Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
N 10-134/ТР (опубликовано 5 февраля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "16" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" декабря 2014 г.
Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
1. - руководитель управления, председатель Комиссии;
2. - ведущий специалист отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;
3. - специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;
рассмотрев дело N 10-134/тр по признакам нарушения ОАО "МРСК-Волги" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44) ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Саратовское УФАС России поступило обращение гр.. Н.С. (заявитель) с жалобой на бездействия ОАО "МРСК Волги" выразившиеся в нарушении сроков технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Саратовский район, с.Александровка, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028.
В результате рассмотрения заявления установлено, что между ОАО "МРСК Волги" (сетевая организация) и гр.. Н.С. (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N13-62-000832/481 от 12.11.2013 (далее - договор N13-62-000832/481) индивидуального жилого дома, который будет располагаться по адресу: Саратовский район, с. Александровка, участок, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028. Стоимость технологического присоединения по договору N13-62-000832/481 составила 550 руб.
В соответствии с п. 5 договора N13-62-000832/481 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев (до 12.05.2014).
12.11.2013 гр.. Н.С. оплатила технологическое присоединение по договору N13-62-000832/481 в сумме 550 руб., что подтверждается банковским чеком-ордером Филиала N8622/0270 Саратовского отделения N8622 Сбербанка от 12.11.2013.
Как следует из заявления гр.. Н.С., мероприятия по технологическому присоединению по договору N13-62-000832/481 в срок до 12.05.2014 года ОАО "МРСК Волги" не выполнены.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с п. 14 Правил физическим лицом подается заявка в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Из предоставленной в рамках рассмотрения дела информации следует, что гр.. Н.С. направила заявку в адрес ОАО "МРСК Волги" как физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что соответствует пункту 14 Правил.
12.11.2013 ОАО "МРСК Волги" и гр.. Н.С. заключили договор N13-62-000832/481.
В соответствии с договором N13-62-000832/481 срок мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев (до 12.05.2014), что соответствует п. "б" п. 16 Правил.
Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами не предусмотрена.
В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
На заседании Комиссии гр.. Н.С. пояснила, что технологическое присоединение ее земельного участка, который расположен по адресу: Саратовский район, с. Александровка, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028, не осуществлено.
Представители ОАО "МРСК Волги" на заседании Комиссии пояснили, что технологическое присоединение земельного участка, который расположен по адресу: Саратовский район, с. Александровка, участок, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028, осуществлено еще в апреле 2014 г. и провод для технологического присоединения перекинут через другие столбы, чем планировался первоначально, что подтверждается предоставленной копией наряда-допуска для работы в электроустановках N 251 от 25.04.2014.
Кроме того, по заявлению представителей ОАО "МРСК Волги" гр.. Н.С. со своей стороны не выполнила мероприятия по технологическому присоединению, предусмотреные техническими условиями, которые являются приложением к договору N13-62-000832/481 (далее - технические условия N13-62-000832/481), т.е. гр.. Н.С. не было смонтировано ВРУ-0,4 кВ, и она не уведомила ОАО "МРСК Волги" о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, что является нарушением п. 8 договора N 13-62-000832/481. Следовательно, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения не может быть подписан.
На заседании Комиссии гр.. Н.С. подтвердила, что с ее стороны мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ земельного участка, который расположен по адресу: Саратовский район, с. Александровка, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028, не выполнены, так как она считала, что первоначально со стороны ОАО "МРСК Волги" должны быть выполнены мероприятия по технологическому присоединению ее земельного участка, а потом уже она выполнит со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ земельного участка, который расположен по адресу: Саратовский район, с. Александровка, кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028.
Кроме того, на заседании Комиссии гр.. Н.С. заявила, что для выполнения мероприятий, предусмотренных п. 11 технических условий N13-62-000832/481 был заказан за 5000 руб. в ОАО "Инженерном центре энергетике Поволжья" чертеж-проект СП-3.1.10/12.13.-04-13 "Электроснабжения жилого дома Н.С.., расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Александровка, участок кадастровый номер 64:32:07 15 90:0028" (далее - чертеж-проект СП-3.1.10/12.13.-04-13) и который, в связи с осуществлением технологического присоединения со стороны ОАО "МРСК Волги" теперь не нужен.
На основании пункта 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В пункте 11. Технических условий N13-62-000832/481 определено, что заявитель (гр.. Н.С.) выполняет рабочий проект в границах своего земельного участка.
Пунктом 11.4. Технических условий N13-62-000832/481 определено, что проект необходимо согласовать в Саратовском РЭС и Правобережным ПО.
В соответствии с пунктом 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами, пункт 19 - устанавливает запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Следовательно, обременение технических условий положениями, которые не предусмотрены законодательством влечет за собой угрозу ущемления интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО "МРСК Волги" утвержденного Решением годового Общего собрания акционеров ОАО "МРСК Волги" 10.06.2011 (протокол от 14.06.2011 N4/2011), одним из видов деятельности ОАО "МРСК Волги" является оказание услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N48/3 от 27.12.2012, N21/2 от 31.05.2012 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов филиала ОАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети" с территориальными сетевыми организациями" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов филиала ОАО "МРСК Волги" - "Саратовские распределительные сети" с территориальными сетевыми организациями на 2012-2013 годы.
Учитывая изложенное, и в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Волги" оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) электрических сетей на территории деятельности отделения "Саратовский участок" РЭС "Саратовский" Правобережного ПО Филиала ОАО МРСК Волги - "Саратовские РС"
Таким образом, действие ОАО "МРСК Волги" выразившееся в обременении пунктом 11 о разработке рабочего проекта в технических условиях N13-62-000832/481, ущемляет интересы гражданки. Н.С. и является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что гр.. Н.С. выполнен чертеж-проект СП-3.1.10/12.13.-04-13 во исполнении п. 11 технических условий N13-62-000832/481, Комиссия Саратовского УФАС России не усматривает оснований для выдачи ОАО "МРСК Волги" предписания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать ОАО "МРСК Волги" нарушившим часть 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 10-134/ТР (опубликовано 5 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016