Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 2 февраля 2015 г. N Р-61/14
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 2 февраля 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Баченина Л.А.,
рассмотрев дело N Р-61/14 по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения недостоверной рекламы тарифа для смартфона "Smart+" от МТС,
в присутствии представителя ОАО "Мобильные ТелеСистемы" <_> (доверенность от 06.02.2012),
в отсутствие представителя ЗАО "РТК", извещенного надлежащем образом,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48 (август 2014 года) распространялась реклама тарифа для смартфона "Smart+" следующего содержания: "Тариф для смартфона. Интернет 3 Гб/мес. Звонки 0 руб. мин. на все сети. Всего за 400 руб./мес. Общайтесь, слушайте музыку, обменивайтесь файлами. В тариф включены 3 Гб интернета и 600-1000 минут на все сети домашнего региона и МТС России".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО "Мобильные Телесистемы" http://www.tambov.mts.ru/mob_connect/tariffs/tariffs/smart_plus/ (регион - Тамбовская область, по состоянию на 03.09.2014), ежемесячная абонентская плата для тарифа "Smart+" составляет 500 рублей, в то время, как в рекламе, распространяемой в журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48, указано - 400 рублей в месяц.
Учредителем и издателем журнала "МИР СВЯЗИ МТС" является ЗАО "РТК" (ОГРН, адрес: 109147, г. Москва, ул. Воронцовская, 5, стр. 2, почтовый адрес: 119180, г. Москва, 1-й Голутвинский переулок, 2/10, стр. 4).
По факту распространения вышеуказанной рекламы по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" в отношении ЗАО "РТК" возбуждено настоящее дело.
ЗАО "РТК" письмом от 22.09.2014 сообщило, что в соответствии с п.5 ст. 3 Закона "О рекламе" и п. 5.2.1 договора коммерческого представительства N 1013523 от 01.09.2010 рекламодателем вышеуказанной рекламы является ОАО "МТС".
Определением от 03.10.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, привлечено ОАО "МТС", ЗАО "РТК" привлечено в качестве заинтересованного лица.
На рассмотрении дела 04.12.2014 представитель ОАО "МТС" <> (доверенность от 06.02.2012) заявила, что в журнале "Мир связи МТС" размещено изображение комплекта с тарифом "Smart+". Данное изображение согласно п.п. 7, 8 ч. 2 ст. 2 Закона "О рекламе" и разъяснениям ФАС России от 09.11.2012 N АЦ/36599 является изображением товара, на которое требования Закона "О рекламе" не распространяются.
В связи с необходимостью направления запроса в ФАС России для дачи письменных разъяснений по рассматриваемым обстоятельствам, определением от 04.12.2014 рассмотрение дела было отложено.
ФАС России письмом от 12.01.2015 (исх N АК/100/15) сообщила, что информация о тарифном плане для смартфона "Smart+", размещенная в журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48 (август 2014 года), является рекламной, поскольку отвечает всем признакам рекламы (адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - тарифному плану "Smart+" с целью продвижения его на рынке).
На рассмотрении дела представитель ОАО "МТС" <_> (доверенность от 06.02.2012) ознакомилась с письмом ФАС России от 12.01.2015 (исх N АК/100/15), при этом позиция общества осталась прежней.
Проанализировав материалы дела, выслушав представителя ОАО "МТС", Комиссия пришла к следующим выводам.
В журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48 (период распространения - август 2014 года) на станице 12 распространялась реклама тарифа для смартфона "Smart+" следующего содержания: "Тариф для смартфона. Интернет 3 Гб/мес. Звонки 0 руб. мин. на все сети. Всего за 400 руб./мес. Общайтесь, слушайте музыку, обменивайтесь файлами. В тариф включены 3 Гб интернета и 600-1000 минут на все сети домашнего региона и МТС России".
Согласно статье 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В указанной информации содержится указание на объект рекламирования - тарифный план для смартфона "Smart+", и данная информация доводится до неопределенного круга лиц.
Таким образом, указанная информация отвечает признакам рекламы и является рекламной.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверная и недобросовестная реклама не допускаются.
Пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В информации, определяющей условия тарифного плана для пользователей смартфонов "Smart+" для абонентов Тамбовской области, указано следующее: "Ежемесячная плата Smart+ - 500,00. Все цены указаны в рублях с учетом налогов. Указанные условия тарифа действительны с 06.03.2014 для абонентов Тамбовского региона при нахождении на территории г. Тамбова и Тамбовской области" (www.mts.ru).
Таким образом, фактический размер абонентской платы для тарифного плана "Smart+" для абонентов Тамбовской области в период, начиная с 06.03.2014 и по сентябрь 2014 года составлял 500 рублей, в то время, как в рекламе, распространяемой в журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48, было указано - 400 рублей в месяц.
По мнению представителя ОАО "МТС", информация в части ежемесячной стоимости тарифа в размере 400 рублей, размещенная на развороте страниц 12-13 журнала "МИР СВЯЗИ МТС" N 48 за август 2014 года, являлась достоверной. В качестве доказательства ОАО "МТС" представило распечатки с региональных страниц сайта www.mts.ru, в соответствии с которыми, ежемесячная стоимость тарифа "Smart+" для абонентов Пензенской области, Самарской области, Саратовской области и других составляла 400 рублей, а для абонентов Тамбовской области, Липецкой области, Воронежской области и других - 500 рублей, Республики Коми - 600 рублей, Амурской области - 700 рублей, Сахалинской области - 900 рублей, г. Москва - 1000 рублей и т.д. В связи с чем, в правом нижнем углу страницы 13 журнала "МИР СВЯЗИ МТС" N 48 была указана информация для абонентов (дисклеймер): "Тарифы действуют при нахождении в домашнем регионе. Количество бесплатных минут в сутки, сумму пополнения счета, ежемесячную плату, подробности предоставления бесплатного интернета, звонков, смс, включенных в комплект интернет-опций и другую подробную информацию о тарифах и опциях, действующих в вашем регионе уточняйте по телефону 8 800 250 0890 и на сайте www.mts.ru".
С указанным доводом Комиссия не согласна в связи со следующим.
В рекламе тарифного плана "Smart+", распространявшейся на странице 12 журнала "МИР СВЯЗИ МТС" N 48, была указана конкретная стоимость ежемесячной абонентской платы, которая составляла 400 рублей в месяц, при этом в рекламе отсутствовала информация о том, что указанная стоимость может изменяться в зависимости от регионов России, также отсутствовала какая либо ссылка на дисклеймер, расположенный на странице 13 журнала.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые действующим законодательством к рекламе. Таким образом, если в рекламе указывается конкретная стоимость товара, которая подлежит корректировке в зависимости от определенных условий, то в такие условия должны быть указаны в самой рекламе.
В рассматриваемом случае в рекламе тарифного плана "Smart+" такие условия отсутствовали, как и отсутствовала ссылка на их наличие. В дополнительной информации (дисклеймере) информация, во-первых, была не полной (отсутствовала ссылка на то, что стоимость абонентской платы меняется в зависимости от региона), а во-вторых, была изображена таким образом, что она не воспринималась (плохо воспринималась) потребителем как относящаяся к спорной рекламе, поскольку располагалась на другой странице журнала и была выполнена мелким шрифтом, и это обстоятельство вводило в заблуждение потребителя рекламы относительно фактической стоимости абонентской платы для тарифа "Smart+".
Таким образом, рассматриваемая реклама содержала не соответствующую действительности информацию о стоимости тарифного плана "Smart+" в месяц для абонентов Тамбовской области, следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Согласно статье 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "МТС" в соответствии с условиями договора N 1013523 от 01.09.2010, заключенного с ЗАО "РТК". В рамках данного договора (п. 5.2.1) ЗАО "РТК" изготавливает и размещает согласованные с МТС рекламные материалы с целью продвижения услуг МТС, в том числе в принадлежащих ЗАО "РТК" печатных изданиях.
Нарушение рекламного законодательства устранено. В журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 52 (декабрь 2014 года) в рекламе тарифного плана "Smart+" указано, что абонентская плата составляет от 400 рублей в месяц, при этом в дисклеймере, расположенном на той же странице, что и сама реклама, указано, что размер ежемесячной платы, пакетов минут и смс могут различаться для разных регионов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу тарифного плана для смартфонов "Smart+", распространявшуюся на странице 12 в журнале "МИР СВЯЗИ МТС" N 48, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Кузнецова
Л.А. Баченина
Исп.: Заботнова Т.В.,
(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 февраля 2015 г. N Р-61/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016