Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 2 февраля 2015 г. N 02/1797
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
OOO "Жилкомсервис N2 Выборгского района" (далее - Организатор закупки)
в отсутствие представителей ООО "ОТС-Брокер" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу вх.N1502от 26.01.2015 ООО "ОТС-Брокер" на действия Организатора торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" при организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (Далее - Открытый конкурс), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
29 декабря 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N31401888604 о проведении открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи, включая Конкурсную документацию на проведение Открытого конкурса (далее - Конкурсная документация).
1. Открытый конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", утвержденным Решением общего собрания участников ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" протоколом от 26.02.2013 г. б/н (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1130011718, Конкурсной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
39 167 757,71 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
29.12.2014 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
30.01.2015 в 21:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
02.02.2015 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, 24/9 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов при организации Открытого конкурса, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях, установленных Конкурсной документацией.
Доводы жалобы:
Заявитель указывает на порядок оценки по критерию "Цена договора", установленный в пункте 25 раздела N2 Конкурсной документации, установленный следующим образом:
"Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Цена договора", определяется по формуле:
где: |
|
|
- начальная (максимальная) цена договора, установленная в настоящей документации к открытому запросу предложений, рублях; |
|
- предложение i-го Участника открытого конкурса по цене договора, в рублях. |
L - отклонения цены (см. Таблица N 1)
Таблица N 1
Коэффициент отклонения цены |
Значение критерия отклонения цены |
Участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5% |
1 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 5 % до 15% |
1,5 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 15 % до 25% |
2 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 25 % до 33% |
1,5
|
Участником конкурса предложено понижение цены более 33 % |
1
|
Заявитель считает, что в соответствии с вышеуказанным порядком оценки по критерию "Цена договора", участник Открытого конкурса, снизивший цену на 25,1 и более процентов, получит меньший балл, чем участник, снизивший цену на 20,1-25 процентов, что нарушает пункт 6.7 главы 7 Положения о закупках и часть 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, где установлено, что выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации.
Заявитель указывает, что в п.п.2.4. Раздела N4 Конкурсной документации
установлено следующее требование к участникам Открытого конкурса: "2. Наличие свидетельства саморегулируемой организации по видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля".
Вышеуказанное требование также влияет на оценку заявок участников Открытого конкурса по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля" критерия "Квалификация участника конкурса", которая проводится в соответствии с п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации следующим образом:
8. |
Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: 1) техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля и связи, 2) пусконаладочные работы лифтов, систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (приложить документ по каждому виду деятельности) |
10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
Да |
5 баллов за каждое свидетельство |
Заявитель считает, что требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации по видам деятельности не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ и нарушает п.п. 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, нарушая принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
3) Заявитель указывает, что в п.п.2.4. Раздела N4 Конкурсной документации
установлено следующее требование к участникам Открытого конкурса:
"3. Наличие заключенных договоров на выполнение аналогичных работ не меньше объемов Заказчика 790 единиц и на сумму не менее 1 000 000,00 руб.".
Заявитель считает, что вышеуказанное требование противоречит порядку оценки и сопоставления по подкритерию N1 "Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ" критерия "Квалификация участника конкурса", который установлен в п.п. 25 раздела N2 Конкурсной документации следующим образом:
1. |
Опыт работы (оказания услуг) по данному виду работ: |
|
|
1.1. |
Стоимость работ аналогичных предмету конкурса, выполненных за период с 01.11.2013 года по 31.10.2014 года (Приложить копии контрактов (договоров) на выполнение аналогичных работ с приложениями копии актов выполненных работ, в количестве 10 договоров (заполнить Форму N 3.5, остальная сумма за вышеуказанный период подтвердить справкой из бухгалтерии согласно формы N3.10.). |
от 0 до 15 баллов |
15 баллов |
От 0 до 10 000 000 руб. техобслуживание лифтов и от 0 руб. до 750000 руб. техобслуживание связи |
0 баллов |
||
От 10 000 001 до 20 000 000 руб. техобслуживание лифтов и от 750001 руб. до 1500000 руб. техобслуживание связи |
5 баллов |
||
От 20000001 руб. до 38000000 руб. и от 1500001 руб. до 3000000 руб. техобслуживание связи |
10 баллов |
||
от 38 000 001 руб. и более техобслуживание лифтов и от 3000001 руб. и более техобслуживание связи |
15 баллов |
||
1.2. |
Объем выполненных работ (оказанных услуг) (учитываются только договоры, соответствующие предмету конкурса) за период с 01.11.2013 года по 31.10.2014 года Заполнить Форму N 3.5, остальные объемы за вышеуказанный период подтвердить справкой из бухгалтерии согласно формы N3.10.). |
от 0 до 15 баллов |
15 баллов |
От 0 до 100 лифтов и от 0 до 1000 сигналов |
0 баллов |
||
От 101 до 500 лифтов и от 1001 до 1500 сигналов |
5 баллов |
||
От 501 до 1000 лифтов и от 1501 до 2500 сигналов |
10 балла |
||
От 1001 и более лифтов и от 2501 и более сигналов |
15 баллов |
Заявитель считает, что в п.п. 25 раздела N2 (Информационная карта) Конкурсной документации требования к объему и цене, выше, чем требования к объему и цене п.п.2.4. Раздела N4 Конкурсной документации, что не соответствует требованиям Части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ОТС-Брокер" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 02/Т-38 от 27.01.2015 представлен.
2. Проанализировав Документацию, позицию изложенную в жалобе Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
ООО "ЖКС N 2 Выборгского района" относится к хозяйствующим субъектам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
В соответствии с пунктом 6.7 главы 7 Положения о закупках, на который ссылается Заявитель в первом доводе жалобы, на основании результатов оценки заявок каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.
В соответствии с пунктом 6.5 главы 7 Положения о закупках ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", правила оценки и сопоставления конкурсных заявок определяются конкурсной документацией.
В пунктах 24 и 25 раздела N2 Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников Открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 24 раздела N2 Конкурсной документации, Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
N п./п |
Критерий оценки заявок |
Значимость критерия оценки заявок, % |
1. |
Цена договора |
30 |
2. |
Квалификация участника конкурса |
70 |
ИТОГО: |
100% |
|
|
|
В пункте 25 раздела N2 Конкурсной документации, установлен порядок оценки заявок по критерию "Цена договора":
"Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Цена договора", определяется по формуле:
где: |
|
|
- начальная (максимальная) цена договора, установленная в настоящей документации к открытому запросу предложений, рублях; |
|
- предложение i-го Участника открытого конкурса по цене договора, в рублях. |
L - отклонения цены (см. Таблица N 1)
Таблица N 1
Коэффициент отклонения цены |
Значение критерия отклонения цены |
Участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5% |
1 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 5 % до 15% |
1,5 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 15 % до 25% |
2 |
Участником конкурса предложено понижение цены более 25 % до 33% |
1,5
|
Участником конкурса предложено понижение цены более 33 % |
1
|
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии пояснил, что решение об установлении значений критерия отклонения цены (L) принималось в соответствии с требованиями п. 1.3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, где установлен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с пунктом 1.4 Главы 7 Положения о закупках ООО "ЖКС N 2 Выборгского района", в случае, когда существенными для удовлетворения потребностей Организатора торгов являются кроме цены иные критерии, Организатор торгов осуществляет путем проведения открытого конкурса значительные по сумме закупки.
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии пояснил, что установленные в пункте 25 раздела N2 Конкурсной документации значения критерия отклонения цены (L) устанавливались с учетом того, что существенное снижение стоимости технического обслуживания и ремонта лифтов и лифтовой диспетчерской связи может привести к недовложению материалов и трудозатрат в регламентные работы подрядными организациями, что, соответственно, может привести к досрочному выходу из строя крупных дорогостоящих узлов лифтового оборудования, а также к снижению безопасности пользования лифтами. Расценки на техническое обслуживание лифтов устанавливает Комитет по тарифам, используя соответствующие методики и расчеты. Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии представил копию письма СРО "Лифтсервис" в адрес ООО "МЛМ Нева трейд" и копию письма организации "Национальный лифтовой союз" в адрес прокурора города Санкт-Петербурга, с аналогичной позицией по поводу установления подрядчиками низких цен на техническое обслуживание, отличных от расценок, утвержденных Комитетом по тарифам города Санкт-Петербург.
По первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений пункта 6.7 главы 7 Положения о закупках и части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в установленных значениях критерия отклонения цены в Конкурсной документации для расчета рейтинга заявок участников по критерию "Цена договора".
По второму доводу жалобы:
В п.п.2.4. Раздела N4 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам Открытого конкурса: "2. Наличие свидетельства саморегулируемой организации по видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля". Данное требование влияет на оценку заявок участников Открытого конкурса по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля" критерия "Квалификация участника конкурса", которая проводится в соответствии с п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации следующим образом:
8. |
Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: 1) техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля и связи, 2) пусконаладочные работы лифтов, систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (приложить документ по каждому виду деятельности) |
10 баллов |
|
нет |
0 баллов |
||
Да |
5 баллов за каждое свидетельство |
Требование является измеряемым, за наличие каждого из свидетельств начисляется по пять баллов.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений
п.п. 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поименованных в жалобе ООО "ОТС-Брокер".
Организатор торгов установил в п.п.2.4. Раздела N4 Конкурсной документации требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации по видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля. Вышеуказанное требование не является основанием для отклонения заявок участников Открытого конкурса, однако в соответствии с п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации, производится оценка заявок участников Открытого конкурса по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: 1) техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля и связи, 2) пусконаладочные работы лифтов, систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств" критерия "Квалификация участника конкурса".
Для организаций, осуществляющих оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи в соответствии с предметом Открытого конкурса, не предусмотрено обязательное получение свидетельств СРО по вышеуказанным видам деятельности, тогда как п.п.25 раздела 2 Конкурсной документации указывает на их необходимость.
Также, указанный в п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации вид деятельности "пусконаладочные работы лифтов, систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств" не связан с предметом Открытого конкурса который звучит как "открытый конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи".
Таким образом, участники Открытого конкурса, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций, получат преимущества при оценке заявок участников по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: 1) техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля и связи, 2) пусконаладочные работы лифтов, систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств" критерия "Квалификация участника конкурса".
По второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение порядка организации Открытого конкурса Организатором торгов, а именно, пункта 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в неправомерном установлении требования о наличии необходимых свидетельств саморегулируемых организаций в п.п.2.4. Раздела N4 и п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации, не являющихся обязательным для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи, согласно предмету закупки (извещение N31401888604).
По третьему доводу жалобы:
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Критерии и порядок оценки заявок участников Открытого конкурса установлены в пунктах 24 и 25 раздела N2 Конкурсной документации.
В п.п. 25 раздела N2 (Информационная карта) Конкурсной документации установлены минимальные требования к объему и цене ранее оказанных участником конкурса услуг. Несоответствие данному требованию не является основанием для отклонения заявки участника Открытого конкурса от участия в Открытом конкурсе.
По третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений порядка организации Открытого конкурса Организатором торгов.
3. Рассмотрев жалобу ООО "ОТС-Брокер" вх.N1502 от 26.01.2015 на действия Организатора торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" при организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (извещение N31401888604), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов нарушение порядка организации Открытого конкурса в электронной форме, выразившееся в неправомерном установлении требования о наличии необходимых свидетельств саморегулируемых организаций в п.п.2.4. Раздела N4 и п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации, не являющихся обязательным для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи, согласно предмету закупки (извещение N31401888604).
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ОТС-Брокер" вх.N1502 от 26.01.2015 на действия Организатора торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" при организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (извещение N31401888604), обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" нарушение пункта 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в неправомерном установлении требования о наличии необходимых свидетельств саморегулируемых организаций в п.п.2.4. Раздела N4 и п.п.25 раздела N2 Конкурсной документации, не являющихся обязательным для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи, закупки (извещение N31401888604)
3. С учетом выявленного нарушения, выдать Организатору торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (извещение N31401888604), путем проведения процедуры оценки и сопоставления заявок участников (в соответствии с Конкурсной документацией) Открытого конкурса без учета баллов по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля" критерия "Квалификация участника конкурса".
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
02 февраля 2014 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
.
на основании решения Комиссии от 02.02.2015 по жалобе N Т02-31/15 на действия Организатора торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" при организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (извещение N31401888604), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает
1. Организатору торгов - ООО "Жилкомсервис N2 Выборгского района" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов путем:
- проведения процедуры оценки и сопоставления заявок участников (в соответствии с Конкурсной документацией) Открытого конкурса (извещение N31401888604) без учета баллов по подкритерию N8 "Наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля" критерия "Квалификация участника конкурса".
2. В срок, не позднее пяти рабочих дней с момента подведения итогов открытого конкурса в электронной форме (извещение N31401888604), представить в Санкт-Петербургское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2015 г. N 02/1797
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016