Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 19 ноября 2014 г. N 89
Резолютивная часть решения оглашена 6 ноября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 19 ноября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии:
"_"
"_"
"_"
При участии:
От ЗАО "Электро-ком" - представитель не явился, уведомлено надлежащим образом (уведомление о вручении 27.10.2014);
От ООО "Домоуправление N 11" - представитель не явился, уведомлено надлежащим образом (уведомление о вручении 22.10.2014);
рассмотрев дело N 89 по признакам нарушения ООО "Домоуправление N 11", г. Брянск, ул. Костычева, д.31,к.103 пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", установила:
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Настоящее дело было возбуждено в связи с поступившим в адрес Брянского УФАС России из Государственной жилищной инспекции Брянской области заявлением ЗАО "Электро-ком", вх. N 4140 от 14.05.2014, с дополнениями от 25.06.2014, на действия ООО "Домоуправление N 11", в части ограничения доступа к оборудованию ЗАО "Электро-ком", расположенного в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании указанной управляющей компании.
Как следует из обращения, для оказания услуг широкополосного доступа к сети интернет собственниками квартир в многоквартирных жилых домах по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31 в г. Брянске, с которыми заключен договор на оказание услуг связи, в общих помещениях таких домов должно быть размещено телекоммуникационное оборудование. В связи с чем, между ЗАО "Электро-ком" и ООО "Домоуправление N 11" заключен договор эксплуатационного взаимодействия N 827-э/10 от 27.08.2010 г. Согласно Приложению N 1 к договору, указанные многоквартирные жилые дома по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31 входят в перечень домов, обслуживаемых ООО "Домоуправление N 11", на которых в рамках договора может быть размещено телекоммуникационное оборудование и обеспечиваться доступ к нему.
С апреля 2014 года ООО "Домоуправление N 11" отказывает ЗАО "Электро-ком" в доступе к техническим помещениям многоквартирных жилых домов по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31, для проведения работ по ремонту и модернизации телекоммуникационного оборудования, что препятствует доступу на рынок оказания услуг связи ЗАО "Электро-ком".
В адрес ООО "Домоуправление N 11" 03.04.2014 г. было направлено письмо о предоставлении доступа к оборудованию связи. Официального ответа на данное письмо не последовало.
Заявитель считает, что указанные действия управляющей организации противоречат нормам статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушают права оператора связи, а также собственников помещений в многоквартирном доме, заключивших договор с оператором связи на оказание услуг связи.
Как следует из письменных пояснений ООО "Домоуправление N 11" от 11.09.2014 N 347, заключенный договор эксплуатационного взаимодействия N 827-э/10 от 27.08.2010 г. между ЗАО "Электро-ком Рязань" и ООО "Домоуправление N 11" фактически не исполнялся с 2012 года. В 2012 году в домоуправление поступили жалобы собственников дома по ул. Крахмалева, 31 о том, что неизвестные лица производят монтажные работы в подъезде, в результате чего собственникам был нанесен ущерб. Также собственники по незаконности производимых монтажных работ по установке Интернет оборудования и в связи с нанесением ущерба имуществу обратились в полицию. Полицией было установлено, что монтажные работы по установке Интернет оборудования и прокладке кабельных линий в доме производились ЗАО "Электро-ком". При этом, о проведении работ собственники квартир, управляющая компания ООО "Домоуправление N 11" не уведомлялись. После этого компания не появлялась в домах, обслуживаемых ООО "Домоуправление N 11" 2 года. Самостоятельно найти, по какому адресу находится ЗАО "Электро-ком", работникам ООО "Домоуправление N 11" не удалось. ЗАО "Электро-ком", оказывая услуги в многоквартирных домах, расположенных по адресам: по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31, не производит оплату за потребляемую электроэнергию, бремя оплаты электроэнергии возложило на собственников помещений МКД, в т.ч. на собственников, не пользующихся услугами данного провайдера. В 2014 году ЗАО "Электро-ком" направило письмо о том, что ООО "Домоуправление N 11" запрещает им доступ к оборудованию связи. Однако данная компания не обращалась с письмом о предоставлении доступа. При этом ЗАО "Электро-ком" не указало, имеются ли у него заключенные договоры с собственниками, проживающими в многоквартирных домах, расположенных по адресам: по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31, а также решения общих собраний собственников о пользовании общим имуществом дома.
Также, ООО "Домоуправление N 11" пояснило (исх. N 388 от 13.10.2014), что с момента подписания договора N 827-э/10 от 27.08.2010 г. Оператор не исполнил ни одного предусмотренного договором условия, что дало основания считать данный договор ничтожным, не порождающим никаких правовых последствий.
ООО "Домоуправление N 11" считает, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства для установки какого-либо оборудования на общедомовом имуществе необходимо получить согласие всех собственников жилого дома, либо провести общее собрание собственников.
В связи с чем, ООО "Домоуправление N 11" считает требования ЗАО "Электро-ком" незаконными.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, Комиссией Брянского УФАС России установлено следующее:
Между ЗАО "Электро-ком Рязань", юридический адрес: 390000, г. Рязань, ул. Горького, д.102 "Б", почтовый адрес: 241050, г. Брянск, ул. Советская, д. 92, ОГРН 1046209005006, ИНН 6234003907, зарегистрированного 24.03.2004 и ООО "Домоуправление N 11", юридический адрес: 241037, г. Брянск, ул. Костычева, д.31, кв. 103, ОГРН 1053244148484, ИНН 3250063827, зарегистрированного 23.12.2005 был заключен договор эксплуатационного взаимодействия от 27.08.2010 г. N 827-э/10, предметом которого являлась организация взаимодействия между сторонами при эксплуатации оператором (ЗАО "Электро-ком Рязань") распределительной сети передачи данных по электросети в жилищном фонде, находящемся на обслуживании организации (ООО "Домоуправление N 11"). В приложении N 1 к договору указан перечень жилых домов, находящихся в управлении ООО "Домоуправление N 11" в количестве 29. Протоколов разногласий к указанному договору не имеется.
Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ (сайт ФНС России) по состоянию на 20.10.2014 деятельность ЗАО "Электро-ком Рязань" была прекращена 04.10.2010 г. путем реорганизации в форме присоединения к ЗАО "Электроком", юридический адрес: 123317, г. Москва, ул. Тестовская, д.8, ОГРН 1037722004374, ИНН 7722279347, зарегистрированного 27.01.2003 г.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Т.е. права и обязанности ЗАО "Электро-ком-Рязань" по договору от 27.08.2010 г. N 827-э/10 в октябре 2010 года перешли к ЗАО "Электро-ком".
При этом, ЗАО "Электро-ком" не представлено доказательств уведомления ООО "Домоуправление N 11" о переходе прав и обязанностей по договору от 27.08.2010 г. N 827-э/10 к ЗАО "Электро-ком" в связи с прекращением деятельности ЗАО "Электро-ком Рязань" путем реорганизации в форме присоединения к ЗАО "Электро-ком".
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии частью 1 статьи 45 Федерального закона N 126-ФЗ договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации
публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности но продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация но характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Таким образом, указанными выше положениями ГК РФ и Федерального закона N 126-ФЗ гражданам Российской Федерации предоставлено право пользования услугами связи, а на операторов связи, в свою очередь, возложена обязанность по их оказанию всем, кто к ним обратиться.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
ООО "Домоуправление N11" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов по ул. Авиационной, д.10, ул. Крахмалева, д. 31 в г. Брянске, предоставляет инфраструктуру данных домов для размещения средств и линий связи.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Исходя из изложенного выше, ООО "Домоуправление N11" занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе услуг по предоставлению доступа к общедомовому имуществу в многоквартирных домах.
При этом, согласно пункту 2,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное, обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование, сети проводного вещания, кабельного телевидения, линий телефонной связи и других подобных сетей), в границах внешней сети многоквартирного дома).
В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными липами, в том числе о заключении договоров на установку
и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а так же принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение
договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания. Из вышеперечисленного следует, что технические помещения многоквартирных домов, в которых расположено оборудование операторов связи, принадлежит собственникам помещений в данных многоквартирных домах. Принятие решений о пользовании данным имуществом и об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров, относится к компетенции собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В процессе рассмотрения дела ООО "Домоуправление N 11" не представило решений собственников указанных многоквартирных домов, запрещающих или ограничивающих кому-либо из операторов связи доступ к общему имуществу многоквартирных домов, а также, его использование.
В связи с чем, довод управляющей компании о том, что для установки какого-либо оборудования на общедомовом имуществе необходимо получить согласие всех собственников жилого дома, либо провести общее собрание собственников, не основано на действующем законодательстве, Комиссией не принимается.
В силу требований пункта 5.6.24 Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N170, управляющая организация не вправе создавать операторам связи какие-либо препятствия в доступе к оборудованию связи, расположенному в технических помещениях многоквартирных домов.
Однако, учитывая возложенные на управляющую организацию обязательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов в надлежащем состоянии, а также требования Правил эксплуатации жилищного фонда, управляющая организация имеет право знать о проводимых работах в технических помещениях многоквартирных домов, в связи с чем, обеспечивать доступ в т.ч. работников операторов связи к техническим помещениям многоквартирных домов.
ЗАО "Электро-ком" в рассмотрение дела представлены: копии договора подряда NТТК-01 от 10.07.2012 г. на выполнение строительно-монтажных работ по строительству сети связи в многоквартирных жилых домах, в т.ч. по адресам: г. Брянск, ул. Авиационная, д.10, ул. Крахмалева, д.31, заключенный между ЗАО "Электро-ком" и ООО "Профи-Плюс", с изменениями и дополнительными соглашениями к нему, а также копии актов о приемке выполненных работ и платежные документы по оплате, что подтверждает выполнение строительно- монтажных работ по организации линий связи в многоэтажных жилых домах по указанным адресам.
Также представлены копии 9 договоров оказания услуг связи, заключенных с физическими лицами в 2012- 2014 годах, проживающими по адресам: г. Брянск, ул. Авиационная, д.10 (5 договоров), г. Брянск, ул. Крахмалева, 31 (4 договора).
Вместе с тем, ЗАО "Электро-ком" не представлены доказательства фактического исполнения договора эксплуатационного взаимодействия от 27.08.2010 г. N 827-э/10, в т.ч. доказательств обращения в адрес ООО "Домоуправление N 11" о предоставлении доступа в технические помещения для проведения работ по организации линий электросвязи, о проведении работ на оборудовании электросвязи, а также доказательства выставления требований со стороны ООО "Домоуправление N 11" к ЗАО "Электро-ком" об оплате в рамках вышеуказанного договора, об оплатах со стороны ЗАО "Электро-ком" в рамках указанного договора.
Письмом от 31.10.2014 г. ЗАО "Электро-ком" сообщило об урегулировании вопросов с ООО "Домоуправление N 11".
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции"- злоупотребление доминирующим положением, в действиях ООО "Домоуправление N 11".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу в отношении ООО "Домоуправление N 11" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
"_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 19 ноября 2014 г. N 89
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016