и УК Ленинского района составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.05.2010 г. N 38/1024.05.2010 г. (акт разграничения)
Пунктом 3 акта разграничения установлена точка присоединения электроустановок Потребителя (ИП) к электрической сети сетевой организации (УК Ленинского района) - ВРУ - 0,4 кВ жилого дома по ул. Солнечная, 17.
В соответствии с п. 4 акта разграничения, граница балансовой принадлежности электрических сетей установлена в ВРУ-0,4 кВ жилого дома по ул. Солнечная, 17 на наконечниках питающего кабеля в сторону потребления электроэнергии. Потребитель имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в собственных электросетях. Сетевая организация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону источника питания.
Пунктом 5 акта разграничения определена граница эксплуатационной ответственности сторон, которая соответствует границе балансовой принадлежности.
Таким образом, из указанного акта следует, что ВРУ-0,4 кВ жилого дома по ул. Солнечная, 17 находится на балансе и эксплуатации (управлении) УК Ленинского района.
19.05.2010 г. ИП обратилась в ОАО "Кировэнергосбыт" с письмом, в котором просила дать разрешение на подключение торгового павильона "Шиномонтаж - автозапчасти" по постоянной схеме электроснабжения и оформить договор на пользование электрической энергией объекта.
ОАО "Кировэнергосбыт" выдало ИП разрешение N 5141 от 24.05.2010 г. на включение электроустановки 0,4 кВ торгового павильона "Шиномонтаж - автозапчасти" в точке подключения - ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17.
25.05.2010 г. между ИП и ОАО "Кировэнергосбыт" заключен договор электроснабжения N 853571. Приложением N 3 к данному договору предусмотрено, что питающей подстанцией является ТП-1000 I и II cекция ВРУ жилого дома, точкой поставки электроэнергии является граница балансовой принадлежности между ООО "УК Ленинского района г. Кирова" и ИП, которая установлена во ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 на наконечниках питающего электрокабеля в сторону потребления электроэнергии на основании акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 38/10 от 14.05.2010 г.
Вышеуказанные документы свидетельствуют о следующем:
- технологическое присоединение торгового павильона, принадлежащего ИП, произведено в надлежащем порядке;
- электроснабжение торгового павильона ИП осуществляется от ТП-1000 (принадлежит МУП "Горэлектросеть") через ВРУ жилого дома (опосредованное присоединение), расположенного по ул. Солнечная, 17, который находится в управлении у УК Ленинского района;
- ВРУ дома по ул. Солнечная, 17 находится в управлении (эксплуатации) УК Ленинского района.
Письмом от 21.12.2011 г., направленным в адрес ИП, УК Ленинского района сообщила, что заявителем не представлено доказательств в обоснование законности использования общего имущества жилого дома по ул. Солнечная, 17 (ВРУ дома), предложило в срок до 15.01.2012 г. предоставить документы подтверждающие законность использования общего имущества дома, а также указало, что в случае не предоставления указанных документов УК Ленинского района вынуждена будет совершить действия по прекращению незаконного использования общедомового имущества.
При этом, доказательств получения указанного письма ИП в УФАС по Кировской области не представлено.
Как указано в заявлении, 03.02.2012 г. торговый павильон был отключен от электроснабжения.
Комиссией установлено, что отключение от снабжения электрической энергией торгового павильона осуществлено путем отсоединение кабельных линий от ВРУ жилого дома N 17 по ул. Солнечная.
07.02.2012 г. ИП обратилась с письмом в обслуживающую организацию жилого дома по ул. Солнечная, 17 - ООО Жилсервис-Плюс", в котором просило разъяснить причины отключения электроэнергии в торговом павильоне.
В ответ на данное обращение ООО "Жилсервис-Плюс" указало, что в установленный срок не был предоставлен документ, подтверждающий законность использования общего имущества многоквартирного дома по ул. Солнечная, 17, и в соответствии с визой генерального директора УК Ленинского района Катаева Е.В. работниками ООО "Жилсервис-Плюс" было произведено отключение электроснабжения торгового павильона.
На заседании Комиссии представитель ответчика не отрицал факта того, что УК Ленинского района дала указание ООО "Жилсервис-Плюс" на отключение электрической энергии в торговом павильоне.
14.03.2012 г. ИП обратилась в ОАО "Кировэнергосбыт" с письмом, в котором сообщила о прекращении без объяснения причин передачи электрической энергии в помещение торгового павильона и просила принять меры к восстановлению электроснабжения.
ОАО "Кировэнегосбыт" письмом от 22.03.2012 г. N 34-17/25/1423, направленное ИП, сообщило, что направило в адрес ООО "Жилсервис-Плюс" письмо о недопустимости создания препятствий ИП по перетоку электрической энергии через объекты, принадлежащие УК Ленинского района г. Кирова и нарушении действующего законодательства.
Письмом от 22.03.2012 г. N 34-17/25/1477, направленного в адрес ООО "Жилсервис-Плюс" (копия направлена в УК Ленинского района), ОАО "Кировэнергосбыт" сообщило, что поскольку компания прекратила передачу электрической энергии от ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17, находящегося в управлении УК Ленинского района, через которое опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство ИП, ООО "Жилсервис-Плюс" обязано обеспечить передачу электрической энергии ИП В противном случае, указанные действия (бездействия) могут быть признаны незаконными в соответствии с антимонопольным законодательством. ОАО "Кировэнергосбыт" потребовало немедленно восстановить электроснабжение указанного объекта.
ИП обратилась в суд с исковым заявлением от 27.02.2012 г. к ООО "Жилсервис-Плюс" об устранении препятствий в пользовании павильоном "Шиномонтаж-автозапчасти" по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, 17 путем обеспечения ответчиком беспрепятственного перетока электрической энергии через электрические сети ВРУ-0,4 кВ жилого дома по ул. Солнечная, 17 г. Кирова. К участию в деле первоначально в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а затем в качестве ответчика было привлечено УК Ленинского района. В ходе судебного разбирательства Арбитражный суд Кировской области установил, что надлежащим ответчиком по делу является УК Ленинского района.
Решением от 23 мая 2012 г. по делу N А28-1882/2012 Арбитражный суд Кировской области обязал ответчика не чинить ИП препятствия в перетоке электрической энергии к торговому павильону. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 06.09.2012 г. указанное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба УК Ленинского района без удовлетворения.
Несмотря на вступившее в законную силу решение суда, электроснабжение торгового павильона восстановлено не было.
07.11.2012 г. ИП направила в адрес УК Ленинского района письмо, в котором просило произвести подключение торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчасти" в ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 и не чинить препятствия в перетоке электрической энергии к торговому павильону.
УК Ленинского района письмом от 12.11.2012 г. N 01-10-4389, направленном в адрес ИП, сообщила, что поскольку заявителем не представлено доказательств наличия права пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома по ул. Солнечная, 17, УК Ленинского района не имеет каких-либо законных оснований для подключения торгового павильона к ВРУ дома.
19.11.2012 г. ИП обратилась с заявление в Кировское УФАС России, в котором просила принять меры к восстановлению электроснабжения торгового павильона.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике", объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач и трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты.
Под вводно-распределительными устройствами (ВРУ) понимается совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здании или в его обособленную часть, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий (пункт 7.1.3 "Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2").
Таким образом, ВРУ является объектом электросетевого хозяйства.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Закон об электроэнергетике) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об электроэнергетике одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона об электроэнергетике, на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: создания дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков; создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур; возможности манипулировать ценами на оптовом и розничных рынках; манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего положения; злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках.
Частью 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с этим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
В соответствии с п. 38 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Часть 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике устанавливает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
ИП уже реализовала право на осуществление технологического присоединения торгового павильона "Шиномонтаж-автзапчасти".
Пункт 118 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (Правила N 530) (указанные Правила действовали на момент отключения электрической энергии на объекте заявителя) предусматривает, что на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, определяющие обязанности сетевых организаций.
В соответствии с п. 115 Правил N 530, в случае если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре. В случае если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
Следовательно, по смыслу вышеуказанной нормы УК Ленинского района отвечает за надежность снабжения ИП электрической энергией в пределах своей границы балансовой принадлежности, установленной актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.05.2010 г. N 38/1024.05.2010 г.
Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии с п. 33 Правил N 861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности.
Пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещает ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
По смыслу п. 160 Правила N 530 в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными для сетевой организации.
В пункте 161 Правил N 530 предусмотрены основания введения ограничения электроснабжения. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем;
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю;
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
Комиссией установлено, что отключение электрической энергии в торговом павильоне ИП было связано с не представлением заявителем в УК Ленинского района доказательств о законности использования ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17. Данное обстоятельство не является основанием для отключения (препятствования перетока) электрической энергии на объекте заявителя.
Кроме того, при отключении электрической энергии должен быть соблюден порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный п. 177 Правил N 530, который устанавливает обязательное предварительное письменное уведомление потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности, либо иных неисполненных потребителем обязательств.
Подобное уведомление в Кировское УФАС России не представлено.
В материалах дела имеется письмо УК Ленинского района от 21.12.2011 г., направленное в адрес, в котором заявителю предложено в срок до 15.01.2012 г. предоставить документы подтверждающие законность использования общего имущества дома, а также указано, что в случае не предоставления указанных документов УК Ленинского района вынуждена будет совершить действия по прекращению незаконного использования общедомового имущества.
Комиссия не принимает данное письмо в качестве доказательства предварительного уведомления ИП об отключении электрической энергии в торговом павильоне.
Кроме того, подтверждение получения указанного письма ИП в материалы дела не представлено.
Следовательно, порядок отключения электрической энергии в торговом павильоне "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащем ИП, был осуществлен ответчиком с нарушением требований законодательства.
В пункте 8 акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.05.2010 г. N 38/1024.05.2010 г., составленного между ИП и УК Ленинского района, установлено, что УК Ленинского района имеет право отключить электроустановку Потребителя в случае принятия неотложных мер по предупреждению и ликвидации технологического нарушения или аварии, гибели людей и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 9 акта разграничения, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электроэнергии допускаются, когда удостоверенное органом Ростехнадзора, обслуживающей организацией неудовлетворительное состояние энергетических установок Потребителя угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности людей, а также при обращении ОАО "Кировэнергосбыт" по поводу отключения электроустановки при имеющейся задолженности по оплате за электроэнергию. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии персонал УК Ленинского района предупреждает Потребителя не позднее, чем за 24 часа.
Комиссией установлено, что отключение электрической энергии в торговом павильоне не было связано с обстоятельствами, предусмотренными в пунктах 8 и 9 указанного акта.
Из смысла п. 10 акта разграничения следует, что УК Ленинского района не несет ответственности перед Потребителем за перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электроэнергии вследствие повреждения электроустановок или неправильных действий персонала Потребителя. Отключение электроэнергии в торговом павильоне не было связано с указанными обстоятельствами, а, следовательно, в данном случае за прекращение подачи электроэнергии несет ответственность ответчик.
Пункт 5 Правил N861предусматривает право потребителя электрической энергии на энергообеспечение своих объектов через опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 6 Правил N861 недискриминационного доступа устанавливает, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, ИП имела все законные основания потреблять электроэнергию, поставляемую ей ОАО "Кировэнергосбыт" по договору электроснабжения, а УК Ленинского района обязана была не препятствовать перетоку (передаче) электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства (в частности через ВРУ дома), находящиеся в управлении (эксплуатации) ответчика.
У торгового павильона отсутствует какое-либо иное технологическое присоединение, кроме как к ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17. Следовательно, электроснабжение объекта возможно только через ВРУ дома, находящееся в управлении ответчика.
Соответственно, услуги по перетоку электроэнергии для торгового павильона ИП не могут быть заменены или оказываться другим хозяйствующим субъектом.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Из смысла статьи 3 данного Федерального закона следует, что естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, когда конкуренция на нем отсутствует в силу ее экономической невыгодности или технологической невозможности.
Согласно п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 30.03.98 г. N 32 субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В силу п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" от 30.06.2008 N 30 и п. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Услуга по обеспечению передачи (перетока) электрической энергии является самостоятельной услугой, носит естественно монопольный характер, т.к. не может быть заменена другой услугой. Следовательно, доля таких субъектов на рынке соответствующих услуг в локальных границах принадлежащих этому субъекту сетей составляет 100%.
УК Ленинского района, управляя (эксплуатируя) ВРУ дома по ул. Солнечная, 17, является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара (электрической энергии), в том числе, вводить ограничения передачи электроэнергии в отношении потребителей, подключенных к указанному ВРУ.
Таким образом, ООО "УК Ленинского района г. Кирова" занимает доминирующее положение на локальном рынке оказания услуг по перетоку (передаче) электрической энергии в границах протяженности находящегося у него в управлении (эксплуатации) электрических сетей.
Часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" от 30.06.2008 N 30 установлено, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, УК Ленинского района, необоснованно воспрепятствовав перетоку (передаче) электрической энергии через ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 в торговый павильон "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащий ИП, тем самым ущемило ее интересы и нарушило требования п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Факт препятствования перетока электрической энергии в торговый павильон ИП со стороны УК Ленинского района подтверждается решением Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2012 г. по делу N А28-1882/2012 и Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 06.09.2012 г., которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Второй арбитражный апелляционный суд сделал следующие выводы:
"Факт принадлежности истцу на праве собственности павильона и его технологическое подключение в установленном порядке к электроснабжению через ВРУ дома, относящегося к общему имуществу, подтверждены материалами дела" (абз. 11, стр. 4 Постановления).
"Как обоснованно отметил суд, фактически действия, создающие препятствие в использовании имущества истца, осуществили не собственники общего имущества дома, а ООО "УК Ленинского района г. Кирова", которое дало указание ответчику-1 (ООО Жилсервис-Плюс) по отключению павильона" (абз. 2, стр. 5 Постановления).
"Проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу, что истцом представлены надлежащие доказательства воспрепятствования перетоку электроэнергии к энергопринимающим установкам истца со стороны ответчика-2 (УК Ленинского района)" (абз. 3, стр. 5 Постановления).
"Ссылка заявителя о том, что Арбитражный суд Кировской области принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле (в данном случае собственников помещений, расположенных в доме) не соответствует действительности, поскольку в судебном акте не содержатся положения, направленные на ограничение охраняемых законом прав и интересов собственников" (абз. 6, стр. 5 Постановления).
Комиссия отклоняет довод ответчика о том, ИП не имеет законных оснований для использования общего имущества многоквартирного дома по ул. Солнечная, 17, в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что торговый павильон, принадлежащий в настоящее время ИП был присоединен к электрическим сетям в 1999 г., то есть ещё до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, нормы которого предусматривают пользование общим имуществом многоквартирного дома путем принятия соответствующего решения собственниками помещений (статья 44 ЖК РФ).
Кроме того, подключение торгового павильона к ВРУ дома по ул. Солнечная, 17 (в связи с увеличением ранее существующей мощности) согласовано с УК Ленинского района, что подтверждается материалами дела. В данном случае отсутствие согласия собственников жилых помещений на использование общедомового имущества (в частности ВРУ дома), не является основанием препятствованию перетоку электрической энергии на объект заявителя со стороны УК Ленинского района.
Помимо этого, в ходе рассмотрения дела ответчик не представил доказательств, подтверждающих ущемление интересов собственников помещений указанного дома, в связи с технологическим присоединением торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчасти" к ВРУ дома. Из письма УК Ленинского района от 05.02.2013 г., направленного в адрес Кировского УФАС России, следует, что письменных обращений от собственников помещений жилого дома по ул. Солнечная, 17 по поводу использования общего имущества только с их разрешения за последний год не поступало.
Второй арбитражный апелляционный суд также отклонил вышеуказанный довод ответчика.
Довод ответчика о том, что УК Ленинского района не является владельцем ВРУ жилого дома N 17 по ул. Солнечная противоречит имеющимся в деле доказательствам, в частности акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 14.05.2010 г. N 38/10, составленному между ИП и УК Ленинского района, а также акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок от 24.02.2009 г. N 170/09, заключенному между УК Ленинского района и МУП Горэлектросеть".
Кроме того, вступившим в законную силу решением суда от 15.04.2011 г. по делу N А28-12582/2012 установлено, что между ООО "УК Ленинского района г. Кирова" и ИП существуют отношения, связанные с оказанием услуг по передаче электрической энергии, и именно к отношениям данных лиц, возникших в рамках акта от 14.05.2010 N 38/10, должны применяться положения Правил N 861, Федеральных законов от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" и от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (абз. 2, стр. 6 указанного решения).
Учитывая тот факт, что на момент вынесения решения электроснабжение торгового павильона "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащего ИП, не восстановлено, Комиссия считает необходимым выдать предписание УК Ленинского района о прекращении нарушения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившегося в необоснованном воспрепятствовании передачи (перетоку) электрической энергии через ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 в торговый павильон "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащий ИП, что имеет своим результатом ущемление ее интересов.
2. Выдать ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" предписание о прекращении нарушения.
Председатель Комиссии А.В.Молчанов
Члены комиссии Е.С.Бушманов
Г.Ш.Головина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
19.02.2013 г. Дело N 35/02-12
изготовлено в полном объеме 05.03.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления;
Членов Комиссии:
Бушманова Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
Головиной Г.Ш. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;
рассмотрев дело N 35/02-12 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения от 19 февраля 2013 года по делу N 35/02-12 о нарушении ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 предписывает:
1. ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" прекратить нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, выразившегося в необоснованном воспрепятствовании передачи (перетоку) электрической энергии через ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 в торговый павильон "Шиномонтаж-автозапчасти", принадлежащий ИП, что имеет своим результатом ущемление ее интересов.
2. ООО "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" в недельный срок с момента получения настоящего предписания обеспечить передачу (переток) электрической энергии через ВРУ жилого дома по ул. Солнечная, 17 в принадлежащий ИП торговый павильон "Шиномонтаж-автозапчасти", расположенный по адресу: г. Киров, ул. Солнечная, 17.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, - в соответствии с частью 2.3 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии А.В.Молчанов
Члены комиссии Е.С.Бушманов
Г.Ш.Головин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 марта 2013 г. N 35/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016