Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 5 февраля 2015 г. N 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,
в присутствии представителей от:
- министерства промышленности и транспорта Хабаровского края - гр. <_> доверенность от 04.02.2015 N9.3.36-2461, гр. <_> доверенность от 12.01.2015 N9.3.41-77,
- индивидуальный предприниматель гр. <_>по паспорту, представитель ИП гр. <_> гр. <_> доверенность от 13.08.2012,
рассмотрев жалобу ИП <_> материалы дела N8-01\17, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП <_> на действия министерства промышленности и транспорта Хабаровского края при проведении в 2015 году открытого конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае в связи с объединением в лоты N3,5,6,13,16,17,18,19 автобусных маршрутов, с установлением такого требования к претендентам как необходимость наличия автобусов повышенной комфортности.
ИП <_> и его представитель <_> в заседании комиссии жалобу поддержали в полном объеме, добавили, что из каждого конкретного маршрута, в частности, маршрут Хабаровск-Комсомольск, не должны изыматься отдельные графики движения автобусов. В соответствии с законом Хабаровского края от 29.02.2012 N173 губернатор вправе устанавливать порядок формирования лотов, в лот могут объединяться один- два маршрута, а не делить маршруты на графики. Никаким нормативным актом организатор конкурса не уполномочен устанавливать требование о повышенной комфортности при перевозках, такое требование предъявлено не ко всем лотам. Неясно, каким образом будут начисляться баллы по показателю "производственная база и подвижной состав", почему за арендованные автобусы присваивается меньшее количество баллов, наличие арендованных автобусов не влияет на безопасность пассажирских перевозок. Организатор конкурса при организации и проведении конкурса должен придерживаться Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители министерства промышленности и транспорта Хабаровского края с доводами заявителя не согласны, свои возражения, представленные письмом от 04.02.2015 N9.3.36-2461, поддержали, добавили, что правом формировать лоты министерство наделено в соответствии с постановлением N89. В целях развития конкуренции на одном маршруте должно быть достаточное количество перевозчиков, разделение графиков маршрута по лотам создает здоровую конкуренцию среди перевозчиков, удобно для перевозчиков и пассажиров. Требование о повышенной комфортности также устанавливается на тех маршрутах, где это востребовано населением, это повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. Перевозки повышенной комфортности организуются в соответствии с приказом министерства от 31.08.2012 N48 и такие автобусы должны быть обязательно включены в конкурс. Автобус повышенной комфортности имеет соответствующий сертификат, в состав комиссии включены представители ГИБДД, Ространснадзора, которые согласно представленным претендентом на участие в конкурсе документам оценивают подвижной состав, требования к автобусам не добавляет баллы конкурсанту, требование установлено к графикам повышенной комфортности, которое без таких автобусов не будет выполнено. Проведение данного конкурса не является закупкой, в связи с чем нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае не применяются
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела N8-01\17, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц следует, что индивидуальный предприниматель заявку на участие в конкурсе не подавал, но желает принять участие в конкурсе, соответственно он вправе обжаловать по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем).
Частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок межмуниципального сообщения в Хабаровском крае регламентируется Законом Хабаровском края от 29.02.2012 N173 (далее - Закон N173), в соответствии с частью 3 статьи 8 которого порядок проведения и условия открытых конкурсов определяются Губернатором края.
Порядок проведения открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае утвержден Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.11.2014 N89 (далее - Порядок, постановление N89).
Целями и задачами конкурса являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров, повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков (пункт 1 Порядка).
Организатором перевозок, в полномочия которого входит проведение открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам, является орган исполнительной власти края в сфере транспортного обслуживания населения - министерство промышленности и транспорта Хабаровского края (пункт 5 части 1 статьи 2, пункт 4 статьи 5 указанного закона, пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.3. Порядка конкурс объявляется министерством не позднее чем за 30 дней до даты начала его проведения. Сообщение о проведении конкурса публикуется на официальном интернет-портале Хабаровского края по адресу://www.khabkrai.ru с указанием порядка и сроков приема заявлений и документов, предмета конкурса, сроков проведения конкурса и перечня маршрутов межмуниципального сообщения, объединенных в лоты (группы).
Сроки проведения конкурса определяются министерством промышленности и транспорта края (пункт 4.4).
Заявление представляется претендентом организатору конкурса не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения конкурса. Дата и время поступления заявления регистрируются в журнале учета заявлений (пункт 4.5. Порядка). Вместе с приложением каждый претендент представляет документы в соответствии с приложением N1 к Порядку (пункт 4.5.).
Согласно пункту 4.8. Порядка на конкурс выставляются маршруты межмуниципального сообщения, объединенные в лоты (группы), утвержденные министерством промышленности им транспорта края. Каждый лот неделим и разыгрывается только в целом. Конкурс проводится по каждому лоту отдельно.
19.01.2015 на официальном информационном интернет-портале Хабаровского края www.khabkrai.ru министерством промышленности и транспорта края размещено извещение о проведение 20 февраля 2015 года открытого конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2009. Заявления на участие в конкурсе принимаются с 20.01.2015 по 09.02.2015. Здесь же размещен перечень маршрутов регулярных перевозок, объединенных в лоты (группы), выставляемые на конкурс.
Порядок информационного обеспечения конкурса министерством соблюден.
Также в объявлении имеется ссылка на постановление Губернатора Хабаровского края от 28.11.2014 N89, содержащее перечень документов необходимых для подачи в составе конкурсной заявке, критерии оценки, их значимость, порядок оценки заявок, требования к претендентам. Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 01.12.2014, официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.12.2014. Доказательств оспаривания постановления в установленном законом порядке подателем жалобы не представлено.
Размещение иной информации на сайте Порядком не предусмотрено.
Перечнем оцениваемых показателей предусмотрены критерии оценки претендентов: производственная база и подвижной состав (наличие собственного подвижного состава - до 7 баллов, техническое состояние автобусов - до 17 баллов, внешний вид и внутреннее состояние автобуса - до 12 баллов, срок эксплуатации автобуса - до 5 баллов) - суммарно до 35 баллов, состояние дорожно-транспортной дисциплины за год, предшествующий конкурсу, до 10 баллов, выполнение условий лицензирования - до 5 баллов, выполнение регулярных перевозок пассажиров по договору с организатором данных перевозок за год, предшествующий конкурсу, до 20 баллов (баллы не суммируются), соблюдение налогового законодательства в году, предшествующем конкурсу, до 5 баллов. Критерии содержат подкритерии.
Установленные критерии оценки применяются в равной мере ко всем претендентам, направлены на оценку их деятельности в целях определения лучшего перевозчика, достижения целей и задач конкурса. Данные критерии доступу к участию в торгах не препятствуют, а лишь влияют на количество присуждаемых претенденту баллов, исходя из названных целей и задач конкурса. В данной связи довод ИП <_> заявленный в заседании комиссии, о неуказании порядка начисления баллов по показателю "производственная база и подвижной состав", подлежит отклонению.
Во исполнение пункта 4.8 Порядка приказом министерства от 16.01.2015 N2 утвержден перечень маршрутов, объединенных в лоты, выставляемые на конкурс, всего 19 лотов.
Отдельные графики маршрута "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" разделены на лоты NN3, 5, 6, 13.
В лот N7 по маршруту N301 "г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск" содержит требование к графикам - до 4 повышенной комфортности, по маршруту N310 "г. Комсомольск-на-Амуре - с. Селихино - г. Хабаровск" - 1 график повышенной комфортности. В лот N10 в маршрут N304 "г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск" также включен 1 график повышенной комфортности.
В соответствии с приказом министерства от 31.08.2012 N48 на управление дорожной деятельности и автомобильного транспорта возложена организация в пределах полномочий министерства по предоставлению населению дополнительных услуг пассажирского автомобильного транспорта повышенной комфортности с использованием для этих целей автобусов, удовлетворяющих таким требованиям, как соответствие автобуса большому классу согласно действующей классификации автотранспортных средств; оборудование автобуса мягкими откидными креслами и перевозка только по местам для сидения; количество мест для сидения не более 28 согласно сертификату соответствия (технической характеристике, выданной заводом -изготовителем); площадь салона, приходящаяся на одного пассажира - не менее 0,80 кв.м.; наличие работающей системы кондиционирования воздуха в салоне; наличие дополнительных услуг информационного характера; срок эксплуатации - не более 10 лет (определяется со дня выпуска автобуса заводом - изготовителем).
Указанные в данном приказе требования к автобусам согласуются с критериями перечня оцениваемых показателей, содержащихся в Порядке, согласно которых будут оцениваться подвижной состав и техническое состояние автобусов.
Поскольку разделение маршрутов на виды и направления, типы графиков в части их комфортности для пассажиров, критерии объединения межмуниципальных маршрутов в части включения отдельных графиков одного маршрута в разные лоты нормативно не регламентированы, министерство при формировании лотов действовало в пределах предоставленных ему полномочий, исходя из целей и задач конкурса в соответствии с пунктом 1 Порядка, на основании приказа от 31.08.2012 N48.
Поскольку по результатам конкурса заключается договор на оказание услуг по перевозке пассажиров за счет средств самих пассажиров, довод заявителя о применении при проведении указанного конкурса Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подлежит отклонению.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия министерства промышленности и транспорта Хабаровского края при проведении в 2015 году открытого конкурса на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Хабаровском крае на период с 01.04.2015 по 31.12.2019, необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 февраля 2015 г. N 5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016