Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 21 января 2015 г. N 05/933
Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 января 2015 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Козлова О.А. - заместитель руководителя, председатель Комиссии;
Мультановская В.В. - начальник отдела естественных монополий, член Комиссии;
Ивашова Е.В. - заместитель начальника отдела естественных монополий, член Комиссии;
Годизова А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, член Комиссии;
рассмотрев дело NК10-4/14, по признакам нарушения закрытым акционерным обществом "Первый контейнерный терминал" (местонахождение: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 5, 3-й район) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в установлении монопольно высокой цены за услуги по перемещению груза в целях досмотра и взвешивания по указанию таможенных органов, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле NК10-4/14:
ЗАО "Первый контейнерный терминал" - ответчик:
Гальцова Г.П. - представитель по доверенности;
Танайлова С.В. - представитель по доверенности;
Беликов С.В. - представитель по доверенности;
Арсентьев В.Н. - представитель по доверенности;
Емолкин В.Н. - представитель по доверенности;
ООО "Магистральстройсервис" - заявитель:
Чурсина А.Ю. - представитель по доверенности; установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО "Магистральстройсервис" (далее - Общество) от 01.10.2013 N01/10-13/1 (вх. N19112 от 02.10.13) с жалобой на действия ЗАО "Первый контейнерный терминал" (далее - ЗАО "ПКТ", Стивидорная компания) по установлению монопольно высокой цены за услугу по перемещению контейнера на морском терминале Стивидорной компании в границах морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" в целях досмотра государственными органами (таможенными органами): 1) перемещение контейнера в границах морского порта в целях досмотра - 250 долл. США; 2) перемещение контейнера в границах морского порта в целях взвешивания - 210 долл. США.
Общество ввозит через морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" по
контрактам с иностранными контрагентами контейнерные грузы. В рамках таможенного контроля по требованию должностных лиц таможенных органов в отношении товара Общества Стивидорной компанией проводятся определенные операции с грузом в качестве услуг по перемещению контейнера с целью досмотра и по перемещению контейнера с целью взвешивания.
Общество поясняет, что в силу публично-правовых обязательств перевозчика перед Таможенным союзом, товары, прибывающие в адрес Общества выгружаются в пределах порта в места временного хранения/постоянные зоны таможенного контроля (ПЗТК), владельцами которых является стивидорная компания и на которой расположен таможенный орган (на территории ПЗТК ЗАО "ПКТ" расположен таможенный пост Балтийской таможни "Турухтанный").
Обществом представлены сравнительные расценки, установленные различными операторами "сухих" контейнерных терминалов за услуги по перемещению груза к месту таможенного досмотра: ООО "Корунд терминал" - 47 долл. США, ЗАО "Логистика Терминал" - 34 долл. США, которые, по мнению Общества, аналогичны услугам морских терминалов и включает в себя следующие операции: "вынуть контейнер из стока, поставить на "площадку", перевести к месту досмотра, а затем обратным путем вернуть контейнер в сток".
Согласно представленной ООО "Магистральстройсервис" информации грузооборот ООО "Магистральстройсервис" перемещаемых контейнеров через терминал ЗАО "ПКТ" составил во второй половине 2012 г. - 470, в 2013 г. - 124, в 2014 г. (1-3-й квартал) - 540, в то время как количество контейнеров, в отношении которых таможенными органами проводились таможенные операции по ИДК (инспекционно-досмотровый комплекс), взвешиванию и досмотру составил: во 2-ой половине 2012 г. - 196 (досмотр), 345 (осмотр ИДК), 307 (взвешивание); в 2013 г. - 12 (досмотр) и 13 (взвешивание), в 2014 году (1-3-й квартал) - 1 (досмотр) и 1 (взвешивание). Оплата за перемещение указанных контейнеров осуществлялась ООО "Магистральстройсервис" по счетам агентов морских линий.
2. Позиция ЗАО "Первый контейнерный терминал" представлена в Управление письмами от 28.11.2013 N2129 (вх. N24240 от 29.11.2013), от 27.02.2014 N300 (вх. N3821 от 28.02.2014), от 17.04.2014 N579 (вх. N7845 от 17.04.2014), от 06.06.2014 N868 (вх. N12539 от 09.06.2014), от 10.09.2014 N1313 (вх. N21390 от 16.09.2014), от 24.12.2014 N1919.
По информации ЗАО "ПКТ", стоимость услуг по перемещению в целях досмотра составляет 250 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях досмотра ИДК 210 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях взвешивания 210 долл. США, стоимость услуг по перевалке (погрузочно-разгрузочным работам, далее - ПРР) импортного груженного контейнера 166 долл. США.
ОАО "ПКТ" пояснило, что тариф за ПРР включает две составляющие: ставку за перевалку контейнера с/на контейнерное судно (2-ая категория) и ставку за перевалку контейнера с/на наземное транспортное средство (3-я категория). Представлена соответствующая информация о перечне операций, включаемых в ставки 2-ой и 3-ей категории.
Операции, учитываемые в тарифах на перемещение для целей взвешивания контейнера и перемещение для целей досмотра (дополнительные работы), включают следующие операции, выполненные сверх операций, выполняемых при оказании услуг ПРР, по заявкам клиентов или требованию государственных контролирующих органов:
- взятие контейнера, помещенного на штатное место при выгрузке с судна; перемещение контейнера (подвоз) его к месту досмотра или взвешивания;
- производство операций взвешивания или досмотра (таких как, открытие/закрытие дверей контейнера; крепление/раскрепление груза; растарка/затарка груза; частичное взвешивание грузовых мест);
- перемещение контейнера (отвоз) и помещение его на штатное место на складе.
Письмом от 28.11.2013 N2129 (вх. от 29.11.2013 N24240) ЗАО "ПКТ" представлена информация по расчету стоимости подвоза-отвоза контейнера для взвешивания и таможенного досмотра. Письмом от 06.06.2014 N868 (вх. от 25.04.2014 N10/7876) представлена информация по расчету себестоимости ПРР в составе 2-й и 3-й категорий.
Расчет тарифов на ПРР, стоимости связанных с ПРР услуг производится по методике, разработанной в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на базе рекомендованной для морских портов (Методика расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", согласованная 27.02.1995 г. руководителем Департамента цен Министерства экономики РФ В.И. Моргуновым и Директором Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ Н.П. Цахом (далее - Методика)).
Размер плановой прибыли, применяемый в расчетах равен 50%, что соответствует размеру, установленному Порядком регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга", утв. Заместителем Министра экономики РФ С.М. Игнатьевым 29.12.1995 г. (далее - Порядок). Изменений после отмены регулирования тарифов нет.
Расчет накладных расходов производится от прямых затрат в установленном размере, определение структуры которых (отнесение затрат к прямым и накладным) производится по "Методике расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в морских портах" (разработана отделом цен и тарифов на транспорте Департамента цен Минэкономики РФ и Департаментом регулирования производственной деятельности морского транспорта Минтранса России и утвержденной Минтрансом 09.10.1997). Расчет накладных расходов осуществляется по фактическим расходам.
ЗАО "ПКТ" представлен расчет фактического размера накладных расходов, применяемых для производства расчетов.
3. Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 22.09.2014 N05/21969 в отношении ООО "Магистральстройсервис" возбуждено производство по делу NШ05-400/14 об административном правонарушении, выразившемся в непредставлении по требованию антимонопольного органа информации, необходимой для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 26.09.2014 N05/22463 дело NК10-4/14 было приостановлено на срок рассмотрения дела NШ05-400/14.
Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 08.12.2014 N05/29269 дело NК10-4/14 было возобновлено.
4. Комиссия, рассмотрев материалы дела NК10-4/14, выслушав участвующих в деле стороны, установила следующее.
4.1. Морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" - крупнейший в России, как по территориальному признаку, так и по объемам обрабатываемых грузов.
Согласно проведенному Управлением анализу состояния конкуренции на рынке услуг погрузочно-разгрузочных работ в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" работы (услуги) по перевалке поступающих в морской порт контейнерных грузов осуществляет шесть стивидорных компаний, доли по грузообороту между которыми по итогам 2012 года распределились следующим образом: ЗАО "ПКТ" - 50,04%, ЗАО "КТСП" - 13,56%, ОАО "Петролеспорт" - 29,99%, ЗАО "Нева-Металл" - 0,20%, ООО "Моби-Дик" - 4,8%, ООО "Русмарин-Форвардинг" - 1,37%.
По итогам 10 месяцев 2013 доля указанных компаний распределялась следующим образом: ЗАО "ПКТ" - 43,6%, ЗАО "КТСП" - 28,0%, ОАО "Петролеспорт" - 28,0%, ЗАО "Нева-Металл" - 2,5%, ООО "Моби-Дик" - 8,7%, ООО "Русмарин-Форвардинг" - 1,4%.
ЗАО "ПКТ", ЗАО "КТСП", ОАО "Петролеспорт" включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по разделу 3 - услуги портов и (или) транспортных терминалов (см. официальный сайт ФСТ России www.fstrf.ru). Кроме того, каждая из перечисленных компаний включена в утвержденный приказом ФСТ России от 05.06.2012 N137-т/3 "Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, регулирование которых осуществляет ФСТ России".
Каждый из Операторов как субъект естественных монополий в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке стивидорных услуг[1] в морских портах (в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург").
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности определенные в указанной норме закона условия, в том числе если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых
больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов. В связи с этим каждый из следующих хозяйствующих субъектов: ЗАО "ПТК", ЗАО "КТСП" и ОАО "Петролеспорт" занимает доминирующее положение на рынке стивидорных услуг в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург" по номенклатуре "контейнерные грузы".
4.2. Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293 (ред. от 27.06.2013) перечню субъектов естественных монополий в морских портах, тарифы на услуги погрузки и выгрузки грузов регулируются государством.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2013 г. N 214-т/2 "Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга" ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов к Стивидорным компаниям, в том числе ЗАО "ПКТ", не применяется, но обязывает стивидорные компании, осуществляющие деятельность на территории указанных портов, представлять в ФСТ России ежеквартально информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.
Федеральная служба по тарифам согласно Положению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N332, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.
Согласно направленному ФСТ России письму от 30.04.13 NОА-4869/10 в адрес ООО "Магистральстройсервис" ЗАО "ПКТ" вправе самостоятельно определять уровень тарифов на оказываемые услуги по погрузке и выгрузке.
4.3. Постановлением ФЭК РФ от 10.06.2003 N45-т/1 были утверждены тарифы на ПРР контейнеров и связанные с ними услуги в ЗАО "ПКТ" (далее - Постановление), включая Положение о порядке применения указанных тарифов (Приложение 2 к Порядку). Постановлением регулировались тарифы на ПРР и связанные с ними услуги в ЗАО "ПКТ" до Приказа ФСТ от 30.06.2010 N133-т/1 "Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии в морском порту "Большой порт Санкт-Петербург", согласно которому ценовое регулирование в отношении ЗАО "ПКТ" отменялось.
После отмены ценового регулирования, приказов об утверждении и/или изменении тарифов на услуги по перевалке и хранению контейнеров либо отдельного документа "Прейскурант" в ЗАО "ПКТ" не издается. Расчет стоимости услуг (тариф) утверждается генеральным директором, после чего с клиентами терминала подписываются Дополнительные соглашения о внесении изменений/дополнений в приложение "Тарифы" к договорам на оказание услуг.
Тариф на ПРР включает две составляющие: ставку за перевалку контейнера с/на контейнерное судно (2-я категория) и ставку за перевалку контейнера с/на наземное транспортное средство (3-я категория).
Ставка 2-й категории включает следующие операции:
Перемещение контейнера из ячейки/с палубы на причал (или в обратном направлении, включая крепление или раскрепление контейнера, а также включая документальное оформление приемки/сдачи груза.
Перемещение контейнера с причала на склад или в обратном направлении.
Открытие/закрытие судовых люков (крышек) и перемещение их из отсека в отсек или на причал.
Тальманская обработка контейнеров и оформление карго-плана по окончании работы.
Уведомление о повреждении, произошедшем во время погрузки/выгрузки.
Ставка 3-й категории включает следующие операции:
Прием/выдача контейнеров, включая документальное оформление приема/выдачи контейнера и предоставление информации в электронной форме.
Выгрузка или погрузка контейнеров с или на транспортное средство (трейлер или ж/д платформу) и перемещение с или на склад.
Уведомление о повреждении, произошедшем во время погрузки/выгрузки.
Подача подвижного ж/д состава в места погрузки/выгрузки, включая стоимость маневровых операций, плату за использование подвижного состава в пределах нормативного срока.
Уведомление об отсутствии ярлыков. Прикрепление ярлыков на контейнер в соответствии с особыми инструкциями Линии.
Перечень операций, стоимость которых включается в тарифы на работы ПРР 2-й и 3-й категорий соответствует перечню Приложения 2 Постановления.
Тарифы по перемещению контейнеров в зоне действия таможенного поста "Турухтанный" в целях их досмотра и взвешивания, действующие с 01.01.2011 г. включают стоимость следующих операций:
Перемещение для целей досмотра/осмотра контейнера - подвоз/отвоз контейнера в/из досмотровую(ой) зону, растарку/затарку груза, взвешивание грузовых мест, пересчет груза.
Перемещение для целей взвешивания контейнера - подвоз/отвоз контейнера в/из зону(ы) взвешивания, взвешивание контейнера, формирование электронной версии тальманки взвешивания.
До декабря 2012 года все счета по оплате услуг ЗАО "ПКТ", связанные с таможенным осмотром/досмотром, взвешиванием, по условиям договоров, выставлялись в адрес поклажедателя (агента морского перевозчика). Услуга оказывалась на основании требований таможенного органа, вручаемых в адрес ЗАО "ПКТ" либо в адрес декларанта.
С декабря 2012 года в договор с агентами морских перевозчиков был включен п.5.2. "Взвешивание контейнера, осмотр груза и проведение операций по растарке груза в рамках одного контейнера осуществляется по Заявке Агента в виде электронного документа в формате, утвержденном Оператором, с использованием электронного обмена данных.
Агент подтверждает право оформления Заявок Декларантом - лицом, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары в соответствии с правами декларанта, изложенными в ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Декларант вправе от собственного имени и за свой счет подавать Заявки на взвешивание контейнера, осмотр груза и проведение операций по растарке груза в рамках одного контейнера в виде электронного документа в формате, утвержденном Оператором, с использованием электронного обмена данных.
В целях реализации данного пункта, декларанты/ экспедиторы в рамках действующего договора и Правил электронного документооборота, опубликованных на сайте www.container.ru, поручили компании "Ролис", являющейся организатором корпоративной информационной системы "Контерра", подавать заявки в адрес ЗАО "ПКТ" на проведение операций с грузом на следующие технологические операции:
- перемещение контейнера для целей осмотра/досмотра;
- перемещение контейнера для целей взвешивания;
- приведение контейнера в транспортабельное состояние.
С этого момента декларанты/экспедиторы как по собственному желанию, так и при наличии требования таможенного органа самостоятельно подают заявки на перемещение контейнеров для целей осмотра/досмотра, взвешивания через WЕВ-сайт компании "Ролис", что составляет 97% от общего количества заявок.
Применяемые ЗАО "ПКТ" цены на перевалку груженных контейнеров определяются соглашением о тарифах с каждым линейным оператором (морскими контейнерными линиями).
ОАО "ПКТ" письмом от 06.06.2014 N868 представлены утвержденные Генеральным директором расчеты (нормативные) себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в составе 2-ой и 3-ей категории и суммарной стоимости погрузочно-разгрузочных работ, которые применяются при согласовании тарифов соответственно с 01.02.2013, с 28.12.2013 и с 19.01.2014.
ОАО "ПКТ" письмом от 28.11.2013 N2129 представлены утвержденные Генеральным директором расчеты (нормативные) стоимости таможенного досмотра сухого контейнера и расчет (нормативный) стоимости подвоза-отвоза контейнера для взвешивания и взвешивание, действующие с 01.01.2011 по настоящее время.
Результаты сравнительного анализа представленной информации по расчетной стоимости работ (услуг) сведены в следующую таблицу:
|
|
Перемещение в целях досмотра |
Перемещение в целях взвешивания |
ПРР в составе 2-й категории |
ПРР в составе 3-й категории |
Время работы механизмов (маш.час) |
Кран STS |
- |
- |
0,036 |
- |
АКВ |
0,42 |
0,42 |
0,18 |
0,18 |
|
РТГ |
0,17 |
0,17 |
0,06 |
0,06 |
|
Тягач с РТ |
0,20 |
0,57 |
0,10 |
0,10 |
|
Ричстакер |
- |
0,17 |
- |
- |
|
а/п г/п 1,5 тн |
0,41 |
- |
- |
- |
|
Кран РМГ |
- |
- |
- |
0,03 |
|
Себестоимость 1 часа работы механизмов (руб./маш.час) |
Кран STS |
- |
- |
5 973 |
- |
АКВ |
1 713 |
1 713 |
1 713 |
1 713 |
|
РТГ |
1 357 |
1 357 |
1 357 |
1 357 |
|
Тягач с РТ |
714 |
714 |
714 |
714 |
|
Ричстакер |
- |
1 746 |
- |
- |
|
а/п г/п 1,5 тн |
336 |
- |
- |
- |
|
Кран РМГ |
- |
- |
- |
4 630 |
|
Часовая тарифная ставка докеров-механизаторов (руб./чел.-час.) |
137,2 |
137,2 |
137,2 |
137,2 |
|
Время работы докеров на досмотре (чел.-час/контейнер) |
1,575 |
- |
- |
0,202 |
|
Время работы докеров на механизмах (чел.-час/конт.) |
- |
- |
0,208 |
- |
|
Время работы докеров сигн. и расст. конлоков (час/конт.) |
- |
- |
0,3114 |
- |
|
Время работы докеров при подвозе-отвозе контейнеров (час/конт.) |
0,4021 |
0,7155 |
- |
- |
|
Время работы докера на взвешивании контейнеров |
- |
0,167 |
- |
- |
Таким образом, перечень операций, выполняемых при ПРР во внутрипортовом перемещении, не превышает количество операций, выполняемых при перемещении контейнера в целях таможенного досмотра и взвешивания. Отличия составляет время работы, согласно которому время работы по операциям перемещения контейнеров в целях таможенного досмотра и взвешивания значительно превышает время по операциям выполняемых при ПРР.
В связи с изложенным, установлено, что разница между ставкой на досмотр и взвешивание и ставкой на ПРР состоит в использовании различной техники на указанных операциях, разнице во времени, затраченном на одну операцию и разном количестве необходимой для оказания услуги рабочей силы.
Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО "ПКТ" в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США. Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО "ПКТ" в целях взвешивания - 210 долл. США.
Так, например, перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США и в целях взвешивания 200 долл. США. У ОАО "Петролеспорт" стоимость указанных услуг составляет 275 долл. США.
В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В связи с изложенным, установление цен за услугу по перемещению контейнера на морском терминале ЗАО "ПКТ" в границах морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" в целях таможенного досмотра не отвечает признакам статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с изложенным выше, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела NК10-4/14 в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО "ПКТ" нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии Козлова О.А.
Члены Комиссии Мультановская В.В.
Ивашова Е.В.
Годизова А.А.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
[1] Стивидорные услуги - погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, иные работы и услуги, связанные с обработкой и обслуживанием груза и транспортных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 января 2015 г. N 05/933
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016