Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 11 ноября 2014 г. N 158-9531-14/7
Резолютивная часть решения оглашена
11.11.2014 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия), в составе: ФИО -руководитель управления; ФИО - начальник отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов; ФИО- главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов,
рассмотрев жалобу ООО "Смазочные материалы" на действия Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" при проведении запроса предложений на поставку технических масел, специальных жидкостей и смазок (Извещение N 31401608323, размещено на сайте http://zakupki.gov.ru 16.10.2014 г.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей: ООО "Смазочные материалы" - ФИО. (доверенность от 31.10.2014 г. б/н); Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" - ФИО (доверенность от 10.11.2014 г. N 118); ФИО (доверенность от 25.08.2014 г. N 98), установила:
05.11.2014 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Смазочные материалы" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - Организатор торгов) при проведении Закупки.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о чем уведомлен Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы Организатор торгов:
- не отразил информацию о проводимой Закупке в плане-графике закупок;
- необоснованно отклонил, поданную ООО "Смазочные материалы" заявку на участие в Закупке.
На основании вышеизложенного Заявитель считает, что Организатором торгов не соблюдены принципы, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также допущено нарушение части 2 статьи 4 Закона о закупках.
Организатором торгов представлены письменные возражения на жалобу ООО "Смазочные материалы" (вход. Самарского УФАС России от 11.11.2014 г. N 6996-з), в соответствии с которыми Организатор торгов доводы жалобы ООО "Смазочные материалы" не признает, просит признать жалобу необоснованной.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 16.10.2014 г. на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 31401608323 о проведении запроса предложений на поставку технических масел, специальных жидкостей и смазок.
В соответствии с извещением N 31401608323, предметом Закупки является заключение договора поставки технических масел, специальных жидкостей и смазок, начальная (максимальная) цена договора - 7 322 487,35 рублей; окончание срока подачи заявок на участие в Закупке - 23.10.2014 г в 17 часов 00 минут; дата и время рассмотрения заявок - 24.10.2014 г в 09 часов 00 минут. В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов N 175 от 24.10.2014 г. на участие в Закупке в адрес Организатора торгов поступило - 5 заявок. Согласно Протоколу об оценке и сопоставлении предложений от 24.10.2014 г. N 175 победителем Закупки признан участник закупки - ООО ТД "ТехСнабКомплект" (порядковый номер заявки - 1), цена, предложенная победителем Закупки составила - 6 656 768,55 рублей.
2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в "Реестре положений о закупках (223-ФЗ)" размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (реестровый номер 1120004535) (далее - Положение).
3. Частью 2 статьи 4 Закона о закупках определено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 8 Закона о закупках предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 утверждены:
- Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее - Правила);
- Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг) (далее - Требования).
Из пункта 1 Правил следует, что данные Правила определяют порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд юридических лиц, указанных в статье 1 Закона о закупках (далее - план закупки).
Согласно пункту 2 Правил в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 1 Требований план закупки формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит в том числе следующие сведения:
- порядковый номер, который формируется последовательно с начала года;
- предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;
- минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);
- единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
- сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
- регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
- срок исполнения договора (год, месяц);
- способ закупки;
- закупка в электронной форме (да/нет).
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в "Реестре опубликованных планов закупок (223-ФЗ)" размещен план закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (реестровый номер 2140045757).
Однако вопреки, требованиям пункта 2 Правил, пункта 1 Требований к плану закупок, план закупок Организатора торгов не содержит информации о закупке технических масел, специальных жидкостей и смазок в IV квартале 2014 года.
Отсутствие информации о Закупке в плане закупок Организатора торгов, не оспаривается представителями Организатора торгов, присутствующими в Заседании Комиссии при рассмотрении жалобы ООО "Смазочные материалы" по существу.
Таким образом, Организатором торгов не соблюдены требования к содержанию плана закупки, что свидетельствует о нарушении Организатором торгов части 2 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.
4. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 9 раздела 2 "Информационное обеспечение закупок" Положения предусмотрено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе "Требования Заказчика к предмету закупки": требования к количеству, качеству, размерам, техническим, функциональным (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, работ, услуг; требования к безопасности товара, работ, услуг; требования к упаковке, к доставке, отгрузке товара; иные требования о соответствии товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.
В соответствии с разделом 3 "Требования к предмету размещаемого заказа" Закупочной документации к лоту N 183 "Поставка технических масел, специальных жидкостей и смазок", утвержденной Генеральным директором ГКП Самарской области "АСАДО" ФИО 16 октября 2014 года (далее - Документация), требования к размерам, техническим, функциональным и иным характеристикам, предполагаемого к поставке товара определяются в соответствии с Приложением N 1 к Документации.
Согласно одному из доводов Заявителя указание в Приложении N 1 к Документации "Спецификация по техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам" конкретного производителя, предполагаемых к поставке товаров не соответствует некоторым принципам Закона о закупках, а именно таким, как:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Вместе с тем, нормы Закона о закупках, Положения не содержат запрета на возможность указания заказчиком в закупочной документации конкретного производителя, предполагаемого к поставке товара.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товаров произведенных конкретным производителем, указанным в Приложении N 1 к Документации "Спецификация по техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам".
В рассматриваемом случае установление Организатором торгов в закупочной документации требования к конкретному производителю, предполагаемых к поставке товаров не запрещено действующим законодательством Российской Федерации, также Комиссией принято во внимание, что вышеуказанное требование сформировано исключительно в целях удовлетворения потребностей Организатора торгов.
5. В соответствии с Протоколом об оценке и сопоставлении предложений от 24.10.2014 г. N 175 заявка на участие в Закупке, поданная - ООО "Смазочные материалы" (порядковый номер - 5) отклонена закупочной комиссией Организатора торгов в связи со следующими обстоятельствами: "Предложение не отвечает договорным требованиям закупочной документации (товар, предложенный Участником закупки, не соответствует предъявленным Заказчиком требованиям по категории "Производитель"_".
В частности пунктами 1, 2, 3 Приложения N 1 к Документации "Спецификация по техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам" предполагается к поставке "Гидравлическое масло" с указанием в графе производитель - ООО "Газпромнефть-СМ".
Вместе с тем, в заявке поданной участником Закупки - ООО "Смазочные материалы" предлагается к поставке "Гидравлическое масло" с указанием производителей: ЗАО "ДЕВОН-ГРУПП" (пункт N 1), ООО "РН-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ" (пункты N 2,3), следовательно, заявка поданная участником Закупки - ООО "Смазочные материалы" не соответствует требованиям к предполагаемым к поставке товарам, установленным Документацией.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6.4.4. "Оценка предложений и выбор победителя" Раздела 6 "Способы закупки" Положения установлено, что в рамках стадии рассмотрения предложений участников закупочная комиссия проверяет:
- правильность оформления предложений и их соответствие требованиям документации;
- соответствие участников, а также привлеченных ими соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора требованиям документации (если требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 6.4.4. "Оценка предложений и выбор победителя" Раздела 6 "Способы закупки" Положения по результатам проведения рассмотрения предложений закупочная комиссия имеет право отклонить предложения, которые, в том числе:
- не отвечают требованиям к оформлению и составу предложения;
- не отвечают требованиям документации;
- содержат предложения, по существу не отвечающие коммерческим или договорным требованиям документации.
Таким образом, заявка поданная участником закупки ООО "Смазочные материалы" (порядковый номер 5) правомерно отклонена Организатором торгов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, позицией ФАС России, изложенной в письме от 23.04.2014 г. N АЦ/16109/14, Комиссия Самарского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Смазочные материалы" обоснованной по доводу о неразмещении информации о проводимой Закупке в плане-графике закупок Организатора торгов.
2. Передать материалы дела N 158-9531-14/7 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении Государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области".
Члены Комиссии: ФИО
ФИО
ФИО
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 ноября 2014 г. N 158-9531-14/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016