Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 1641- 05 (опубликовано 28 марта 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт.,
- ведущий специалист-эксперт.,
рассмотрев дело N 9419/05-2013 по факту распространения в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года рекламы "Региональный Центр Микрофинансирования", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рек-ламе:
- кредитного потребительского кооператива "Региональный центр микрофинансирования" (далее - КПК "Региональный центр микрофинансирования"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 66, - представитель не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения кооператива о месте и времени рассмотрения дела;
- общества с ограниченной ответственностью "Сити Плюс" (далее - ООО "Сити Плюс"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Энгельса, д. 21, - Н<_>ой Е.В. (доверен-ность от 10.01.2013, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Сити Симбирск" (далее - ООО "Сити Сим-бирск"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Энгельса, д. 21, - представитель не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения общества о месте и времени рассмотрения дела;
заинтересованных лиц:
- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области), расположенного по адресу: 432011, г. Ульяновск, ул. Корюкина, д. 6, - Х,_>вой Ф.М. (доверенность N 03 от 12.03.2013, пас-порт);
- общества с ограниченной ответственностью "Газета "Сити" (далее - ООО "Газета "Си-ти"), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Бебеля, д. 30 а, - представитель не явился, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения общества о месте и времени рассмотрения дела, установила:
По факту распространения в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года рекламы "Региональный Центр Микрофинансирования", содержа-щей признаки нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" (служебная за-писка N 20 от 16.01.2013), Ульяновским УФАС России определением от 17.01.2013 возбуждено дело N 9419/05-2013. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены КПК "Региональный центр микрофинансирования" и ООО "Сити Плюс". Рассмотрение дела назначено на 14.02.2013.
Определением от 14.02.2013 срок рассмотрения дела N 9419/05-2013 продлен до 18.03.2013, к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки наруше-ния законодательства о рекламе, привлечено ООО "Сити Симбирск", в качестве заинтересованных лиц - ОПФР по Ульяновской области и ООО "Газета "Сити". Рассмотрение дела отложено и назначено на 14.03.2013.
В письменных пояснениях КПК "Региональный центр микрофинансирования" (исх. б/н от 12.02.2013, вх. N 1133 от 13.02.2013) и представителем кооператива на заседании Комиссии 14.02.2013 сообщено, что рассматриваемая реклама размещена в газете "Сити Симбирск" "Путе-водитель: товары и услуги" N 178 (1168) на основании договора N 446 от 11.09.2012, заключен-ного кооперативом с ООО "Сити Симбирск". Распространение рекламы в газете "Сити Сим-бирск" осуществлено без согласования оригинал-макета рекламы с директором КПК "Региональ-ный центр микрофинансирования", у кооператива утвержденный макет рекламы отсутствует. Мелким шрифтом в рекламе приведена вся необходимая информация: полное наименование кре-дитной организации, ОГРН, условия вступления в кооператив (размер паевого взноса, размер вступительного взноса), обложение налогом на доходы физических лиц в соответствии с Налого-вым кодексом Российской Федерации и условиями выдачи займов членам кооператива. Размер шрифта был выбран работниками ООО "Сити Плюс". КПК "Региональный центр микрофинансирования" принимает личные сбережения пайщиков, в том числе под 15% годовых на срок не более 1 года, сумма взноса при этом не ограничена. Между ООО "Сити Симбирск" и КПК "Региональный центр микрофинансирования" подписан акт выполненных работ N 2083 от 30.11.2012, подписание указанного документа производилось после выхода газеты в печать, поэтому КПК "Региональный центр микрофинансирования" не имел возможности не допустить нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Таким образом, в условиях отсутствия утвержденного макета ответственность за объем размещенной информации полностью лежит на ООО "Сити Симбирск".
В письменных пояснениях ООО "Сити Плюс" (исх. N 08 от 11.02.2013, вх. N 1073 от 11.02.2013) и представителем общества на рассмотрении дела 14.02.2013 и 14.03.2013 сообщено, что ООО "Сити Плюс" с выводами Ульяновского УФАС России не согласно, считает рекламу КПК "Региональный центр микрофинансирования" соответствующей требованиям законодатель-ства Российской Федерации о рекламе, что подтверждается судебной практикой, а именно судеб-ными актами по делам N А65-19661/2012, N А33-9532/2012 и N А40-53012/2012. Рекламная ин-формация, указанная по нижнему краю, читаема без специальных приспособлений. Данный факт подтверждается актом экспертного исследования, проведенного по заявлению общества Ульянов-ской городской общественной организацией защиты прав потребителей "Общественный кон-троль" (далее - УГООЗПП "Общественный контроль"). УГООЗПП "Общественный контроль" произведен опрос граждан г. Ульяновска, которые, имея различный уровень зрения, смогли без труда и специальных приспособлений для увеличения прочитать текст, указанный по нижнему краю рассматриваемой рекламы. Таким образом, в рекламе указана вся необходимая информация. Кроме того, в рекламе указаны номера телефонов, по которым потребители рекламы могут полу-чить всю необходимую информацию по рекламируемым услугам кооператива. Также в рекламе указано, что предложение не является офертой, заключение договора - только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании. ООО "Сити Плюс" считает, что определе-ние о возбуждении дела N 9419/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.01.2013 подписано (вынесено) лицом, не имеющим полномочий по рассмотрению дел, связанных с контролем законодательства о рекламе. На заседании комиссии 14.03.2013 представителем ООО "Сити Плюс" заявлено ходатайство о запросе сведений относи-тельно использования материнского капитала в ОПФР по Ульяновской области (сведения пред-ставлены отделением - исх. N 01/04-1897 от 11.03.2013, вх. N 1853 от 11.03.2013).
Представитель ООО "Сити Симбирск" на рассмотрение дела 14.03.2013 не явился, от об-щества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх. N 014 от 11.03.2013, вх. N 1906 от 12.03.2013). В письменных пояснениях (исх. N 013 от 11.03.2013, вх. N 1907 от 12.03.2013) ООО "Сити Симбирск" сообщило, что общество не согласно с определением по делу N 9419/05-2013 по признакам нарушения законодательства о рекламе, просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.
Представитель ООО "Газета "Сити" на рассмотрение дела 14.03.2013 не явился. В пись-менных пояснениях (исх. N 17 от 07.03.2013, вх. N 1908 от 12.03.2013) ООО "Газета "Сити" со-общило, что в период распространения в ноябре 2012 года рассматриваемой рекламы "Региональ-ный Центр Микрофинансирования" в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года юридическое лицо ООО "Газета "Сити" не было зарегистриро-вано, поэтому общество не может являться заинтересованным лицом по делу.
В письменных пояснениях ОПФР по Ульяновской области (исх. N 01/04-1897 от 11.03.2013, вх. N 1853 от 11.03.2013) и представителем учреждения на заседании комиссии 14.03.2013 сообщено, что в целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федерально-го закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") на ор-ганы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - органы ПФР) возложены функции по выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее - МСК), приему и рассмотрению заявлений о распоряжении средствами (частью средств) МСК и перечислению указанных средств.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной под-держки семей, имеющих детей" средства (часть средств) МСК могут быть использованы по сле-дующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий (погашение кредитов на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечных; уплата первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья; приобрете-ние жилого помещения по договору купли-продажи; уплата цены договора участия в долевом строительстве; строительство индивидуального жилого дома с привлечением строительной орга-низации; строительство или реконструкция жилого дома без привлечения строительной организа-ции, то есть собственными силами; компенсация затрат за построенный (реконструированный) объект индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, оформленный в собственность после 01.01.2007; уплата вступительного взноса и (или) паевого взноса для членов жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооперати-ва); 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
По общему правилу в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" заявление о распоряжении средствами (частью средств) МСК может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения ребенка, с рождением которого выдан сертификат, за исключением использования средств (части средств) МСК на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилья. В этом случае заявление о распоряжении может быть подано в любое время независимо от возраста ребенка, с рождением которого выдан сертификат (ч. 6.1 ст. 7 указанного Федерального закона).
Перечень документов, представляемых с заявлением о распоряжении средствами МСК, в зависимости от выбранного направления использования средств определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 779н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала".
Организации, выдающие кредиты и займы, к которым относится КПК "Региональный центр микрофинансирования", не наделены полномочиями по работе со средствами МСК, по-скольку по действующему законодательству заявления о распоряжении средствами МСК с пол-ным комплектом документов владельцами сертификатов на МСК подаются в органы ПФР, кото-рые производят их оценку и выносят решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Таким образом, реклама КПК "Региональный центр микрофинансирования", гарантирую-щая безусловное получение средств материнского (семейного) капитала вводит потребителей в заблуждение относительно порядка и условий распоряжения средствами капитала.
В 2011 - 2012 годах по заявлениям о распоряжении средствами (частью средств) материн-ского (семейного) капитала в счет погашения задолженности по займам на приобретение жилья, выданным КПК "Региональный центр микрофинансирования", ОПФР по Ульяновской области произведено перечисление средств материнского (семейного) капитала на расчетный счет коопе-ратива на сумму 284 876 383,67 рублей по 782 заявлениям.
Исследовав материалы дела N 9419/05-2013, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Региональный Центр Микрофинансирования", размещенную в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услу-ги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующе-го.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России установлено, что в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года на странице 1 раз-мещена реклама "Региональный Центр Микрофинансирования", содержащая признаки нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 20 от 16.01.2013).
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы указано: "РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования". Ниже в левой части размещено фотографическое изображение ребенка, в правой - текст: "Спешите использовать! Материнский капитал". Ниже выполнена надпись: "Не надо ждать 3 года!". В нижней части рекламы указанно: "Личные сбережения 15% годовых", "ул. Радищева, 66, ул. Минаева, 3 (ТЦ "Континент", 2 этаж), /изображение телефонной трубки/ 8-844-72-04-72, /изображение телефонной трубки/ 8-964-855-96-77".
По нижнему краю рекламы очень мелким шрифтом (прописные буквы - менее 1 мм) приве-ден текст (для воспроизведения текста использованы увеличивающие средства оргтехники): "Кредитный Потребительский Кооператив "Региональный Центр Микрофинансирования". Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток). При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются. Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1). Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству. Валюта - рубли РФ. Начисление процентов - ежемесячное. Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица. Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб. При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается. При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе. Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива. Действует резервный фонд. Свидетельство 73N001930237 выд. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 10.02.2010 г. Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании".
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кре-дитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного стра-хования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются финансовые услуги кооператива с использованием материнского капитала без временного ограничения ("Не надо ждать 3 года!"), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 15% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
Согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", распорядиться указанными средствами возможно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 статьи 7. Согласно ч. 6.1 ст. 7 данного закона заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа) заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Таким образом, использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в любое время со дня рождения (усыновления) второго третьего ребенка или последующих детей ("Не надо ждать 3 года!") возможно только на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа).
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
КПК "Региональный центр микрофинансирования" с использованием материнского капи-тала предоставляет членам кооператива целевые займы на приобретение жилья. В соответствии с данными ОПФР по Ульяновской области в 2011 - 2012 года по заявлениям о распоряжении сред-ствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в счет погашения задолженности по займам на приобретение жилья, выданным КПК "Региональный центр микрофинансирования", произведено перечисление средств материнского (семейного) капитала на расчетный счет коопе-ратива на сумму 284 876 383,67 рублей по 782 заявлениям.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама "Региональный Центр Микрофинансирования" в части информации: "Спешите использовать! Материнский капитал. Не надо ждать 3 года!" вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует ин-формация о том, что использовать материнский (семейный) капитал до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей возможно только на погашение займа на приобретение (строительство) жилых помещений.
Кроме того, реклама создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК "Ре-гиональный центр микрофинансирования" участвует в процедуре распределения средств на получение материнского капитала, что также вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно о том, что КПК "Региональный центр микрофинансирования" лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала. Поскольку объектом рекламирования в данном случае услуга по предоставлению займов не является, а фразы "материнский капитал", "не надо ждать 3 года!" и "личные сбережения" в рекламе приведены наиболее крупными буквами одна над другой, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно с п. 18.3 устава КПК "Региональный центр микрофинансирования" по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кооператива, передает коопе-ративу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Протоколом N 5.1 от 25.03.2010 общего собрания членов КПК "Региональный центр мик-рофинансирования" установлен вступительный взнос всем категориям граждан для вступления в кооператив в размере 100,00 рублей, паевый взнос - 400,00 рублей. Лимит по договорам о переда-че личных сбережений пайщика установлен в сумме до 300 000,00 рублей.
Кроме того, протоколом б/н от 19.09.2012 общего собрания членов КПК "Региональный центр микрофинансирования" по договорам о передаче личных сбережений установлены следую-щие размеры компенсаций за использование личных сбережений пайщиков кооператива:
Вид сбережений Срок
хранения Сумма,
рублей Размер компенсации,
годовых
"Срочный" 3 месяца от 10 000,00 13,0%
"Среднесрочный" 6 месяцев от 15 000,00 14,0%
"Мой доход" 12 месяцев от 25 000,00 15,0%
"Накопительный" 12 месяцев от 500 000,00 17,0%
"Пенсионный" 12 месяцев от 30 000,00 17,0%
В рекламе "Региональный Центр Микрофинансирования" сообщается одно условие по ус-луге по приему сбережений: процентная ставка - 15% годовых, которая соответствует виду сбере-жений "Мой доход", но не содержатся иные условия, определяющие сумму доходов, которые по-лучат воспользовавшиеся услугой лица (даже с учетом текста, приведенного по нижнему краю рекламы мелким шрифтом). В частности, в рекламе отсутствует информация о минимальной (25 000 рублей) и максимальной (300 000 рублей) суммах принимаемых кооперативом личных сбережений вида "Мой доход", о сроке хранения сбережений (12 месяцев) и др.
Кроме того, в тексте, приведенном по нижнему краю рекламы мелким шрифтом, содержат-ся условия, противоречащие друг другу, относительно начисления процентов: "При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются" и "Начисление процентов - ежемесячное". Из рекламы неясно, каким образом начисляются проценты по виду сбережений "Мой доход" при изъятии денежных средств досрочно, но после их нахождения целое число месяцев: не начисля-ются вообще или начисляются за целое число месяцев.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" в рассматри-ваемой рекламе приведено только одно условие по услуге по приему сбережений, но отсутствуют иные условиях оказания услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшие-ся услугами лица.
Комиссия не может согласиться с доводами ООО "Сити Плюс" о том, что в рекламе указа-ны номера телефонов, по которым потребители рекламы могут ознакомиться со всеми условиями оказания рекламируемых услуг кооператива, что свидетельствует об отсутствии в рекламе нару-шения рекламного законодательства, в связи со следующим.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются финансовые услуги. Фе-деральный закон "О рекламе" предъявляет специальные требования к рекламе финансовых услуг. Согласно п. 2 ч. 2. ст. 28 указанного Федерального закона реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий. То есть потребитель имеет право получить предусмотренную законом информацию о финансовых услугах непосредственно из рекламы. Информация о возможности уточнения по телефону либо в офисе КПК "Региональный центр микрофинансирования" подробностей о рекламируемых финансовых услугах по приёму личных сбережений и выдаче займов на приобретение жилья средствами МСК не отменяет требования ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2. ст. 28 Федерального закона "О рекламе" к рекламе кооператива.
Поскольку распространенная реклама финансовой услуги по сбережению денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существен-ной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способ-ная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страхо-вых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фами-лию, имя, отчество).
Нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" в рекламе "Региональный Центр Микрофинансирования", размещенной в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услу-ги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года, Комиссия не усматривает, поскольку в рекламе формально наименование юридического лица приведено: "Кредитный Потребительский Кооператив "Регио-нальный Центр Микрофинансирования". Вместе с тем, Комиссия считает, что для ряда потреби-телей рекламы указанная информация может быть недоступна из-за исполнения текста очень мел-ким шрифтом черного или темно-серого цвета на темно-зеленом фоне, то есть из-за мелкого шрифта и низкой контрастности текста и фона рекламы.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч. 2 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На момент распространения рекламы "Региональный Центр Микрофинансирования" учре-дителем газеты "Сити Симбирск" являлось ООО "Сити Плюс" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 73-00100 от 03.11.2009). С 24.12.2012 учредителем га-зеты является ООО "Газета "Сити" (согласно свидетельству о регистрации средства массовой ин-формации ПИ N ТУ 73-00300 от 24.12.2012).
Публикация указанной рекламы в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услу-ги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года осуществлялась на основании договора N 446 от 11.11.2012, заключенного между КПК "Региональный центр микрофинансирования" (заказчик) и ООО "Сити Симбирск" (исполнитель). В свою очередь, ООО "Сити Симбирск" заключен агентский договор N 81 от 15.12.2009 с ООО "Сити Плюс".
Кроме газеты "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года реклама "Региональный Центр Микрофинансирования" размещена также в других но-мерах газеты "Сити Симбирск" (N 172 (1162) за 19.10.2012 - страница 13, N 193 (1183) за 23.11.2012 - страница 11).
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК "Региональный центр мик-рофинансирования", а рекламораспространителем - ООО "Сити Плюс".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч. ч. 2 ст. 28 Федерального за-кона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Фе-дерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законода-тельства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Региональный Центр Микрофинансирования", размещенную в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года, ненад-лежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать кредитному потребительскому кооперативу "Региональный центр микрофинансирования" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28.03.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
КПК "Региональный центр
микрофинансирования"
ул. Радищева, д. 66, г. Ульяновск, 432017
ПРЕДПИСАНИЕ N 6
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
14.03.2013 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт
- ведущий специалист-эксперт
на основании своего решения от 14.03.2013 по делу N 9419/05-2013 о признании рекламы "Региональный Центр Микрофинансирования", размещенной в газете "Сити Симбирск" "Путеводитель: товары и услуги" N 178 (1168) за ноябрь 2012 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Кредитному потребительскому кооперативу "Региональный центр микрофинанси-рования", расположенному по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 66, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу "Региональный Центр Микрофинансирования", в которой отсутствуют следующие сведения: часть существенной информации относительно использования средств материнского капитала при выдаче кооперативом целевых займов на приобретение жилья, а также условия (кроме указанных в рекламе), влияющие на сумму доходов, которые получат потребители воспользовавшиеся услугой по приему личных сбережений под 15% годовых, в соответствие с требованиями части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" либо прекратить её распространение.
2. Кредитному потребительскому кооперативу "Региональный центр микрофинанси-рования", расположенному по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 66, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 апреля 2013 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения за-конодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на долж-ностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 1641- 05 (опубликовано 28 марта 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016