Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 26 января 2015 г. N 02-38/26Р-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <>
рассмотрев дело N 02-38/26р-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в школах города Магадана "бесплатных" билетов на цирковое шоу "Цирк парад-алле" от Московского продюсерского центра "Империя зрелищ" с нарушением требований частей 2 и 3 статьи 6, части 11 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствии представителей:
- заявителя - <>
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (ООО "ЦТО "Манеж и сцена"), уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, установила:
Магаданским УФАС России рассмотрено заявление гр-ки <> от 28.11.2014 (вх. N 02/4223 от 28.11.2014) по факту распространения в ноябре-декабре 2014 года в школах г. Магадана представителями Московского продюсерского центра "Империя зрелищ" информации рекламного характера относительно предстоящего циркового шоу с нарушением требований рекламного законодательства.
Заявитель указывает, что красочно описывая происходящие на сцене действия, употребляя названия и имена героев современных мультфильмов, фильмов и компьютерных игр, организаторы шоу, тем самым, побуждают несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести билеты на рекламируемое цирковое представление. Раздавая детям так называемые "бесплатные" билеты, призывая раскрасить картинки, принести их на представление и получить "бесплатный" подарок, говоря о том, что дети до пяти лет, а также каждый третий проходят "бесплатно", создают у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, что является нарушением статьи 6 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По результатам рассмотрения заявления и приложенной к нему рекламной листовки установлено следующее.
На первой странице рекламной листовки красочно изображен герой компьютерной игры Ассасин с идущим рядом леопардом и указано: "Цирк парад-алле. БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ". Здесь же, на второй половине листа, размещен черно-белый рисунок, над которым содержится надпись: "Раскрась рисунок и получи подарок БЕСПЛАТНО!".
На оборотной стороне листовки указано следующее: "Внимание! Акция! при покупке 2-х билетов в кассе цирка 3-е место получите СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!" На второй половине листа (справа) содержится следующий текст: "Впервые в Магадане только 2 дня Московский продюсерский центр "Империя зрелищ"_ Дети до 5 лет - БЕСПЛАТНО1. Розыгрыш планшета на выступлении! бесплатная доставка билетов."
Установлено также, что одновременно с указанными листовками распространялись и иные листовки с аналогичным содержанием, но в другом оформлении (в виде денежной купюры в зеленых тонах). При этом на обеих сторонах "купюры", помимо прочего, указано: "Цирк парад-алле САМОЕ ЛУЧШЕЕ МИРОВОЕ ШОУ".
Кроме того, красочные плакаты Цирка парад-алле распространялись посредством их повсеместного наружного размещения на улицах города Магадана, где также указано: "Дети до 5 лет - бесплатно. При покупке двух билетов третье место - БЕСПЛАТНО. Розыгрыш планшета на выступлении".
В целях установления рекламораспространителя вышеназванной рекламной информации Магаданским УФАС России был сделан запрос в МАУК г. Магадана "Центр культуры" (исх. N 01-10/3952 от 01.12.2014).
В ответ на указанный запрос представлены копии следующих документов (исх. N 483 от 05.12.2014): договора N 34 от 03.12.2014 "О совместном проведении мероприятия" (6 и 7 декабря 2014 г.) с ООО "Цирковое Творческое Объединение "Манеж и сцена" (далее - ООО "ЦТО "Манеж и сцена"), выписка из ЕГРЮЛ в отношении указанного Общества, свидетельство о ГРЮЛ, выписка из устава указанного юридического лица, доверенность от 03.09.2014, выданная на имя Ладыка С.Н. на представление интересов ООО "ЦТО "Манеж и сцена".
Из представленных документов установлено, что ООО "Цирковое Творческое Объединение "Манеж и сцена" (660006, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Каменная, д.10) зарегистрировано 01.06.2011 МИФНС N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1112468032269, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 07.08.2014 основным видом деятельности Общества является "прочая зрелищно-развлекательная деятельность".
1. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Закона о рекламе в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.
Распространение ООО "ЦТО "Манеж и сцена" информации рекламного характера, побуждающей к приобретению билетов на цирковое шоу, осуществлялось, в том числе, в школах города Магадана среди несовершеннолетних детей.
Формально в рекламных листовках содержится информация о цирковом представлении (красочное описание действий, происходящих на цирковой арене, с употреблением имен героев современных мультфильмов, фильмов, компьютерных игр), а в реальности данная информация манипулирует сознанием несовершеннолетних детей, подсознательно формирует установку на необходимость приобретения билета на рекламируемое представление и побуждает убедить в этом родителей или других лиц. Этому способствуют и предложения получения: бесплатного третьего билета (при условии покупки двух билетов), бесплатного подарка (тому, кто раскрасит рисунок на рекламном листке), бесплатной доставки билетов, а также розыгрыш планшета и уникальный конфетный дождь во время представления.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама ООО "ЦТО "Манеж и сцена" о цирковом представлении (с красочным описанием действий, происходящих на цирковой арене, употреблением имен героев современных мультфильмов, фильмов, компьютерных игр, обещанием лучшего мирового шоу, бесплатных подарков, розыгрыша планшета и уникального конфетного дождя во время представления), размещенная на рекламных листовках, распространенных в школах г. Магадана, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, содержит признаки ненадлежащей рекламы, так как в ней нарушены требования пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона о рекламе.
2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
На рекламных листовках, оформленных в виде денежной купюры, с обеих сторон указано: "Цирк парад-алле. Самое лучшее мировое шоу".
Словосочетание "Самое лучшее мировое шоу", использованное в рекламе, указывает на превосходство ООО "ЦТО "Манеж и сцена" над аналогичными хозяйствующими субъектами, осуществляющими показ зрелищных цирковых представлений. При этом, формулировка "самое лучшее мировое шоу" требует фактического и документального обоснования (в каком рейтинге, кем и по какому критерию шоу ООО "ЦТО "Манеж и сцена" признано лучшим мировым), иначе информация признается недостоверной, а реклама, соответственно, ненадлежащей.
Для признания шоу самым лучшим мировым шоу необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком положении, в противном случае реклама вводит потребителей в заблуждение и нарушает права потенциальных конкурентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на том же рынке услуг.
В рекламных листовках ООО "ЦТО "Манеж и сцена" не содержится никаких разъяснений, по которым предполагается заявленное мировое лидерство.
Таким образом, утверждение "самое лучшее мировое шоу" воспринимается как важный для потребителя показатель и определяет его выбор при приобретении билета на такое представление.
Как следствие, указанные действия Общества, представляющего свое цирковое шоу как лучшее мировое, вводят потребителей в заблуждение.
Таким образом, ООО "ЦТО "Манеж и сцена" нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В силу части 4 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1.2. Устава ООО "ЦТО "Манеж и сцена", утвержденного решением единственного участника Общества от 02.09.2013, Общество имеет полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Цирковое Творческое Объединение "Манеж и сцена", и сокращенное наименование - ООО "ЦТО "Манеж и сцена".
В рассматриваемых рекламных листовках отсутствует информация о фирменном наименовании и организационно-правовой форме юридического лица - организатора циркового представления (ООО "ЦТО "Манеж и сцена"), что указывает на нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, признается недостоверной.
Рассматриваемая реклама содержит указание на Московский продюсерский центр "Империя зрелищ".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет - http://egrul.nalog.ru/, в Российской Федерации отсутствует зарегистрированное юридическое лицо с наименованием "Московский продюсерский центр "Империя зрелищ".
Таким образом, ООО "ЦТО "Манеж и сцена" вводит потребителей в заблуждение относительно организатора представления ("Впервые в Магадане только 2 дня Московский продюсерский центр "Империя зрелищ"), чем нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о рекламе нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями и рекламораспространителями рекламного законодательства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе изготовитель либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо является рекламодателем, а лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств - рекламораспространителем.
ООО "ЦТО "Манеж и сцена", определившее объект рекламирования и содержания рекламы и осуществившее ее распространение, в том числе, в школах города Магадана, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе является рекламодателем и рекламораспространителем.
Следовательно, ООО "ЦТО "Манеж и сцена" должно нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, в действиях ООО "Цирковое Творческое Объединение "Манеж и сцена", выразившихся в распространении на территории города Магадана (в том числе в общеобразовательных учреждениях) рекламных листовок циркового шоу "Цирк парад-алле", содержатся признаки нарушения пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу циркового шоу "Цирк парад-алле", размещенную на рекламных листовках и распространявшуюся ООО "ЦТО "Манеж и сцена" в ноябре-декабре 2014 года на территории города Магадана (в том числе в общеобразовательных учреждениях), поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. В связи с прекращением распространения указанной рекламы предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме "26" января 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статей 198 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 26 января 2015 г. N 02-38/26Р-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016