Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 12 марта 2013 г. N 100
Резолютивная часть решения оглашена "26" февраля 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "12" марта 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 100, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Терра плюс" (юридический адрес: 630009, г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д. 32/3; ОГРН 1045401019696, фактический адрес: 630009, г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 12), по факту размещения в сентябре 2012 г. на складной рекламной конструкции (штендере), расположенном у здания, а также плакате, размещенном внутри здания по ул. Большевистская, д. 12, в том числе, следующего содержания: "Соленый арбуzzz _ гриль-бар _ Весь август небывалое снижение цен!!! _ Пиво "Соленый арбуз LAGER Светлое пиво 4,7 _ 75-00 0,5 л_", с признаками нарушения:
- п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
- ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),
в присутствии:
заявителя - физическое лицо <_> (не явился, уведомлен надлежащим образом),
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Терра плюс" (не явился, уведомлен надлежащим образом), установила:
03.09.2012 г. в адрес Новосибирского УФАС России поступили обращения физического лица (вх. N 2519э, N2523э), согласно которым гриль-бар "Арбуз" (адрес: г. Новосибирск, ул. Большевистская, д.12) на раскладном щите, расположенном недалеко от бара размещает рекламу пива "Lager", с нарушением законодательства о рекламе.
Новосибирским УФАС России проведена проверка фактов, изложенных в обращении, в результате чего установлено следующее.
Внутри здания по ул. Большевистская, д. 12 (у входа в гриль-бар "Соленый арбуз"), а также на штендере, расположенном в непосредственной близости от указанного заведения, размещалась рекламная информация, в том числе, следующего содержания: "Соленый арбуzzz _ гриль-бар _ Весь август небывалое снижение цен!!! _ Пиво "Соленый арбуз LAGER Светлое пиво 4,7 _ 75-00 0,5 л_" (Акт осмотра рекламной информации от 04.09.2012 г.).
П.1 ст.3 Закона о рекламе, установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, размещенная на рассматриваемых конструкциях, является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару (в том числе пиву определенного сорта), изображенному на рекламе и предлагаемому к реализации определенным продавцом и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ), с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В силу ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Как установлено материалами дела, гриль-бар "Соленый арбуз" осуществляет свою деятельность от имени ООО "Терра плюс" и занимает нежилое помещение по адресу: ул. Большевистская, д. 12 на основании Договора N1 аренды нежилых помещений от 01.08.2012 г.
В соответствии с представленными ООО "Терра плюс" документами (вх. N 1395 от 25.02.2013 г.), в меню рассматриваемого заведения общественного питания в разделе "Пиво" содержится следующая информация: "Фирменное пиво "Соленый арбуз" LAGER Светлое пиво 4,7° /95-00/230-00/0,5/1,5л/".
Следовательно, в рассматриваемой рекламе одним из объектов рекламирования выступает алкогольный напиток - фирменное пиво "Соленый арбуз LAGER", реализацию которого осуществляет ООО "Терра плюс".
Таким образом, рассматриваемая рекламная информация не содержит необходимой предупредительной надписи о вреде употребления алкоголя, что указывает на нарушение требований ч.3 ст. 21 Закона о рекламе.
Нарушения требований ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе в действиях ООО "Терра плюс" Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено.
Ответственность за нарушение требований ч.3 ст.21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
На рассмотрение дела представителем Общества был представлен отзыв, согласно которому содержание информации рассматриваемой рекламы, ее изготовление и размещение было осуществлено по инициативе администратора бара "Соленый арбуз" и сделано ею самой. В настоящее время указанный сотрудник не работает на предприятии.
Данный довод не принят Комиссией Новосибирского УФАС России и противоречит фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.
Согласно требованиям ст. 402 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В ст. 1068 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В этих случаях действия работников рассматриваются как действия работодателя, а юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников.
Принимая во внимание вышеизложенное, рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Терра плюс".
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Терра плюс" (юридический адрес: 630009, г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д. 32/3; ОГРН 1045401019696, фактический адрес: 630009, г. Новосибирск, ул. Большевистская, д. 12) нарушившим требования:
- ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),
а информацию, размещенную в сентябре 2012 г. на штендере, расположенном у здания, а также плакате, размещенном внутри здания по ул. Большевистская, д. 12, в том числе, следующего содержания: "Соленый арбуzzz _ гриль-бар _ Весь август небывалое снижение цен!!! _ Пиво "Соленый арбуз LAGER Светлое пиво 4,7 _ 75-00 0,5 л_", ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ООО "Терра плюс" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ___________Ю.В. Виногорова
____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"12" марта 2013 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 12 марта 2013 г. по делу N 100 о признании рекламы, размещенной в сентябре 2012 г. на штендере, расположенном у здания, а также плакате, размещенном внутри здания по ул. Большевистская, д. 12, в том числе, следующего содержания: "Соленый арбуzzz _ гриль-бар _ Весь август небывалое снижение цен!!! _ Пиво "Соленый арбуз LAGER Светлое пиво 4,7 _ 75-00 0,5 л_", ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Терра плюс" (юридический адрес: 630009, г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д. 32/3; ОГРН 1045401019696) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе: реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), в том числе рекламы, указанной выше.
2. ООО "Терра плюс" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до "30" марта 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________Ю.В. Виногорова
____________ Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 марта 2013 г. N 100
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016