Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 12 марта 2013 г. N 02645-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "Центр ЭСП" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство газопровода высокого давления ГРПБ, распределительного газопровода низкого давления для газификации жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, Соликамский район, С.Родники (55 строений по ул.Молодежная, ул.Спортивная, пер.Юбилейный, ул.Юбилейная) (извещение 0156300057013000003), установила:
Согласно извещению N 0156300057013000003 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на строительство газопровода высокого давления ГРПБ, распределительного газопровода низкого давления для газификации жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, Соликамский район, С.Родники (55 строений по ул.Молодежная, ул.Спортивная, пер.Юбилейный, ул.Юбилейная).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В п.9 Раздела 3 документации о торгах Заказчиком установлено следующее: порядок оплаты: Авансирование по настоящему договору не предусмотрено. Расчет за фактически выполненные работы по настоящему договору производится по окончании работ, в течение 20 (двадцати) банковских дней со дня поступления средств из бюджета Пермского края и Федерального бюджета, на основании подписанных уполномоченными представителями сторон актов приемки выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), счета, счета-фактуры оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичное требование установлено в п. 3.10 проекта контракта. В п.3.11 проекта контракта указано, что при наличии средств местного бюджета возможна промежуточная оплата выполненных работ (в размере 809 810 рублей).
Согласно п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, с момента заключения договора, у Подрядчика возникает обязанность выполнить определенную работу, а у Заказчика возникает обязанность принять результат работы и оплатить его в установленные в договоре сроки (п.1 ст.746 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 9 Закона о размещении заказов, контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, установившего в документации о торгах и в проекте контракта возможность оплаты при наличии средств из бюджета, содержится нарушение ч.2 ст. 9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.8 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Таким образом, Заказчик, установив возможность промежуточной оплаты нарушил п.8 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
В п.2.1.20 проекта договора содержится следующее положение: подрядчик обязан заключить договор на строительный контроль с организацией, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по разделу 32.1 (группы работ N1-3, 5-7, 9-14).
Вместе с тем, согласно требованиям, установленным в Разделе 6 документации о торгах участник размещения заказа в составе второй части заявки должен представить копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией участнику размещения заказа, о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
Виды работ в области строительства, капитального ремонта оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства:
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных:
19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно
19.3. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)
19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок
19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения
19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов
19.10. Очистка полости и испытание газопровода
24. Пусконаладочные работы:
24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.6. Объекты газоснабжения.
Изучив документацию о торгах (с учетом требований, предъявляемых к участникам размещения заказа, с учетом того, что расходы на строительный контроль включены в смету) и заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что в один предмет торгов Заказчиком объединены как строительные работы, так и работы по осуществлению строительного контроля. Данное обстоятельство было подтверждено представителями Заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка предусмотрено осуществление строительного контроля в ходе реализации строительства.
Контракт, заключаемый на оказание услуг по строительному контролю, является договором возмездного оказания услуг, и правоотношения сторон по нему регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По договору возмездного оказания услуг, в силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729), если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В Письме N 17906-ИП/08 от 30.04.2010 г. Министерство регионального развития определяет строительный контроль как контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта.
Частью 8 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ определено, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, основными документами регламентирующими порядок проведения строительного контроля являются: Положение "О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утвержденное Постановлением Правительства РФ N 468 от 21.06.2010 (далее - Положение о проведении строительного контроля); СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" одобренные Постановлением Госстроя России N 70 от 19.04.2004.
Согласно п. 2 Положения о проведении строительного контроля предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с разделом 6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" контроль качества строительства осуществляется посредством проведения:
1) производственного контроля качества, 2) оценки выполненных работ, результаты которых влияют на безопасность объекта; 3) технического надзора застройщика (заказчика) за строительством (соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия отмечает, что предметом контракта является строительство газопровода, т.е. целью торгов является выбор подрядчика для выполнения строительных работ, а не выбор организации, которая будет осуществлять контролирующую функцию - строительный контроль.
Учитывая изложенное выше, действия Заказчика, объединившего в один лот строительные работы и строительный контроль, ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение требований, закрепленных в ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Более того, в соответствии с ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст.3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Таким образом, МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района", являясь муниципальным заказчиком, в том случае, если заказчик самостоятельно не осуществляет строительный контроль, должно реализовывать свою нужду в строгом соответствии с нормами Закона о размещении заказов, т.е. проводить на осуществление строительного контроля процедуры, предусмотренные нормами Закона о размещении заказов.
Довод Заявителя, изложенный в п.1 жалобы, о том, что Заказчик не определил в полной мере предмет договора в части обязанностей Подрядчика (п.2.1.19 проекта контракта - подрядчик обязан получить все необходимые согласования и разрешения, необходимые для производства работ по договору), признается Комиссией не состоятельным, поскольку Заявителем не указано какая норма Закона о размещении заказов нарушена, и каким образом данное положение нарушает права и законные интересы Заявителя.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Комиссия отмечает, что Заявитель, правом, предусмотренным ч.3 ст.41.7 Закона о размещении заказов, не воспользовался, запросы о разъяснении положений документации в адрес Заказчика не направлял.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Центр ЭСП" на действия МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство газопровода высокого давления ГРПБ, распределительного газопровода низкого давления для газификации жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, Соликамский район, С.Родники (55 строений по ул.Молодежная, ул.Спортивная, пер.Юбилейный, ул.Юбилейная) (извещение 0156300057013000003) обоснованной в части не установления порядка оплаты и требования об осуществлении строительного контроля.
2. Признать в действиях МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований ч.2 ст.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований п8 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" выявленное при рассмотрении жалобы нарушение требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
5. Выдать МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
6. В целях устранения нарушений требований Закона о размещении заказов, допущенных МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района", выдать предписание Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
8. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
12 марта 2013 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
на основании решения по жалобе ЗАО "Центр ЭСП" на действия МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство газопровода высокого давления ГРПБ, распределительного газопровода низкого давления для газификации жилых домов, расположенных по адресу: Пермский край, Соликамский район, С.Родники (55 строений по ул.Молодежная, ул.Спортивная, пер.Юбилейный, ул.Юбилейная) (извещение 0156300057013000003), предписывает:
1. МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района" устранить выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
- аннулирования торгов (извещение N 0156300057013000003),
- размещения на официальном сайте информации об аннулировании торгов (извещение N 0156300057013000003).
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить исполнение настоящего предписания МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района".
3. В срок до 22.03.2013 г. МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" исполнить соответственно п.1, п.2 настоящего предписания.
4. В срок до 29.03.2013 г. МБУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Соликамского муниципального района", Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" представить в Пермское УФАС России письменное подтверждение исполнения соответственно п.1, п.2 настоящего предписания (в сопроводительном письме к документам, подтверждающим факт исполнения настоящего предписания, необходимо указать наименование заявителя жалобы).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 марта 2013 г. N 02645-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016