Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 13 марта 2013 г. N 9
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены комиссии:
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Волошина О.В. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Радченко П.И. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев дело N9 возбужденное по признакам нарушения администрацией г. Ессентуки ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
9 ноября 2012 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления города Ессентуки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки N738 и установлено следующее.
Постановлением администрации города Ессентуки от 04.07.2011 г. N1070 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (далее - Положение).
Пунктом 3.2 указанного Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения (извещения) о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора конкурса, информация о лотах, предмет конкурса и срок, на который заключается договор, место, дата начала и окончания приема заявок, а также порядок и место выдачи конкурсной документации.
Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 3.2 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.
Таким образом, в действиях администрации г. Ессентуки усматриваются признаки нарушения ст.15 и ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" - в связи с утверждением Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, условия которого могут привести к ограничению, устранению конкуренции путем ограничения доступа к участию в торгах, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В связи с чем, в отношении администрации г. Ессентуки было возбуждено дело N9, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 20 февраля 2013 г. рассмотрение дела N9 было назначено на 13 марта 2013 г. на 11 ч. 30 мин.
Из письменных пояснений главы города Ессентуки Л.О. Писаренко следует, что отделом энергетики и транспорта администрации города Ессентуки разрабатывается проект постановления Администрации г. Ессентуки о внесении изменений в Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки с учетом замечаний, указанных в акте проверки от 07.12.2012 г N738.
На рассмотрение дела, представители администрации города Ессентуки, надлежащим образом уведомленные не явились, объяснений и доказательств внесения изменений в Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки не представили.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации города Ессентуки нарушения требований ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего:
Администрацией города Ессентуки было принято Постановление от 04.07.2011 г. N1070 утверждающее Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, которое регулирует правоотношения, возникающие при организации и проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам города Ессентуки.
Положением, установлены основные понятия претендента на участие в конкурсе и перевозчика. Предмет конкурса - право заключения договора транспортного обслуживания на маршруте, предоставленное победителю конкурса, предложившему наиболее комфортные, безопасные и устойчивые условия по перевозке пассажиров.
Требования к перечню документов представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе и требования их оформления определены подпунктом 3.3. пункта 3 Положения.
Оценка представленных участниками конкурса документов и представленных ими на конкурс транспортных средств, осуществляется конкурсной комиссией по бальной системе в соответствии с установленными критериями (согласно приложению 1).
В виду того, что требования установленные Положением являются обязательными для исполнения именно организатором торгов в ходе организации и проведения открытого конкурса, так как этот нормативный правовой акт создан только для достижения этих целей. Требования, установленные Положением, также используются и претендентами на участие в конкурсе, так как требования устанавливаются организатором торгов в извещении и конкурсной документации, при их составлении, с учетом требований Положения. Следовательно, извещение и конкурсная документация, составленная организатором торгов, будет являться обязательными для исполнения претендентами на участие в конкурсе, именно при составлении и подачи заявки, а также регулирующими правоотношения на каждый конкретный конкурс между организатором торгов и претендентами на участие в конкурсе.
Пунктом 3.2 указанного Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения (извещения) о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора конкурса, информация о лотах, предмет конкурса и срок, на который заключается договор, место, дата начала и окончания приема заявок, а также порядок и место выдачи конкурсной документации.
Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 3.2 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки.
Кроме того, пунктом 1.4 Положения установлены основные задачи конкурса, одной из которых является создание равных условий и возможностей для участников конкурса, в противоречие которому в пункте 3.2 Положения установлен перечень, содержащий неполный объем информации, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса, в связи, с чем создаются возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих требований и критериев для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса. Однако эти условия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Вместе с тем, анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, а, следовательно, к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В силу части 1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с вышеизложенным, администрацией города Ессентуки были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 и п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (утв. постановлением администрации г.Ессентуки от 04.07.2011 N1070), содержащего в п. 3.2 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса, что создает возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать администрацию города Ессентуки нарушившей ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки (утв. постановлением администрации города Ессентуки от 04.07.2011 N1070), содержащего в п. 3.2 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, проект договора, а также критерии, порядок оценки и сопоставления заявок участников конкурса, что создает возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.
2. Выдать администрации г. Ессентуки предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства:
администрации г. Ессентуки в двух месячный срок со дня получения решения по делу N9 прекратить нарушение требований ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
привести Постановление администрации города Ессентуки от 04.07.2011 N1070, утверждающее Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки, в соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства, а именно:
включить в пункт 3.2 Положения информацию, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса - перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе форма заявки и формы других необходимых документов, требования к их оформлению, а также критерии оценки участников конкурса.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 марта 2013 г. N 9
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016