Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 29 января 2015 г. N РБ-08/1079
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N08-847/2014 возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространении в газете "Казанский выпуск Ва-БанкЪ" N 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком "С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!" с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя <> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение гражданина (вх. N2378/ж от 27.10.2014) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения в газете "Казанский выпуск Ва-БанкЪ" N 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком "С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!", содержащую признаки нарушения пункта 4 части 3статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Из текста обращения следует, что 14 октября 2014 года в аптеке ООО "Арсе", расположенной по ул. Космонавтов д. 4 города Казани, заявитель приобрел лекарственные препараты, а именно "настойка валерианы 25 мл." и "цветки ромашки", опираясь при этом на цены, указанные в рекламе - 6 рублей за "настойку валерианы 25 мл." и 35 рублей за "цветки ромашки". При попытке выяснить у сотрудников аптеки вследствие чего имеется несоответствие между ценами указанными в рекламе и действительными ценами в аптеке объективного ответа не получил. К обращению заявителем была приложена копия кассового чека, подтверждающая покупку в ООО "Арсе" препаратов "настойка валерианы 25 мл." и "цветки ромашки" по цене 6.60 руб и 44 руб. соответственно.
В целях установления рекламодателя Управлением был направлен запрос о предоставлении информации (исх. NРБ-08/18113 от 24.11.2014 г.) в адрес учредителя издания "Ва-БанкЪ" ООО "ИнтерМедиаГруп".
В ответ на указанный запрос от ООО "ИнтерМедиаГруп" были получены письменные объяснения (вх. N9044 от 29.08.2014 г.) с приложением следующих документов (в копиях):
договор на размещение рекламы N628 от 02.12.2014 г.;
согласованный рекламный макет;
платежное поручение N285 от 26.11.2014 г.
Изучив имеющиеся документы и сведения Управление приходит к выводу, что рассматриваемая реклама распространялась на основании договора на размещение рекламы N628 от 02.12.2014 г., заключенного между ООО "ИнтерМедиаГруп" (рекламораспространитель, исполнитель) и ИП <> (рекламодатель, заказчик). Оригинал-макет рекламного объявления предоставлен и утвержден Заказчиком рекламы посредством электронной почты.
Из письменных пояснений ООО "ИнтерМедиаГруп" следует, что после выхода рекламного объявления заказчику были высланы по почте счет-фактура N27948 и акт выполненных работ от 03.10.2014 г. В связи с тем, что в течении трех дней заказчик не предоставил мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, согласно п.2.1.4. указанного договора услуги считаются выполненными с надлежащим качеством.
Заказчик произвёл оплату публикации рекламного объявления в соответствии с платежным поручением N285 от 26.11.2014 г.
По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением в отношении ИП <> было возбуждено дело N08-847/2014 (исх. NРБ-08/20027 от 25.12.2014 г.) по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Во исполнение вышеуказанного определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ИП <> в адрес Управления направила письменные объяснения (вх. N612 от 19.01.2015 г.) с приложением истребуемых документов.
Из представленных письменных пояснений. следует, что между ИП Куроповой С.А. (Заказчик) и ООО "ИнтерМедиаГруп" (Исполнитель) был заключен договор на размещение рекламы N628 от 02.12.2013 г., согласно которому Исполнитель оказывает услуги по размещению рекламы Заказчика в соответствии с согласованным рекламным макетом.
При изготовлении макета специалистом ИП Куроповой С.А. Скурухиной А.А. была допущена ошибка, что и привело к несоответствию цен, изображенных в рекламе и реальных цен в аптеках, в том числе в аптеке ООО "Арсе".
На момент заседания Комиссии ИП Куроповой С.А. было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела N08-847/2014, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент).
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом "О рекламе".
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная в газете "Казанский выпуск Ва-БанкЪ" N 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком "С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Часть 3 статьи 5 Закона "О рекламе" закрепляет понятие недостоверной рекламы, состав которой образует закрытый перечень объектов, достоверность информации о которых не должна вызывать сомнения. Перечень этих объектов не подлежит расширению. Предписания части 3 комментируемой статьи носят общий характер, т.е. должны соблюдаться при рекламировании всех товаров, рекламодателей, видов деятельности независимо от специфических, особенных свойств, присущих тому или иному объекту, и предоставляют свободу их толкования правоприменительным органам.
Предметом регулирования комментируемой нормы являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Предписания части 3 комментируемой статьи касаются содержания рекламных посланий и распространяются на предоставляемую информацию о товарах, к которым в целях Закона "О рекламе" относится также выполнение работ, оказание услуг, о правомочиях и обязательствах рекламодателя, а также на иную информацию, способную повлиять на правильный выбор предлагаемых товаров (работ, услуг).
По смыслу предписаний комментируемой статьи сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и пр. действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.
Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Стоимость - воплощенный в товаре и овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей. Цена - сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги. Как правило, цена имеет денежное выражение. Если в рекламе указывается цена товара или стоимость услуги, то она должна соответствовать действительным тарифам, а не минимальным расценкам, которые практически не применяются или подразумевают затраты на сопутствующие услуги.
В рассматриваемой рекламе имеется несоответствие между ценами указанными в рекламе и действительными ценами в аптеке, что образует состав нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу, распространявшуюся в газете "Казанский выпуск Ва-БанкЪ" N 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком "С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Выдать индивидуальному предпринимателю <> предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "28" января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29 января 2015 г. N РБ-08/1079
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016