Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 12 ноября 2014 г. N 460-267Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <_> - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 460-267р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Медиа Альянс" (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 73 ИНН 3666194604) (далее - ООО "Медиа Альянс") и Индивидуальным предпринимателем <_> требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Медиа Альянс" <_> по доверенности от 29.10.2014 года б/н.,
в отсутствие представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ИП <_> (уведомлена надлежащим образом), установила:
С "04" августа 2014 года по "25" августа 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа Воронежского УФАС России от 24 июля 2014 года N 92 была проведена плановая документарная проверка в отношении ЗАО "Медиа Альянс".
Предметом проверки являлось соблюдение ЗАО "Медиа Альянс" требований ФЗ "О рекламе".
В ходе проведения проверки установлено следующее.
В соответствии с предоставленными ЗАО "Медиа Альянс" материалами в июне 2014 года на телеканале "КТВ-Город" распространялась реклама следующего содержания: "Многие большую часть своего времени проводят либо в офисе, либо сидя за рабочим столом, либо стоя у прилавка /_/ Болевые ощущения могут быть вызваны, как простым утомлением и растяжением мышц спины, так и являться проявлением остеохондроза, решение как это обычно бывает рядом с нами - это массажное оборудование "Дюзон", разработанное более 12 лет назад/_/ Оборудование "Дюзон" воздействует на отделы позвоночника с помощью принципов традиционной и восточной медицины, рефлексотерапии, мануальной терапии, прижиганием биологически активных точек длинноволновыми инфракрасными лучами. "Дюзон" вытягивает позвоночник, ставит позвонки на место, высвобождает нервные корешки, воздействует на биологически активные точки стоп, в результате чего происходит нормализация кровообращения, питания, микроциркуляция ко всем внутренним органам и как следствие нормализация работы всего организма".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее - рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе является массажное оборудование "Дюзон".
03.10.2014 года в отношении ООО "Медиа Альянс" и ИП <_> вынесено определение о возбуждении дела N 460-267р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 14 часов 40 минут (мск) 30.10.2014 года.
ООО "Медиа Альянс" были предоставлены документы от 30.10.2014 года. В письменном объяснении от 23.10.2014 ООО "Медиа Альянс" сообщило следующее: "По предъявляемым признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" поясняем следующее: данный пункт содержит четкое и однозначное определение Законодателя, что такое "указание на лечебные свойства": а именно-положительное влияние на течение болезни. При анализе текста рекламы "Дюзон", проводимом без предвзятости, можно установить, что она не содержит упоминаний о положительном влиянии на течение остеохондроза/_/ С учетом изложенного: упоминающиеся в рекламе "Дюзон" принципы медицины в общем контексте связаны не с лечебными свойствами, а с обезболиванием и укреплением организма/_/". На заседании Комиссии представитель ООО "Медиа Альянс" поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 23.10.2014 б/н.
ИП <_> были предоставлены документы от 11.11.2014 года. В письменном объяснении от 11.11.2014 ИП <_> сообщила следующее: "Изделие "Дюзон" не является медицинским, в связи, с чем в рекламе не указаны надпись о противопоказаниях и необходимости консультации у специалистов. В рекламе этого изделия подробно описывается воздействие этого изделия на организм в части снятия болевого синдрома, улучшения самочувствия и внешнего вида".
Также на рассмотрение дела представитель ООО "Медиа Альянс" <_> предоставил Комиссии, в том числе, Протокол N 2 внеочередного собрания акционеров ЗАО "Медиа Альянс" от 22.09.2014 года, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Медиа Альянс", лист записи Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Медиа Альянс", свидетельство о регистрации ООО "Медиа Альянс" от 01.10.2014 года.
Из вышеуказанных материалов следует, что 22.09.2014 года акционеры ЗАО "Медиа Альянс" приняли решение о реорганизации указанного Общества в ООО "Медиа Альянс" (дата внесения записи в ЕГРЮЛ - 01.10.2014 года).
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО "Медиа Альянс" и ИП <_> Комиссия установила следующее.
В соответствии с ответом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на запрос Воронежского УФАС России (вх. N 01-13/1810 от 29.09.2014 года) изделие массажное оборудование "Дюзон" в Реестре отсутствует.
Таким образом, рекламируемое массажное оборудование "Дюзон" не является изделием медицинского назначения.
В соответствии с пунктом 6 частью 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В указанной рекламе приводится информация, создающая впечатление, что массажное оборудования "Дюзон" обладают лечебными свойствами при лечении заболеваний, в том числе остеохондроза, при этом массажное оборудования "Дюзон" не зарегистрировано в качестве изделия медицинского назначения.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выраженным в указании в рекламе массажного оборудования "Дюзон", не являющегося изделием медицинского назначения, на его положительное влияние на течение болезни (остеохондроза), что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> а рекламораспространителем ООО "Медиа Альянс" (Договор от 23.06.2014 N 79/10 Приложение к договору от 23.06.2014 N 79/10; оригинал-макет рекламы; Акт приема-передачи видеоматериалов для размещения на телеканале "КТВ-Город").
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, в том числе пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Медиа Альянс" и ИП <_>
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Многие большую часть своего времени проводят либо в офисе, либо сидя за рабочим столом, либо стоя у прилавка /_/ Болевые ощущения могут быть вызваны, как простым утомлением и растяжением мышц спины, так и являться проявлением остеохондроза, решение как это обычно бывает рядом с нами - это массажное оборудование "Дюзон", разработанное более 12 лет назад/_/ Оборудование "Дюзон" воздействует на отделы позвоночника с помощью принципов традиционной и восточной медицины, рефлексотерапии, мануальной терапии, прижиганием биологически активных точек длинноволновыми инфракрасными лучами. "Дюзон" вытягивает позвоночник, ставит позвонки на место, высвобождает нервные корешки, воздействует на биологически активные точки стоп, в результате чего происходит нормализация кровообращения, питания, микроциркуляция ко всем внутренним органам и как следствие нормализация работы всего организма/_/", распространенную в июне 2014 года на телеканале "КТВ-Город", поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Медиа Альянс" предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения содержания рассматриваемой рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения содержания рассматриваемой рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 ноября 2014 г. N 460-267Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016