Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
N 2-03/03-2013 (опубликовано 15 марта 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "01" марта 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "14" марта 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: Бутузовой Т.В. - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
-<_> - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
- <_>- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
- <_> - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
рассмотрев дело 2-03/03-2013 по признакам нарушения ИП Патрин Н.К. (ул. <_> д. <_> с. <_> Пензенская область) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании:
со стороны ИП П<_> - <_> - представитель по доверенности от 28.02.2013; установила:
В Пензенское УФАС России поступили документы от ЗАО "Региональный орган по сертификации и тестированию" (проспект Нахимовский, д. 31, г. Москва) (далее - ЗАО "Ростест-Москва") в отношении Индивидуального предпринимателя П<_> (ул. <_> д. <_> с. <_> Пензенская область, ИНН 561600328397) (далее - ИП П<_>), свидетельствующие о производстве данным хозяйствующим субъектом пищевого продукта - сметаны "Аленушка" м.д.ж. 15%, имеющего признаки фальсификации показателей продукции, а именно: выявление в составе продукции жиров немолочного происхождения, что не соответствует ГОСТ Р 52092-2003 "Сметана. Технические условия".
Приказом Пензенского УФАС России от 11.02.2013 N 18 в отношении ИП П<_> было возбуждено дело N 2-03/03-2013 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества товара при реализации пищевого продукта под наименованием "сметана".
В письменном объяснении ИП П<_> от 25.02.2013 б/н указано, что изготовление продукта "сметана", не соответствующего требованиям нормативно-правовых документов, возможно только в результате нарушения технологического процесса недобросовестными работниками, совершенного в отсутствие лица, ответственного за качество выпускаемой продукции. На заседании Комиссии представитель ИП П<_> пояснил, что на предприятии приняты меры для предотвращения подобных случаев и усиления контроля качества выпускаемой продукции.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
ИП Патрин Н.К. зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС N 6 по Пензенской области <_> за государственным регистрационным номером (ОГРНИП) <_> Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является производство молочных продуктов (ОКВЭД 15.5), в том числе сметаны.
Производство пищевых продуктов, выпускаемых ИП П<_>, осуществляется по адресу: <_>
ИП П<_> производит пищевой продукт "сметана "Аленушка" м.д.ж. 15%, а также вводит его в гражданский оборот на территории Пензенской области, что подтверждается представленными в дело товарными накладными. Основными оптовыми покупателями данной продукции являются ООО "Кузнечный молочник" (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Орджоникидзе, 92), и Индивидуальный предприниматель Б<_> (Пензенская область, <_>). Деятельность по производству и реализации сметаны на территории Пензенской области осуществляет ряд других хозяйствующих субъектов. К наиболее крупным из них относятся: ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" (г.Пенза, ул. Курская, 70), ЗАО "Пищекомбинат" (г. Заречный, Пензенская область) и другие. Кроме того, на данном рынке в г. Пензе представлена продукция производителей из других регионов Российской Федерации - Республики Мордовия, Саратовской, Рязанской, Самарской, Московской областей и др.
ИП П<_> и вышеназванные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, являются конкурентами.
Согласно протоколу испытаний от 25.09.2012 N 27111 Испытательного центра продуктов питания и продовольственного сырья "Ростест-Москва", представленный на испытание образец сметаны "Аленушка" (изготовитель - ИП "П<_>", упаковка -пластиковая упаковка, масса нетто - 450 г., дата выработки -13.09.2012, срок годности - 14 суток, ТУ 9222-355-00419785-04) не соответствует требованиям пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88 - ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент на молочную продукцию) по наличию в ее составе жиров немолочного происхождения.
Согласно информации ЗАО "Ростест-Москва" представленные образцы проб сметаны "Аленушка" при приемке на лабораторные испытания были осмотрены и приняты сотрудником группы приемки данной организации, о чем свидетельствует подпись в сопроводительной документации (заявке на проведение испытаний N 1925). При этом указано, что целостность потребительской упаковки образца продукции сметаны "Аленушка", поступившего на лабораторные испытания, не нарушена.
В соответствии с указанными на упаковке продукта сметана "Аленушка" ТУ 9222-355-00419785-04, данный продукт изготавливается путем сквашивания сливок чистыми культурами лактококков без добавления немолочных компонентов.
Пунктом 3.7 ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.04.2001 N 191-ст) определено, что требования, устанавливаемые в ТУ на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.
Согласно п.5.7.1 ГОСТ Р 52092 - 2003 "Сметана. Технические условия" в качестве сырья для изготовления сметаны должны применяться молоко коровье, молоко сухое, сливки, масло коровье, закваски.
Упаковка реализуемого ИП П<_>пищевого продукта (полистероловый стакан) и его этикетка содержат информацию с указанием слов "сметана", ТУ 9222-355-00419785-04, состав: сливки, закваска.
Таким образом, изготовленный и реализованный ИП П<_>образец пищевого продукта с датой выработки от 13.09.2012, именуемый сметана "Аленушка", не соответствуют требованиям Технического регламента на молочную продукцию, ГОСТ Р 52092-2003 "Сметана. Технические условия", ТУ 9222-355-00419785-04 "Сметана", в связи с чем, сметаной не является.
Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями признаются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Пункт 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300 - 1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) регламентирует, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Из материалов дела установлено, что производство пищевого продукта под названием "Сметана "Аленушка" м.д.ж. 15%, а также введение его в товарный оборот осуществляются на территории Пензенской области, с. Вадинск.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 51074 - 2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51074 - 2003) изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно пункту 3.5.2 указанной нормы, когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.
Являясь изготовителем пищевого продукта, реализуемого под названием "сметана", ИП П<_> обязан был в силу вышеуказанных норм законодательства предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о данном пищевом продукте.
Согласно п.36 статьи 4 Технического регламента на молочную продукцию сметана - кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков, и массовая доля жира в котором составляет не менее, чем 9 процентов.
В соответствии с частью 18 статьи 36 Технического регламента понятия, установленные статьей 4 данного закона, не должны применяться в ассортиментных знаках и других дополнительных наименованиях молока и продуктов его переработки в случаях, если такие продукты не соответствуют идентификационным показателям, установленным Федеральным законом.
Таким образом, рассматриваемые действия ИП П<_> противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Указывая на потребительской упаковке пищевого продукта, не соответствующую действительности информацию, а именно: указание на этикетке продукта названия "сметана", ТУ 9222-355-00419785-04, состав: сливки, закваска, ИП П<_>вводит потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества данного продукта, и нарушает тем самым действующее санитарное законодательство, законодательство в сфере производства, реализации пищевых продуктов, Закон о защите прав потребителей.
Согласно сложившимся обычаям делового оборота и практике поведения в предпринимательской деятельности, каждый производитель обеспечивает доведение до потребителя достоверной информации о составе и качестве своей продукции, что позволяет данной продукции выйти на рынок, стать конкурентоспособной и соответствовать требованиям законодательства. В соответствии с требования добропорядочности, разумности и справедливости неправомерно использовать понятия в фирменных наименованиях изготовителей, на этикетках продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей.
ИП П<_>, указав на этикетке продукта, не являющегося по жирно - кислотному составу натуральным молочным продуктом, название "сметана", нарушает тем самым обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
При выборе такого пищевого продукта как "сметана", потребители склонны ориентироваться на наименование товара, его состав, процент жирности. Указанная производителем на потребительской упаковке продукта информация не соответствует действительности и указанным критериям выбора со стороны потребителей. При этом цена реализации продукции, выпускаемой ИП П<_> на 5%-10% ниже цены реализации аналогичного вида продукции, производимой иными хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими деятельность на территории Пензенской области.
ИП П<_>, указывая на этикетке неправдивую информацию о соответствии производимого им продукта требованиям действующего законодательства, при более низкой цене данного продукта отвлекает потенциальных и реальных покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательства и дезинформирует участников гражданского оборота о реальном положении на рынке, вводя их в заблуждение. При этом, ИП П<_> получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед иными хозяйствующими субъектами - конкурентами за счет возможности увеличения продаж, не вкладывая при этом средств в улучшение качества товара и в его соответствие действующему законодательству.
Указанные действия ИП П<_> могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке молочной продукции путем оттока потребителей от продукта "сметана", реализуемого иными хозяйствующими субъектами. В связи с чем, конкуренты ИП П<_> лишаются возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного продукта - сметаны) реализовывать свою продукцию, что не может не отразиться на размере их прибыли.
Таким образом, действия ИП П<_> по введению в заблуждение потребителей продукции, а также участников рынка в отношении потребительских свойств, качества сметаны "Аленушка" м.д.ж 15%, посредством указания данного наименования на потребительской упаковке и при реализации пищевого продукта по более низкой цене, способны причинить убытки конкурентам - продавцам молочной продукции, либо нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 года актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах, в частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ИП П<_> всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ИП П<_>, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, в результате введения в заблуждение участников рынка в отношении качества и потребительских свойств пищевого продукта, реализуемого под наименованием "сметана "Аленушка", м.д.ж.15%, как недобросовестная конкуренция и нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ИП П<_>, выразившиеся во введении в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта, реализуемого под наименованием "сметана "Аленушка" м.д.ж. 15%, недобросовестной конкуренцией и нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП П<_>предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в заблуждение в отношении потребительских свойств, качества пищевого продукта, реализуемого под наименованием "сметана", и о прекращении реализации продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области N 2-03/03-2013 (опубликовано 15 марта 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016