Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 15 марта 2013 г. N 12/3760
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключения договоров по результатам торгов в следующем составе:
Чащихина С.Г. |
- |
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России; |
Мультановская В.В. |
- |
начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России; |
Бабурина М.С. |
- |
главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России, |
с участием представителей:
от ООО "РосТоргСнаб" (Заявитель):
Миронов С.В. - представитель (доверенность от 08.02.2013 N2);
от ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб") (Заказчик, Организатор закупки, Комиссия):
Судакова М.А. - начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов Юридического управления ГУП "ТЭК СПб" (доверенность от 09.06.2012 N04/3ГДПКВ/191),
в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "РосТоргСнаб" от 06.03.2013 исх. N13 (вх. N4257 от 07.03.2013) на действия государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербург" (далее - ГУП "ТЭК СПб") при организации и проведении закупки в форме открытого запроса предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", извещение N31300155792" (далее - открытый запрос предложений), заслушав пояснения представителей от ООО "РосТоргСнаб" и ГУП "ТЭК СПб", установила:
ООО "РосТоргСнаб" обжалует следующие действия ГУП "ТЭК СПб":
22.02.2013 г. в 13 час. 32 мин. опубликовано извещение о закупке в форме открытого запроса предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", извещение N31300155792 (далее - Извещение). Извещение размещено с нарушением сроков, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ).
ООО "РосТоргСнаб" считает, что у ГУП "ТЭК СПб" имеются расхождения в Документации по открытому запросу предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", Извещение N31300155792 (по Лотам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6) (далее - Документация) с Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "ТЭК СПб" (далее - Положение), с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц", Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно:
- 22.02.2013 г. в 14 час. 36 мин. опубликован проект изменения Извещения. Размещено с нарушением сроков, указанных в части 11 статьи 4 Закона N223-ФЗ.
- 26.02.2013 г. в 16 час. 25 мин. Закупка переведена на этап "Работа комиссии" 28.02.2013 г. в 17 час. 52 мин. Опубликован протокол вскрытия конвертов для открытого запроса предложений N 31300155792-01. Размещено с нарушением Документации п.4 п.п.4.1, и п.7 п.п. 7.3.7. Положения.
- Документация была размещена с нарушением п.7 п.п. 7.2.2. Положения, (не утверждена Организатором, руководителем Подразделения по подготовке и проведению Конкурентных закупок, отсутствует подпись, число и месяц).
- в Документации п. 3 Содержание документации о запросе предложений п.п..3.1 п.п.п. "г" техническое задание - отсутствует;
- в Документации п.15, отсутствует оценка и сопоставление заявок, тогда как в Положении п. 7.2.3 указано, что "Критерии и методика оценки Заявок на участие в Запросе предложений разрабатывается Организатором";
- в информационной карте Документации в п. 7 Дополнительные требования к Участнику, установленные Заказчиком - отсутствуют в документации;
- в Документации в Проекте договора не указаны конкретные сроки оплаты по лотам (в проекте договора - срок оплаты "до 180 календарных дней")
Представитель ООО "РосТоргСнаб" на заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России - 15.03.2013 поддержал доводы, изложенные в жалобе от 06.03.2013 исх. N13 (вх. N4257 от 07.03.2013), в полном объеме.
2. ГУП "ТЭК СПб" с доводами ООО "РосТоргСнаб" не согласилось по основаниям, изложенным в письме б/д б/н (вх. N4655 от 14.03.2013), пояснив следующее.
При организации и проведении торгов в форме открытого запроса предложений ГУП "ТЭК СПб" руководствовалось Положением о закупках ГУП "ТЭК СПб", которое утверждено 31.03.2012 и разработано на основании Закона N223-ФЗ и иных норм действующего законодательства (далее - Положение о закупках).
Относительно жалобы ООО "РосТоргСнаб" ГУП "ТЭК СПб" пояснил следующее:
ГУП "ТЭК СПб" уточнило, что отсутствие указания на нормы действующего законодательства, согласно которым осуществляется закупка, в Извещении о закупке не является нарушением.
По информации ГУП "ТЭК СПб", проект изменения Извещения было размещено ГУП "ТЭК СПб" без нарушения сроков, указанных в п. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, а также в п.п. 4.1. п. 4 Документации, п.п. 7.3.7. п.7 Положения о закупках товаров, работ и услуг ГУП "ТЭК СПб". Согласно представленной переписке с технической службой поддержки, информация о том, что проект изменения Извещения о закупке размещен с нарушением сроков, является технической ошибкой сайта www.zakupki.gov.ru.
ГУП "ТЭК СПб" направило запрос в техническую поддержку сайта, однако на момент получения уведомления УФАС России (исх. N12/Т-415 от 13.03.2013) ответ не получило. Кроме того, ГУП "ТЭК СПб" считает, что указанный в жалобе п.п. 7.3.7. п. 7 Положения о закупках не относится к опубликованию изменений в Извещения о проведении закупки, т.к. в данном подпункте содержится право Организатора закупки на внесение изменений в Документацию о запросе предложений, а согласно п. 1.2.2. и п. 1.2.8. Положения о закупках Извещение о проведении закупок не является частью Документации о запросе предложений. Кроме того, п.п. 4.1 п.4 документации не содержит обязанности ГУП "ТЭК СПб" продлевать срок окончания подачи заявок, в связи с чем опубликование проекта изменений в Извещении о закупке осуществлено без нарушения положений Закона N 223-ФЗ, документации и Положения о закупках.
ГУП "ТЭК СПб" пояснило, что Документация была утверждена ответственным лицом - председателем Единой конкурсной комиссии ГУП "ТЭК СПб" С.Н. Поздняковым. Наличие таких реквизитов, как подпись, число и месяц, в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ не является обязательным для указания в электронной версии Документации на сайте www.zakupki.gov.ru.
ГУП "ТЭК СПб" считает, что поскольку предметом закупки, в соответствии с Извещением N31300155792, является поставка товаров, а не проведение работ, техническое задание не может являться частью документации о запросе предложений, вместо этого, неотъемлемой частью документации являются спецификации к каждому виду товаров.
ГУП "ТЭК СПб" отметило, что в п. 15 Документации содержится прямое указание "критерии при выборе наилучшей заявки определены в информационной карте настоящей документации". В информационной карте, прилагаемой к каждому отдельному лоту Документации, содержится указание на критерии оценки заявок по такому лоту, разработанные ГУП "ТЭК СПб" надлежащим образом, в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ и Положением.
По вопросу отсутствия технических требований к предмету запроса предложений, ГУП "ТЭК СПб" пояснило, что п. 5 информационной карты ссылается в части технических требований на спецификацию, которая является приложением к документации.
По вопросу отсутствия в п. 7 Информационной карты дополнительных требований к участнику, ГУП "ТЭК СПб" пояснило, что в п. 7 информационной карты отсутствуют дополнительные требования к участнику.
На заседании Комиссии представитель ГУП "ТЭК СПб" подтвердил информацию об отсутствии конкретных сроков оплаты в Проекте договора.
3. Анализ документации о закупке, представленные документы и пояснения ООО "РосТоргСнаб" и ГУП "ТЭК СПб" подтверждают следующие обстоятельства.
3.1. ГУП "ТЭК СПб" при организации и проведении открытого запроса предложений руководствовалось следующими документами:
- Положением о закупках товаров, работ, услуг от 30 марта 2012 года, утвержденным Генеральным директором ГУП "ТЭК СПб" А.М. Тринога (далее - Положение);
- Документацией по открытому запросу предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", Извещение N31300155792 (по Лотам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6), утвержденной Председателем Единой конкурсной комиссии ГУП "ТЭК СПб" С.Н. Поздняковым (далее - Документация).
В п. 4.2. Положения определены способы закупок, а именно:
путем проведения торгов в форме открытого конкурса или открытого аукциона;
без проведения торгов: путем проведения запроса предложений (открытого, закрытого, многоэтапного, с предварительным отбором); у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N223-ФЗ, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Положение и Документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://www.zakupki.gov.ru (далее - сайт закупок).
22.02.2013 в 13 час. 32 мин. на сайте закупок было размещено Извещение. Согласно Извещению, срок подачи конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений, дата и время окончания подачи заявок - 26.02.2013 в 12 час. 00 мин.
22 февраля 2013 года в 14 час. 36 мин. ГУП "ТЭК СПб" опубликовало проект изменения Извещения.
Изменения, внесенные в Извещение, размещены ГУП "ТЭК СПб" на сайте закупок за четыре дня до окончания срока окончания принятия заявок, а именно 26.02.2013.
В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно п.п. 7.3.7. п. 7 Положения, до истечения срока окончания приема Заявок на участие в Запросе предложений Организатор может внести изменения в Документацию о запросе предложений, в том числе продлить срок окончания подачи Заявок на участие в Запросе предложений. Все участники размещения заказа извещаются Организатором об этих изменениях при помощи оперативной связи, способом, предусмотренным в Документации о запросе предложений (телефон, факс, электронная почта).
Согласно п.п.4.1. п. 4 Документации, до истечения срока окончания приема заявок на участие в запросе предложений организатор открытого запроса предложений вправе внести изменения в документацию о запросе предложений, в том числе продлить срок окончания подачи заявок.
Рассмотренные действия ГУП "ТЭК СПб" при внесении изменений в Документацию без продления сроков окончания подачи заявок противоречат порядку проведения закупки, установленному Положением и Документацией и нарушают положения Закона N 223-ФЗ, что не соответствует целям правового регулирования, закрепленным в ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, таким как, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, и противоречит принципам закупки товаров, работ, услуг, закрепленным в п. 2 ч.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, таким как, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3.2. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 5 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации, технические требования к предмету запроса предложений определены в соответствии со спецификацией, находящейся в "Приложение 1" к Документации.
3.3. В соответствии с п. 12 и п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 7.2.3 Положения, в целях выявления степени соответствия Заявок на участие в запросе предложений требованиям, установленным в Документации, их предварительном ранжировании по степени предпочтительности для Заказчика. Организатор для каждой Закупки разрабатывает критерии и методику оценки Заявок на участие в Запросе предложений.
В соответствии с п.п. 15.2 п. 15 Документации, критерии при выборе наилучшей заявки определены в Информационной карте настоящей документации.
В п. 9 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации, определены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений.
3.4. В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В п. 7 Информационной карты указано следующее: "Дополнительные требования к Участнику, установленные Заказчиком", то есть отсутствует информация о наличии или отсутствии дополнительных требований к Участнику, установленных Заказчиком.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Отсутствие определенности и однозначности толкования наличия или отсутствия дополнительных требований к Участнику, установленные Заказчиком, противоречит целям правового регулирования, в частности, целям гласности, прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
3.5. В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
В соответствии с п. 6 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации, порядок оплаты определен в соответствии с проектом Договора раздел "Стоимость работ и порядок расчетов".
Согласно п. 3.1. прилагающегося к Документации проекта Договора, оплата за продукцию производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика не позднее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с момента выполнения Поставщиком обязанностей по поставке всего объема продукции согласно Спецификации, подписания уполномоченными представителями сторон накладной формы ТОРГ-12 и предоставления счета-фактуры на последнюю партию продукции (лоты NN 1,2,3,4,5,6).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
3.6. Кроме того, Комиссия отмечает следующее. Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N223-ФЗ, в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно п.п. 7.2.1.2 п. 7 Положения о закупках извещение о проведении открытого запроса предложений должно содержать предмет запроса предложений.
извещение о закупке в форме открытого запроса предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", извещение N31300155792 содержит наименование о закупке: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", в свою очередь предметом договора является:
Лот N1 "_на право заключения договора на поставку труб, труб в изоляции согласно спецификации для нужд ГУП "ТЭК СПб";
Лот N2 "_на право заключения договора на поставку труб, труб в изоляции согласно спецификации для обеспечения пригородного района теплоснабжения для нужд ГУП "ТЭК СПб";
Лот N3 "_на право заключения договора на поставку трубки латунной, стали согласно спецификации для нужд ГУП "ТЭК СПб";
Лот N4 "_на право заключения договора на поставку электродов, отводов для нужд ГУП "ТЭК СПб";
Лот N5 "_на право заключения договора на поставку сварочного оборудования согласно спецификации для нужд ГУП "ТЭК СПб";
Лот N6 "_на право заключения договора на поставку котельного оборудования согласно спецификации для нужд ГУП "ТЭК СПб".
Согласно ч.1 ст. 1 Закона N223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Отсутствие определенности в предмете проведении закупок в форме открытого запроса предложений для поставщиков (исполнителей, подрядчиков), прошедших предквалификацию, противоречит целям правового регулирования, в частности, целям гласности, прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
На основании изложенного в рассматриваемых действиях ГУП "ТЭК СПб" при организации и проведении закупки в форме открытого запроса предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", Извещение N31300155792 усматривается нарушение норм Закона N223-ФЗ (пункта 3 части 9 статьи 4 и пунктов 1, 8 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ, подпункта 7.3.7 пункта 7, подпункта 7.2.1.2. пункта 7.2.1 Положения, подпункта 4.1 пункта 4 Документации).
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "РосТоргСнаб" обоснованной в части наличия нарушения:
- пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" в действиях ГУП "ТЭК СПб" при организации и проведении торгов в форме открытого запроса предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", Извещение N31300155792;
- подпункта 7.3.7 пункта 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП "ТЭК СПб" от 30 марта 2012 года, утвержденное Генеральным директором ГУП "ТЭК СПб" А.М. Тринога, подпункта 4.1 пункта 4 Документации по открытому запросу предложений на предмет: "Право на заключение договоров на поставку товарно-материальных ценностей для нужд ГУП "ТЭК СПб", Извещение N31300155792 (по Лотам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6), утвержденного Председателем Единой конкурсной комиссии ГУП "ТЭК СПб" С.Н. Поздняковым;
- пункта 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" и подпункта 7.2.1.2 пункта 7.2.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП "ТЭК СПб" от 30 марта 2012 года, утвержденного Генеральным директором ГУП "ТЭК СПб" А.М. Тринога;
2. Выдать ГУП "ТЭК СПб" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупок.
Председатель Комиссии
Санкт-Петербургского УФАС России С.Г. Чащихина
Члены Комиссии
Санкт-Петербургского УФАС России В.В. Мультановская
М.С. Бабурина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
predpisanie_t12-37.13.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2013 г. N 12/3760
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016