Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 6 ноября 2014 г. N 8-01/309
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,
в присутствии представителей:
ИП К.,
ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" - гр.Ш.,
рассмотрев жалобу ИП К. на действия ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний", закупочной комиссии предприятия при проведении запроса котировок цен на право заключить договор на предоставление услуг по перевозке грузов по маршруту г. Хабаровск - г. Биробиджан (извещение N31401606004), материалы дела N 8-01/309, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП К., из которой следует, что закупочной комиссией ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" нарушен порядок определения победителя запроса котировок на право заключения договора на предоставление услуг по перевозке грузов по маршруту г. Хабаровск - г. Биробиджан. В документации не отражены критерии оценки заявок, что нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчиком необоснованно выбран победитель закупки, в сравнении с иными участниками закупки предпринимателем предложено минимальное ценовое предложение, что в наибольшей степени отвечает потребностям заказчика.
Представитель предпринимателя в заседании комиссии настаивал на доводах жалобы.
Представитель заказчика с жалобой не согласился, пояснив, что начальная (максимальная) цена договора сформирована с учетом НДС, в информационной карте закупочной документации установлено условие, согласно которому участники должны включить в предлагаемую цену все затраты, связанные с исполнением договора, в числе которых обязательные налоги и сборы (НДС). Поскольку в последующем стоимость уплаченного по договору НДС подлежит возмещению предприятию, закупочной комиссией ценовое предложение предпринимателя увеличено на 18%. Единственным критерием оценки заявок и определения победителя является цена договора, что отражено в документации. По результатам закупки договор не заключен, запрос котировок приостановлен до рассмотрения жалобы.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в связи с чем ссылки заявителя на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией отклоняются, поскольку данный закон не регулирует порядок проведения рассматриваемой закупки.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
Предприятием 16.10.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении спорного запроса котировок, закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 21.10.2014, рассмотрение и оценка заявок 22.10.2014. Начальная (максимальная) цена закупки 300000,00 руб. с НДС. Срок оказания услуг до 05.11.2014.
Из протокола запроса котировок от 22.10.2014 N 31401606004-01 следует, что на участие в закупке поступили заявки ИП К. с ценовым предложением 240000,00 руб., ООО "Транс Гид" с ценовым предложением 290000,00 руб., ООО "Транспортная компания "ЯН" с ценовым предложением 283000,00 руб., ООО "Дальневосточные дороги" с ценовым предложением 280000,00 руб. При этом ценовое предложение предпринимателя увеличено на 18 %.
Заявка ООО "Транспортная компания "ЯН"" закупочной комиссией отклонена как несоответствующая требованиям документации. Основанием отказа в допуске к участию в запросе котировок общества послужило нарушение срока подачи котировочной заявки.
Победителем запроса котировок признано ООО "Дальневосточные дороги".
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ непосредственно в закупочной документации должны быть указаны сведения: о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 9 информационной карты документации установлен порядок формирования цены договора, в соответствии с которым такая цена должна включать накладные расходы, а также все налоги, сборы и другие обязательные платежи, действующие в момент заключения договора.
В числе документов, предоставляемых в составе заявки на участие в запросе котировок, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год, предшествующий подаче заявки, или копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (подпункт 4.2.2.6 пункта 4.2.2).
Согласно пункту 5.2.3 раздела 5.2 документации победителем запроса котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена.
Учитывая, что порядок определения победителя закупки, исходя из ценового критерия, заказчиком в документации установлен, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в данной части.
Из материалов дела усматривается, что в составе заявки на участие в запросе котировок ИП К. представлено ценовое предложение в сумме 240000,00 руб. без учета НДС, поскольку он не является плательщиком этого налога. К заявке приложены копии налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для вида экономической деятельности по ОКВЭД 60.24, к которому, согласно принятому и введенному постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст ОКВЭДу, относится деятельность автомобильного грузового транспорта.
Частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Учитывая, что закупочная документация не содержит положений, допускающих увеличение ценовых предложений участников закупки, не являющихся плательщиками НДС, на сумму данного налога, равно как и не содержит положений, допускающих оценку таких предложений с учетом суммы налога НДС, комиссия приходит к выводу, что закупочной комиссией предприятия к предпринимателю предъявлены требования, не предусмотренные документацией, а оценка заявок осуществлена с нарушением установленного такой документацией порядка, что противоречит части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Доводы представителя предприятия о том, что увеличение коммерческих предложений участников на сумму НДС обусловлено возвратностью данного налога, комиссией отклоняются в силу следующего.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить: 1) информационную открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Объектом налогообложения признаются, в частности, реализация товаров (работ, услуг) (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В силу статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При этом ни налоговое законодательство, ни Закон N 223-ФЗ не содержат положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках.
Напротив, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Принимая решение участвовать в закупке, хозяйствующий субъект самостоятельно формирует предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что и составляет конкуренцию при проведении закупки.
Увеличение при оценке заявок коммерческих предложений участников, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, на сумму НДС ведет к созданию для таких участников неравных условий, ограничению конкуренции, что недопустимо с позиции пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
Поскольку допущенные при проведении запроса котировок нарушения являются существенными, повлияли на результат закупки, комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи по делу предписания об устранении допущенных нарушений порядка организации и проведения закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ИП К. на действия ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" при проведении запроса котировок цен на право заключить договор на предоставление услуг по перевозке грузов по маршруту г. Хабаровск - г. Биробиджан (извещение N31401606004) необоснованной.
2. Признать жалобу ИП К. на действия закупочной комиссии ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" при проведении указанного запроса котировок обоснованной.
2. Признать действия закупочной комиссии ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний", выразившиеся в увеличении ценового предложения ИП К.оценке коммерческого предложения ИП К. с учетом суммы налога НДС нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать закупочной комиссии ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 90
06 ноября 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, на основании своего решения от 06.11.2014 N 173 по делу N 8-01/309, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Закупочной комиссии ФГУП "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" в срок до 19 ноября 2014 года совершить действия, направленные на устранение нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенных при проведении запроса котировок на право заключения договора на предоставление услуг по перевозке грузов по маршруту г. Хабаровск - г. Биробиджан (извещение N 31401606004), с целью чего:
- отменить протокол запроса котировок от 22.10.2014 N 31401606004-01,
- повторно рассмотреть заявки на участие в указанном запросе котировок с учетом замечаний, изложенных в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 06.11.2014 N 173 по делу N 8-01/309,
- информацию об отмене протокола, о результатах повторного рассмотрения заявок в установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сроки разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 ноября 2014 г. N 8-01/309
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016