Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 октября 2014 г. N 74-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
|
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Н.А. Самарина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 74-2014, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту использования слова "адвокат" в рекламе Центра защиты трудовых прав, размещенной на Интернет-сайте <_> в присутствии заинтересованного лица, <_> в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом извещенного и времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <_>, надлежащим образом извещенного и времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Челябинска о размещении в сети Интернет информации, в которой присутствуют сведения о наличии статуса адвоката у специалистов, осуществляющих деятельность в ООО "Челябинский центр права", с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из заявления следует, что информация, размещенная на Интернет-сайте <_> содержит не соответствующие действительности сведения о наличии статуса адвоката у <_> и вводит в заблуждение относительно оказываемых юридических услуг данным лицом.
Челябинским УФАС России установлено, что администратором Интернет-сайта <_> является <_>, и возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", к участию в рассмотрении которого привлечено данное лицо.
<_> пояснил, что разработал указанный сайт по заказу физического лица, при этом договор на оказание услуг не заключил и сведения о заказчике не сохранил. Указал, что передал заказчику пароль для доступа на сайт, после чего не имел возможности наполнять сайт какой-либо информацией. Пояснил, что не оказывает юридических услуг.
Челябинским УФАС России выявлено, что на сайте <_> присутствует информация о Центре защиты трудовых прав и его руководителе <_>, а также указаны контактные данные: <_> в связи с чем определением <_> привлечен для участия в деле.
<_> в своих объяснениях указал, что отношения к Интернет-сайту <_> не имеет. Пояснил, что он и его знакомый некий <_> решили организовать юридическую фирму с названием "Центр защиты трудовых прав" для оказания юридической помощи в сфере трудовых прав. Всеми организационными вопросами, в том числе по продвижению рекламы и созданию Интернет-сайта, занимался <_> который самостоятельно принимал решение о том, какую информацию необходимо разместить. Указал, что фирма не была создана, в настоящее время с <_> связь не поддерживает и сведениями о его контактных данных не обладает.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
На Интернет-сайте <_> состоящем из разделов "Главное", "О нас", "Стоимость", "Специалисты", "Наши дела", "Контакты" размещена реклама о Центре защиты трудовых прав, в которой содержатся сведения об оказании услуг адвокатами.
Так, на главной странице Интернет-сайта <_> присутствуют сведения: "_Меня называют трудовым адвокатом, поскольку уже многие годы я занимаюсь помощью гражданам по трудовым спорам". Далее в разделе "О нас" указано: "Наши юристы и адвокаты по трудовым спорам готовы проконсультировать в удобное для Вас время_", что создает впечатление о наличии в Центре защиты трудовых прав специалиста, обладающего статусом адвоката. Также на указанном сайте в разделе "Специалисты" размещены фотографии юристов, работающих в Центре защиты трудовых прав, с указанием их фамилии и инициалов, а именно <_> и <_>, а также их специализации. В разделе "Отзывы, благодарности, грамоты" размещены фотографии документов специалистов, подтверждающих их квалификационный уровень (диплом, сертификаты), среди которых сведений о наличии статуса адвоката у данных лиц и права на осуществление адвокатской деятельности не имеется.
Установлено, что лица, указанные в числе сотрудников Центра защиты трудовых прав, а именно <_> и <_> в реестре адвокатов, размещенном на официальном сайте Министерства юстиции и адвокатской палаты Челябинской области, не состоят. Также установлено, что по данным из ЕГРЮЛ юридическое лицо с наименованием Центр защиты трудовых прав зарегистрированным не значится.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (часть 2 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 2 Закона об адвокатуре, адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
В силу статьи 12 Закона об адвокатуре решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия.
О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (часть 1 статьи 15 Закона об адвокатуре).
Частью 5 статьи 9 Закона об адвокатуре предусмотрено, что адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Таким образом, для осуществления адвокатской деятельности не требуются специальные разрешения, достаточно сдать квалификационный экзамен, приобрести статус адвоката и получить соответствующее удостоверение.
Администратор Интернет-сайта <_> не смог представить доказательства, подтверждающие осуществление в Центре защиты трудовых прав деятельности лицом, обладающим статусом адвоката.
Лицо, о котором упоминалось в рекламе, а именно <_>, также опроверг сведения о наличии у него соответствующего статуса и вообще сам факт существования Центра защиты трудовых прав.
Данные обстоятельства указывают на то, что сведения об адвокатах Центра защиты трудовых прав, размещенные на Интернет-сайте <_> документально не подтверждены.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения Федерального закона "О рекламе", относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Поскольку, указанные на Интернет-сайте <_> лица, а именно <_> и <_> не обладают статусом адвоката, а такого юридического лица как Центр защиты трудовых прав не существует, присутствующие в рекламе сведения об оказании адвокатами услуг в Центре защиты трудовых прав расцениваются как не соответствующие действительности, а реклама недостоверной, противоречащей пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем указанной рекламы следует признать <_> который является администратором доменного имени <_> и осуществляет наполнение сайта информацией.
Доводы <_> о том, что он не имеет возможность осуществлять наполнение Интернет-сайта <_> информацией в связи с передачей пароля доступа заказчику не обоснованы, поскольку документально ничем не подтвержден как факт разработки сайта по заказу иного лица, а не по собственной инициативе, так и факт передачи пароля к сайту доступа иному лицу.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, размещенную на Интернет-сайте <_> в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения об оказании адвокатами услуг в Центре защиты трудовых прав, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
Н.А. Самарина
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
20 октября 2014 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Галичина Л.Н., заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
члены Комиссии: |
Соболь Н.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Самарина Н.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 20 октября 2014 года по делу N 74-2014 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной на Интернет-сайте <_> в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения об оказании адвокатами услуг в Центре защиты трудовых прав, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а именно не размещать на Интернет-сайте <_> рекламу с использованием слова "адвокат".
2. <_> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 декабря 2014 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н. В. Соболь
Н.А. Самарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 октября 2014 г. N 74-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016