Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 31 октября 2014 г. N 33-ФАС22-АМ/10-14
Резолютивная часть решения оглашена "23" октября 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено "31" октября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<_> - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
В<_> - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Ч<_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
рассмотрев дело N 33-ФАС22-АМ/10-14 по признакам нарушения ООО "Коммунальщик" (656907, Алтайский край, г. Барнаул, пос. Центральный, ул. Мира, 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе проведения плановой проверки в отношении ООО "Коммунальщик" (место нахождение общества: 656907, Алтайский край, г.Барнаул, пос.Центральный, ул.Мира, 5, ИНН 2225056380, место проведения проверки: 656907, Алтайский край, г.Барнаул, пос.Центральный, ул.Мира, 5) в период с 4 августа 2014 года по 29 августа 2014 года инспекцией управления ФАС по Алтайскому краю было установлено следующее.
ООО "Коммунальщик" согласно Уставу, является юридическим лицом, целью деятельности общества является осуществление активной и эффективной экономической деятельности в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей населения и извлечение прибыли при наиболее полном удовлетворении интересов его участников. Для реализации поставленной цели общество осуществляет различные виды деятельности, в т.ч. деятельность по распределению воды.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2013 N 526 утверждена производственная программа ООО "Коммунальщик" города Барнаула Алтайского края в сфере холодного водоснабжения согласно приложению 1 и установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Коммунальщик" города Барнаула Алтайского края потребителям города Барнаула Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 2.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2013 N 525 утверждена производственная программа ООО "Коммунальщик" города Барнаула Алтайского края в сфере водоотведения согласно приложению 1 и установлены тарифы на водоотведение, оказываемое ООО "Коммунальщик" города Барнаула Алтайского края потребителям города Барнаула Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 2.
При осуществлении своей деятельности ООО "Коммунальщик" использует при оказании услуг тарифы, определенные вышеуказанными правовыми актами.
В соответствии с договором аренды N 7 от 07.01.2006 г. (с доп. соглашением от 16.10.2006 г.), заключенным между Администрацией г. Барнаула (Арендодатель), МУ "Барнаульское имущественное казначейство" (Балансодержатель) и ООО "Коммунальщик" (Арендатор), арендодатель передает во временное владение и пользование, а арендатор принимает за плату муниципальное недвижимое имущество, в соответствии с актом приема-передачи, в целях качественного и бесперебойного оказания потребителям населенных пунктов Центральной сельской администрации г. Барнаула, в том числе населению, услуг по обеспечению водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также развития сетей водопроводно-канализационного хозяйства, повышению надежности и экономичности их эксплуатации. Перечень имущества, переданный ООО "Коммунальщик" во временное владение и пользование, приведен в Акте приема-передачи муниципального имущества (Приложение к названному договору).
На основании договора аренды N 161 от 25.06.2010 г., заключенного между городским округом - город Барнаул Алтайского края (Арендодатель), комитетом по учету имущества муниципальной казны города Барнаула (Балансодержатель) и ООО "Коммунальщик" (Арендатор), арендодатель передает во временное владение и пользование, а арендатор принимает за плату муниципальное имущество, указанное в Приложении N 1, с целью надежного водоснабжения потребителей г. Барнаула, эксплуатации, ремонта и развития объектов водопроводного хозяйства, повышения надежности и экономичности его эксплуатации.
Согласно Уставу, а также вышеперечисленным договорам, ООО "Коммунальщик" эксплуатирует полученное во временное владение и пользование имущество (сети инженерно-технического обеспечения) для оказания услуг водоснабжения и канализации. При этом, ООО "Коммунальщик" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 14 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Пунктом 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - договор о подключении).
В соответствии с пунктом 90 Правил N 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов, перечисленных в названном пункте Правил N 644.
На основании пункта 94 Правил N 644 в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В ходе проведения проверки ООО "Коммунальщик" инспекцией управления ФАС по Алтайскому краю установлено, что лица, имеющие намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, обращаются в ООО "Коммунальщик" с заявлениями о выдаче технических условий и условий подключения к коммунальным системам холодного водоснабжения.
По результатам рассмотрения таких заявлений ООО "Коммунальщик" выдает заявителям технические условия на подключение к коммунальным системам водоснабжения и условия подключения частных домовладений к магистральным трубопроводам водопроводных сетей населенного пункта, не заключая договоры о подключении (технологическом присоединении).
При этом ООО "Коммунальщик" взимает с лиц, имеющих намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, плату за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения и за подключение к системе холодного водоснабжения, что подтверждается следующими приходными кассовыми ордерами: N 156 от 09.06.2014 (заказчик Т<_>), N 160 от 18.06.2014 (заказчик С<_>), N 163 от 20.06.2014 (заказчик Б<_>), N 164 от 20.06.2014 (заказчик П<_>), N 165 от 20.06.2014 (заказчик С<_>), N 166 от 20.06.2014 (заказчик С<_>), N 166А от 23.06.2014 (заказчик У<_>), N 168 от 30.06.2014 (заказчик Е<_>), N 169 от 01.07.2014 (заказчик Т<_>), N 171 от 30.06.2014 (заказчик А<_>), N 173 от 04.07.2014 (заказчик Б<_>), N 178 от 09.07.2014 (заказчик К<_>), N 182 от 14.07.2014 (заказчик Ж<_>), N 183 от 14.07.2014 (заказчик Ж<_>), N 184 от 17.07.2014 (заказчик О<_>).
Расчет стоимости услуг по подготовке условий на подключение частных домовладений к сетям водопровода с непосредственной привязкой объекта присоединения на магистральном трубопроводе водоснабжения населенного пункта с 01.12.2013 г. в размере 2600,84 руб. утвержден директором ООО "Коммунальщик" П<_>
Расчет стоимости услуг по производству работ по присоединению частных домовладений к системам водоснабжения населенных пунктов с 01.12.2013 г. в размере 5910,12 руб. утвержден также директором ООО "Коммунальщик" П<_>
Однако, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является регулируемым видом деятельности в сфере холодного водоснабжения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения относится к регулируемым тарифам в сфере холодного водоснабжения.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 4.12.1 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695, предусмотрено, что тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения устанавливает управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО "Коммунальщик" признал факт нарушения действующего законодательства при взимании с лиц, имеющих намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, платы за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения и платы за подключение к системе холодного водоснабжения, а также пояснил, что тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения не может быть установлен без утвержденных инвестиционной программы и схемы водоснабжения городского округа. Однако схема водоснабжения города Барнаула до настоящего момента не утверждена, поэтому ООО "Коммунальщик" после того, как будет утверждена в надлежащем порядке схема водоснабжения и водоотведения, разработает инвестиционную программу, со включением в нее расчета тарифа на подключение к системам водоснабжения и водоотведения согласно Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Также представитель ООО "Коммунальщик" сообщил, что после получения акта проверки, составленного управлением ФАС по Алтайскому краю, плата за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения и за подключение к системе холодного водоснабжения с лиц, имеющих намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, обществом не взимается. Однако данные обстоятельства ООО "Коммунальщик" не подтвердил документально.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующего в деле лица, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктур относится к деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, на ООО "Коммунальщик" распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, действия ООО "Коммунальщик", выразившиеся во взимании платы за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения на основании расчета стоимости услуг по подготовке условий на подключение частных домовладений к сетям водопровода с непосредственной привязкой объекта присоединения на магистральном трубопроводе водоснабжения населенного пункта с 01.12.2013 г., утвержденного директором ООО "Коммунальщик" П<_> в размере 2600,84 руб., противоречат требованиям части 14 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а действия ООО "Коммунальщик", выразившиеся во взимании платы за подключение к системе холодного водоснабжения на основании расчета стоимости услуг по производству работ по присоединению частных домовладений к системам водоснабжения населенных пунктов с 01.12.2013 г., утвержденного также директором ООО "Коммунальщик" П<_> в размере 5910,12 руб., противоречат нормам, установленным в пункте 1 части 1 статьи 5, пункте 2 части 1, пункте 5 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", тем самым нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия ООО "Коммунальщик", выразившиеся во взимании с лиц, имеющих намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, платы за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения, непредусмотренной действующим законодательством, и платы за подключение к системе холодного водоснабжения, неустановленной в соответствии с действующим законодательством, противоречащими пункту 1 части 1 статьи 5, пункту 2 части 1, пункту 5 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Коммунальщик" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не взимать непредусмотренную действующим законодательством плату за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения, а также плату за подключение к системе холодного водоснабжения, неустановленную в соответствии с действующим законодательством.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПРИСАНИЕ N 33-ФАС22-АМ/10-14
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть оглашена "23" октября 2014 г.
В полном объеме изготовлено "31" октября 2014 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<_> - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
В<_> - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Ч<_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 23 октября 2014 г. по делу N 33-ФАС22-АМ/10-14 о нарушении ООО "Коммунальщик" (656907, Алтайский край, г. Барнаул, пос. Центральный, ул. Мира, 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Коммунальщик" в срок до 20 ноября 2014 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании с лиц, имеющих намерение осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, платы за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения, непредусмотренной действующим законодательством, и платы за подключение к системе холодного водоснабжения, неустановленной в соответствии с действующим законодательством, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 5, пункту 2 части 1, пункту 5 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
ООО "Коммунальщик" не взимать непредусмотренную действующим законодательством плату за подготовку условий подключения к системам холодного водоснабжения, а также плату за подключение к системе холодного водоснабжения, неустановленную в соответствии с действующим законодательством.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 октября 2014 г. N 33-ФАС22-АМ/10-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016