Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 18 марта 2013 г. N 36
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
06 марта 2013 года, рассмотрев дело N 36 от 22.11.2012 г., возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" по факту распространения наружной рекламы пива на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский р-н, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149,
в присутствии:
представителя ИПБОЮЛ <П.> гражданки <Б.> действующей на основании доверенности от 05.06.2012 г., установила:
На внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, д. 149, размещены информационные баннеры.
Информационным содержанием одного из баннеров, прикрепленных на фасаде магазина, является изображение пяти бутылок пива наименований: "Большое пиво светлое", "Большое пиво классическое", "Рижское пиво светлое", "Сильное", "Cesky dzbanek", сопровождаемых текстом: "Пивоваренная компания "Томское пиво". На информационном поле баннера также изображен фирменный знак компании. В нижней части баннера имеется предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива.
На другом баннере, расположенном на боковой стене магазина, на переднем плане, изображены кружки пива и бочки. В верхней части баннера расположена надпись: "Чешское на розлив". В нижней части баннера имеется надпись: "Барнаульский пивоваренный завод", а также предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая вышеуказанным способом информация полностью соответствует определению понятия реклама, поскольку она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву, что способствует продвижению указанного товара на рынке.
Законом "О рекламе" установлены специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров, в том числе рекламы пива.
Согласно разъяснениям ФАС России от 20.07.2012 N ПС/22997 о рекламе алкогольной продукции, в связи с вступлением в законную силу с 23 июля 2012 г. изменений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", положения статьи 21 настоящего Федерального закона (реклама алкогольной продукции) распространяются на рекламу пива.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, распространение наружной рекламы пива по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных баннеров), монтируемых на конструктивные элементы магазина "Эдельвейс" (внешние стены), противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что наружная реклама пива: "Большое пиво светлое, Большое пиво классическое, Рижское пиво светлое, Сильное, Cesky dzbanek, Пивоваренная компания "Томское пиво". Чрезмерное потребление пива наносит вред здоровью"; "Чешское на розлив. Барнаульский пивоваренный завод. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", распространяемая на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, д. 149, является ненадлежащей, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных баннеров), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Эдельвейс" (внешних стенах), что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно информации указанной на вывеске магазина "Эдельвейс", торговую деятельность в данном магазине осуществляет ИПБОЮЛ <Ч.>
Установлено, что ранее в отношении ИПБОЮЛ <Ч.> УФАС по РА возбуждалось дело по факту нарушения требований статьи 22 Закона "О рекламе" (дело N 11 от 22.09.2010 г.).
Согласно материалам дела N 11 от 22.09.2010 г. гражданка <Ч.> является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и осуществляет торговую деятельность в магазине "Эдельвейс", расположенном по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149.
Вместе с тем, по информации, представленной ИПБОЮЛ <Ч.> (вх. от 21.01.2013 N 136), ИПБОЮЛ <П> (вх. от 01.03.2013 N 562, от 04.03.2013 N 574) Комиссией установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149, в котором находится магазин "Эдельвейс", принадлежит <П> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 02-АВ N 114031. Фактически в магазине "Эдельвейс" торговую деятельность осуществляет ИПБОЮЛ <П.>
При таких обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что факт распространения наружной рекламы пива на фасаде здания, принадлежащего ИПБОЮЛ <П.> указывает на возможность распространения рассматриваемой рекламы собственником данного объекта недвижимости. В связи с открывшимися обстоятельствами, Комиссия, определением от 21.01.2013 г. об отложении рассмотрения дела N 36 от 22.11.2012 г. привлекла к участию в деле ИПБОЮЛ <П.> в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства.
В процессе рассмотрения дела N 36 от 22.11.2012 г. представитель ИПБОЮЛ <П.> подтвердила, что с 01.08.2011 г., со времени расторжения договора аренды нежилого помещения от 01.01.2011 г., заключенного между ИПБОЮЛ <Ч.> и ИПБОЮЛ <П.> торговую деятельность в магазине "Эдельвейс" осуществляет ИПБОЮЛ <П.>
Представитель ИПБОЮЛ <П.> признала, что вышеуказанная реклама пива является ненадлежащей. Объясняя Комиссии обстоятельства, при которых была распространена рассматриваемая реклама пива, представитель ИПБОЮЛ <П.> указала, что реклама была размещена на внешних стенах магазина в период осуществления торговой деятельности ИПБОЮЛ <Ч.> и в настоящее время демонтирована.
Факт распространения недостоверной информации на вывеске магазина "Эдельвейс" о том, что торговую деятельность в нем осуществляет ИПБОЮЛ <Ч.> представитель ИПБОЮЛ <П.> объяснила Комиссии, что на вывеске магазина имелась достоверная информация, которую "сдуло ветром".
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ИПБОЮЛ <П.> Комиссия пришла к выводу, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы пива, распространяемой на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149, является ИПБОЮЛ <П.>
Данное решение Комиссии обусловлено тем, что на дату фиксации факта распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы пива, торговую деятельность в магазине "Эдельвейс" осуществляла ИПБОЮЛ <П.> собственник данного нежилого помещения. Из полученных пояснений представителя ИПБОЮЛ <П.> Комиссией было установлено, что в магазине "Эдельвейс" реализуется пиво в ассортименте, что свидетельствует о заинтересованности ИПБОЮЛ <П.> в распространении рекламы реализуемого товара (пива) с целью увеличения объема его продажи и, как следствие, увеличения прибыли.
Частью 7 статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" возложена на рекламораспространителя.
При таких обстоятельствах, Комиссия решила, что нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" при распространении рекламы пива на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, 149, допущено ИПБОЮЛ <П.>
При принятии своего решения Комиссией не приняты во внимание пояснение представителя ИПБОЮЛ <П.> о прекращении распространения на внешних стенах магазина "Эдельвейс" рекламы пива, так как хозяйствующим субъектом не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о прекращении распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы пива.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива: "Большое пиво светлое, Большое пиво классическое, Рижское пиво светлое, Сильное, Cesky dzbanek, Пивоваренная компания "Томское пиво". Чрезмерное потребление пива наносит вред здоровью"; "Чешское на розлив. Барнаульский пивоваренный завод. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", распространяемую на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, д. 149, так как указанная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных баннеров), монтируемых на конструктивных элементах магазина "Эдельвейс" (внешних стенах), что противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе";
2. Выдать ИПБОЮЛ <П.> кв. 1, предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 36 от 22.11.2012 г.
18.03.2013 г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
на основании своего решения от 18.03.2013 г. по делу N 36 от 22.11.2012 г. о признании ненадлежащей рекламы пива: "Большое пиво светлое, Большое пиво классическое, Рижское пиво светлое, Сильное, Cesky dzbanek, Пивоваренная компания "Томское пиво". Чрезмерное потребление пива наносит вред здоровью"; "Чешское на розлив. Барнаульский пивоваренный завод. Предупреждаем о вреде чрезмерного потребления пива", распространяемой на внешних стенах магазина "Эдельвейс", расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Советская, д. 149, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица <П.> в срок со дня получения предписания прекратить нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", путем прекращения распространения наружной рекламы пива;
2. Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица <П.> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15.04.2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, УФАС по РА вправе в соответствии с пунктом 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 18 марта 2013 г. N 36
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016