Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 21 ноября 2014 г. N 86-0В-14
Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2014 г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 21 ноября 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия), в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
С<_> - заместитель руководителя управления,
Членов Комиссии:
С<_> - начальник отдела контроля органов власти;
О<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
С<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от ООО "Инженерный центр ЭНКА" - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от ООО "АлтайТеплоСервис" - Е<_> (доверенность от 14.11.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Инженерный центр ЭНКА" в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
10.11.2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по проведению энергетического обследования с дальнейшей разработкой энергетического паспорта ООО "АлтайТеплоСервис".
Основанием для обращения ООО "Инженерный центр ЭНКА" в антимонопольный орган послужил факт указания в техническом задании закупочной документации требования о проведении экспертизы и согласовании энергетического паспорта в СРО НП ПОЭ г. Москва. Данный факт, по мнению заявителя, нарушает положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках), а также положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, заявитель указывает на невозможность проведения энергетического обследования ООО "АлтайТеплоСервис" в случае заключения договора в 2014 году, ввиду отсутствия сведений о работе ООО "АлтайТеплоСервис" (сведений за отчетный год - последний полный календарный год перед датой составления энергетического паспорта).
На заседании Комиссии представитель ООО "АлтайТеплоСервис" пояснил, что при составлении технического задания на проведение энергетического обследования с дальнейшей разработкой энергетического паспорта ООО "АлтайТеплоСервис" проанализированы аналогичные договоры, в результате чего, за основу были приняты документы предприятий аналогов, в которых были отражены ссылки на определенные СРО. Указание в закупочной документации СРО НП ПОЭ г. Москва было ошибочным. 14 ноября 2014 года в соответствии с п. 2.5 Положения о закупках (утв. Общим собранием участников ООО "АлтайТеплоСервис" 10.10.2014) в целях устранения допущенной ошибки ООО "АлтайТеплоСервис" отказалась от проведения закупки.
Пунктом 3 технического задания предусмотрено, что начало работ осуществляется после предоставления заказчиком всей необходимой документации и информации для оказания услуг, ввиду чего, жалоба ООО "Инженерный центр ЭНКА" в части срока заключения договора не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы жалобы ООО "Инженерный центр ЭНКА", Комиссия приходит к следующим выводам.
ООО "АлтайТеплоСервис" относится к виду юридического лица, определенному в части 2 статьи 1 Закона о закупках и при осуществлении закупочной деятельности должен руководствоваться положениями Закона о закупках, который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утверждёнными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договора, а также иные связанные с обеспечением закупки положениями (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что 10.11.2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по проведению энергетического обследования с дальнейшей разработкой энергетического паспорта ООО "АлтайТеплоСервис".
В п. 1 технического задания на проведение закупки указано требование о проведении экспертизы и согласовании энергетического паспорта в СРО НП ПОЭ г. Москва.
При этом ни извещение, ни документация о закупке не предусматривает проведение экспертизы и согласование энергетического паспорта в иной СРО, либо обоснование потребности заказчика именно в СРО НП ПОЭ г. Москва.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, вышеназванная норма позволяет заказчику установить в документации о закупке требования к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям товара.
При этом заказчик должен в первую очередь руководствоваться принципами, установленными ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предусматривающими с одной стороны равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а с другой стороны целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Кроме того, заказчик также должен соблюдать антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, установленные в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Разделом 2.5 Положения о закупках ООО "АлтайТеплоСервис" установлен порядок осуществления закупки путем запроса предложений, при этом указанный раздел не содержит норм, позволяющих заказчику устанавливать запрет, в том числе, на проведение экспертизы и согласование энергетического паспорта в иной СРО. Право заказчика на установление спорного ограничения Законом о закупках также не установлено.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в том числе создание участников торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссией установлено, что при проведении запроса предложений ООО "АлтайТеплоСервис" в техническом задании на проведение закупки указано требование о проведении экспертизы и согласовании энергетического паспорта в СРО НП ПОЭ г. Москва, данное требование приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении этой закупки, что в конечном итоге может привести к отказу в допуске заявки участника закупки, предложившего проведение экспертизы и согласование энергетического паспорта в иной СРО.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупке установлено, что заказчик при закупке товара, работ, услуг должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Необоснованно установив в техническом задании закупочной документации требования о проведении экспертизы и согласовании энергетического паспорта в СРО НП ПОЭ г. Москва ООО "АлтайТеплоСервис" нарушило вышеназванный принцип осуществления закупочной деятельности.
Комиссией отклонен довод заявителя о невозможности проведения энергетического обследования ООО "АлтайТеплоСервис" в случае заключения договора в 2014 году, ввиду отсутствия сведений о работе ООО "АлтайТеплоСервис" (сведений за отчетный год - последний полный календарный год перед датой составления энергетического паспорта).
Согласно п. 16 закупочной документации договор на проведение энергетического обследования подлежит заключению не ранее дня размещения протокола на официальном сайте и не позднее 20 рабочих дней со дня подписания протокола.
Пунктом 3 технического задания закупочной документации установлен срок оказания услуг: начало - с момента подписания договора и предоставления заказчиком всей необходимой документации и информации для оказания услуг согласно п. 2.1.1 проекта договора; окончание - не позднее 4 месяцев с момента получения извещения.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Инженерный центр ЭНКА" обоснованной.
2. Предписание не выдавать ввиду установления факта отказа ООО "АлтайТеплоСервис" от проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии С<_>
Члены комиссии С<_>
О<_>
К<_>
С<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 ноября 2014 г. N 86-0В-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016