Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 21 ноября 2014 г. N 2-03/32-2014
Резолютивная часть решения объявлена "10" ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" ноября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии со стороны:
- МУП "Грабовское ЖКХ":
<_>
- Администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области:
<_>
рассмотрев дело N 2-03/32-2014 по признакам нарушения МУП "Грабовское ЖКХ"" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
По результатам проведенной Пензенским УФАС России проверки установлено, что МУП "Грабовское ЖКХ" взимает с потребителей плату за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) в отсутствие тарифа, утвержденного органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом Пензенского УФАС России от 24.09.2014 г. N 204 в отношении МУП "Грабовское ЖКХ" возбуждено дело N 2-03/32-2014 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 24.09.2014 г. дело N 2-03/32-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 08.10.2014 г.
08.10.2014 г. в Пензенское УФАС России поступило ходатайство МУП "Грабовское ЖКХ" о переносе срока рассмотрения дела N 2-03/32-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, назначенного на 8.10.2014 г. по причине невозможности явки представителя МУП "Грабовское ЖКХ" на рассмотрение данного дела.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.
Определением от 08.10.2014 г. рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/32-2014 отложено и назначено к рассмотрению на 10.11.2014 г.
На заседании Комиссии представитель МУП "Грабовское ЖКХ" пояснил, что тарифы на услуги по сбору и вывозу ЖБО для предприятия были утверждены решением Комитета местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 21 января 2011 года N 163-25/5. На 2013 и 2014 годы тарифы на услуги МУП "Грабовское ЖКХ" по сбору и вывозу ЖБО утверждались предприятием самостоятельно.
Представитель Администрации Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области указала, что тарифы на услуги по сбору и вывозу ЖБО должны быть утверждены решением Комитета местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, и добавила, что решением Комитета от 6.10.2014 г. тарифы на услуги по сбору и вывозу ЖБО, оказываемые МУП "Грабовское ЖКХ" утверждены.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
МУП "Грабовское ЖКХ" создано 30.12.1998 г. на основании решения Комитета местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 03.11.1998 г. N 63.
Предприятие действует на основании Устава, утвержденного решением Комитета местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 13.03.2014 г. N 281-47/1.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что МУП "Грабовское ЖКХ" оказывает услуги по сбору и вывозу ЖБО на территории Пензенской области.
Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг утилизации ЖБО за 2013 год и 8 месяцев 2014 года.
По результатам проведенного анализа установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Грабовское ЖКХ" занимает доминирующее на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ЖБО на территории Грабовского сельсовета (с. Грабово, п. Ера, с. Степное Смагино, с. Чертково) Бессоновского района Пензенской области.
Доля МУП "Грабовское ЖКХ" на рынку услуг по сбору и вывозу ЖБО в течении рассматриваемого периода времени превышала 50 %, а именно составляла 100 %.
Приказом Пензенского УФАС России от 24.09.2014 N 204 МУП "Грабовское ЖКХ" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов с долей более 50 % на рынке оказания услуг по сбору и вывозу ЖБО на территории на территории Грабовского сельсовета (с. Грабово, п. Ера, с. Степное Смагино, с. Чертково) Бессоновского района Пензенской области.
В 2013 году и 2014 году МУП "Грабовское ЖКХ" оказывало услуги на основании тарифов, утвержденных приказами директора предприятия.
На 2013 год стоимость услуг по сбору и вывозу ЖБО утверждена приказом предприятия от 25.01.2013 г. N 12-П с 1 января 2013 года в размере 600 рублей за рейс.
С 1 ноября 2013 года приказом от 01.11.2013 г. N 93-П утверждена стоимость услуги по сбору и вывозу ЖБО для многоквартирных домов в размере 75 рублей за 1 куб. м.
На 2014 год стоимость услуг по сбору и вывозу ЖБО утверждена приказом предприятия от 10.01.2014 N 5-П с 1 января 2014 года в размере:
- 650 рублей за 1 рейс для бюджетных организаций;
- 75 рублей за 1 куб. м для многоквартирных домов.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.
Согласно пункту 19 статьи 4 Устава Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения Грабовского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, в целях решения вопросов местного значения устанавливают органы местного самоуправления.
Таким образом, тарифы на услуги, оказываемые МУП "Грабовское ЖКХ", в том числе на услуги по сбору и вывозу ЖБО, должны быть утверждены органом местного самоуправления.
Вместе с тем, тарифы на услуги МУП "Грабовское ЖКХ" по сбору и вывозу ЖБО органом местного самоуправления в период 2013 год и 9 месяцев 2014 года не утверждались.
Действия МУП "Грабовское ЖКХ" по взиманию с потребителей платы за услуги по сбору и вывозу ЖБО по тарифам, утвержденным самостоятельно, нарушают установленный законодательством Российской Федерации порядок ценообразования и влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей услуг по сбору и вывозу ЖБО, вынужденных нести необоснованные затраты оплачивая данные услуги по тарифам, которые установлены с нарушением действующего законодательства и, следовательно, экономически не обоснованы.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия МУП "Грабовское ЖКХ", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что 9 сентября 2014 года МУП "Грабовское ЖКХ" обратилось в Комитет местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области с заявлением и материалами на установление тарифов на услуги по сбору и вывозу ЖБО, оказываемые МУП "Грабовское ЖКХ".
Решением Комитета местного самоуправления Грабовского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 06.10.2014 N 14/1-2/2 "Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, оказываемые МУП "Грабовское ЖКХ" утверждены и введены в действие тарифы, на услуги, оказываемые МУП "Грабовское ЖКХ" по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
В связи чем, Комиссией единогласно принято решение, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела прекратить.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия Муниципального унитарного предприятия "Грабовское ЖКХ" (ИНН 5809024847, Пензенская область, Бессоновский район, с. Грабово, ул. Центральная, д. 181), выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов других лиц, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В связи с добровольным устранением МУП "Грабовское ЖКХ" нарушения антимонопольного законодательства рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 2-03/32-2014 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 21 ноября 2014 г. N 2-03/32-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016