Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 29 января 2015 г. N 26А/07-2014
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) <_> рассмотрев 29.01.2015 протокол и материалы дела N 26А/07-2014 об административном правонарушении, возбужденного в отношении начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО "Приморнефтепродукт" <_> (далее - <_>) по факту нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
15.10.2014 года в результате рассмотрения дела N 93/07-2014, возбужденного Приморским УФАС России в отношении ОАО "Приморнефтепродукт" по заявлению (вх. N 7166 от 29.07.2014) <_> Комиссия Приморского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) признала ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" рекламу, размещенную на ресурсе http://www.newsvl.ru/, в которой говорится о топливе "GreenEco NEO".
В частности, на ресурсе http://www.newsvl.ru/vlad/2014/07/18/125792/ размещена рекламная статья, в которой говорится о топливе "GreenEco NEO".
Специалисты Приморского УФАС России, изучив указанную рекламную статью, установили следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как следует из части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъясняется, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемой рекламной статье говорится, что: "_Что же касается GreenEco Neo, то запуском его производства хабаровские технологии занимались совместно со специалистами компании BASF - мирового лидера в разработке инновационных топлив_", а также, что топливо "_имеет неоспоримые преимущества по сравнению с аналогичными продуктами, реализующими на рынке Российской Федерации_".
При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
Таким образом, отсутствие в рекламной статье информации с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которая имеет объективное подтверждение нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В письменных пояснениях (вх. N 8000 от 20.08.2014) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что между ОАО "Приморнефтепродукт" и ООО "ДВ Регион" заключен агентский договор (N 3-1-12 от 01.02.2012), согласно которому ООО "ДВ Регион" оказывает ОАО "Приморнефтепродукт" услуги, в том числе по размещению рекламно-информационного материала в средствах массовой информации. Рассматриваемая статья была размещена в соответствии с договором между ООО "ДВ Регион" и ООО "ФарПост Реклама" (N R-0035/1 от 10.04.2012).
В письменных пояснениях (вх. N 10035 от 14.10.2014) ООО "ДВ Регион" сообщило, что текст рассматриваемой рекламной статьи сторонами не согласовывался. ОАО "Приморнефтепродукт" предоставил для размещения готовый рекламный материал.
В письменных пояснениях (вх. N 10079 от 15.10.2014) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что ответственным за соблюдением положений ФЗ "О рекламе" является начальник отдела маркетинга и рекламы <_> на основании пункта 14 и пункта 31.8 должностной инструкции.
Так же, письмом от 02.09.2014 (вх. N 8420) ОАО "Приморнефтепродукт" сообщило, что 01.09.2014 в добровольном порядке привело рекламную статью в соответствие с требованиями ФЗ "О рекламе".
На основании вышеизложенного, с учетом имеющихся в деле документов, Комиссия пришла к заключению, что размещенная на ресурсе http://www.newsvl.ru/vlad/2014/07/18/125792/ рекламная статья ОАО "Приморнефтепродукт", в которой говорится о топливе "GreenEco NEO", является недостоверной и распространялась с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в соответствии с частью 6 статьи 38 указанного закона несет рекламодатель, в рассматриваемом случае - начальник отдела маркетинга и рекламы <_>
Согласно части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, в действиях <_> как рекламодателя, следствием которых явилось размещение указанной выше рекламы с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
29.01.2015 начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО "Приморнефтепродукт" <_> на составление и подписание протокола по делу N 26А/07-2014 явилась лично. При составлении протокола <_> представила письменные пояснения по делу об административном правонарушении N 26А/07-2014. Из которых следует, что <_> вину признает в полном объеме. Так же устно заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в день составления протокола. Так же установлено, что ранее <_> не привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Малозначительность в совершенном <_> административном правонарушении не установлена. Таким образом, основания для освобождения <_> от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 33 и 38 ФЗ "О рекламе", статьями 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
Признать начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО "Приморнефтепродукт" <_> (<_>) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы, а именно в размещении на ресурсе http://www.newsvl.ru/vlad/2014/07/18/125792/ рекламной статьи ОАО "Приморнефтепродукт", в которой говорится о топливе "GreenEco NEO", которая являлась недостоверной и распространялась с нарушением требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в надлежащий срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Код бюджетной классификации |
Расчетный счет |
|||||
161 1 16 26000 01 6000 140 |
40101810900000010002 |
|||||
Уникальный идентификатор начисления (УИН) | ||||||
Ъ30cf63AS02030117410 | ||||||
ИНН |
КПП |
БИК |
Получатель |
Банк |
ОКТМО |
|
2540017193 |
254001001 |
040507001
|
УФК по Приморскому краю (для Приморского УФАС России, л/с 04201425430) |
Дальневосточное ГУ Банка России
|
05701000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти или территориального органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 января 2015 г. N 26А/07-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016