Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 марта 2013 г. N 48 - 03/13
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 28 марта 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Елкина Анна Игоревна - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Берешкеев Данис Владимирович - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
в присутствии:
- представителя ООО "Коркинский экскаваторо - вагоноремонтный завод" (доверенность от 20.03.2013 N 12-Юр);
- представителя ООО "Коркинский экскаваторо - вагоноремонтный завод" (доверенность от 01.01.2013 N 5-Юр);
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области (доверенность от 19.11.2012);
- представителя ООО "Тепло и сервис" (доверенность от 10.12.2012),
рассмотрев дело N 48 - 03/13 по признакам нарушения ООО "Коркинский экскаваторо - вагоноремонтный завод" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление Администрации Копейского городского округа на действия ООО "Коркинский экскаваторо - вагоноремонтный завод" (далее - ООО "КЭВРЗ"), выразившиеся в невозобновлении подачи горячей воды в многоквартирные дома посёлка РМЗ Копейского городского округа Челябинской области, а именно: ул. Кыштымская, дом 10, ул. Международная, дома N 67 "А, Б,В", ул. Меховова, дома 1, 2, 2А, 6, 6А, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 21, 25, ул. Семенова, дома 7,9, 9А, 16, 23, 25, 25А, 27 (далее - Потребители), с 12 июня 2012 года по 31 июля 2012 года.
02.03.2009 между ООО "КЭВРЗ" (энергоснабжающая организация), ООО "Тепло и Сервис" (транспортирующая организация), ООО "Жилищная управляющая компания" (управляющая организация) и ООО "Расчетно - кассовый центр" (далее - ООО "РКЦ") заключен договор N 1/208 на обеспечение тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения.
01.09.2010 между вышеуказанными организациями заключен договор N 39 - Т на отпуск и передачу тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. Договор действует до 30.09.2011.
С 01.10.2011 по 31.07.2012 между вышеуказанными организациями письменный договор на отпуск и передачу тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения не заключался.
17.05.2012 ООО "КЭВРЗ" уведомило Администрацию Копейского городского округа о том, что с 28.05.2012 будет прекращена подача тепловой энергии Потребителям в связи с проведением планового ремонтных и профилактических работ.
12.06.2012 главным инженером ООО "Жилищная управляющая компания" и главным инженером ООО "Тепло и Сервис" составлен акт по факту отсутствия подачи тепловой энергии котельной ООО "КЭВРЗ".
26.06.2012 ООО "Жилищная управляющая компания" направило уведомление ООО "РКЦ" с просьбой не производить начисление за тепловую энергию (горячее водоснабжение) Потребителям, в связи с его отсутствием.
В последующем комиссия в составе главного инженера ООО "КЭВРЗ", главного инженера ООО "Жилищная управляющая компания" и директора ООО "Тепло и Сервис" составила акт о том, что с 01.08.2012 ООО "КЭВРЗ" была подана тепловая энергия (горячая вода) Потребителям.
01.08.2012 ООО "КЭВРЗ", ООО "Жилищная управляющая компания", ООО "Тепло и Сервис" и ООО "РКЦ" заключили договор N 1-08/2012-П на обеспечение тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения. Договор заключен сроком на один год.
Вместе с тем, с 28.05.2012 по 12.06.2012 ООО "КЭВРЗ" проводились плановые ремонтные и профилактические работы, в связи с чем, была прекращена подача тепловой энергии. Однако 12.06.2012 ООО "КЭВРЗ" подача тепловой энергии не возобновлена.
На заседании Комиссии представитель Администрации Копейского городского округа пояснил следующее.
На требованиях, изложенных в заявлении (от 02.08.2012 N 8238), настаивают в полном объёме.
Неподача тепловой энергии после окончания проведения плановых ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно - технического обеспечения горячего водоснабжения является нарушением прав собственников помещений многоквартирных домов.
Возможность у Потребителей получать тепловую энергию от иных хозяйствующих субъектов кроме ООО "КЭВРЗ" отсутствует, поскольку ООО "КЭВРЗ" является единственной организацией, которая может вырабатывать тепло и горячую воду для жителей п. РМЗ Копейского городского округа.
Переключение к близлежащим котельным невозможно в связи с их малой мощностью и отдалённостью, а также необходимостью строительства магистральных тепловых сетей для подключения, протяжённостью 5 - 7 км.
Копейский городской округ продолжает работу по уходу от неэффективных котельных и развивает направление по повышению надёжности и качества теплоснабжения потребителей тепловой энергии в городском округе.
Так, решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области 30.11.2011 N 397 утверждена программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Копейского городского округа на 2012 - 2020 годы, предусматривающая строительство новой котельной, которая будет отапливать п. РМЗ Копейского городского округа.
Представители ООО "КЭВРЗ" в письменных и устных пояснениях указали на следующее.
ООО "КЭВРЗ" является ресурсоснабжающей организацией для Потребителей п. РМЗ Копейского городского округа Челябинской области. Прямых договоров с потребителями не заключалось, т.к. Потребителями выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "Жилищная управляющая компания".
Причиной прекращения подачи тепловой энергии (горячего водоснабжения) Потребителям п. РМЗ Копейского городского округа с 28.05.2012 по 11.06.2012 стала остановка котельной на профилактический ремонт согласно законодательству РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09, п. 3.1.11).
Более срока, установленного законодательством РФ, подача тепловой энергии не возобновлялась в связи с наличием задолженности ООО "Жилищная управляющая компания" перед ООО "КЭВРЗ", а также незаключением договора.
27.07.2012 в Администрации Копейского городского округа состоялось совещание под председательством начальника управления жилищного коммунального хозяйства по вопросу отсутствия горячего водоснабжения в п. РМЗ Копейского городского округа Челябинской области. На основании решения вышеуказанного совещания (протокол N 1 от 27.07.2012) с 01.08.2012 произведён запуск котельной и подача тепловой энергии (горячее водоснабжение) потребителям п. РМЗ Копейского городского округа.
Представитель заинтересованного лица ООО "Тепло и Сервис" в устных пояснениях указал на следующее.
Требования, изложенные в заявлении Администрации Копейского городского округа, поддерживают в полном объёме.
Невозобновление подачи горячей воды (с 12.06.2012 по 31.07.2012) является нарушением прав собственников помещений многоквартирных домов п. РМЗ Копейского городского округа.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО "КЭВРЗ" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
1). Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Челябинским УФАС России проведён анализ конкуренции на рынка услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) п. РМЗ Копейского городского округа Челябинской области за 2012 год. На основании проведённого анализа доля ООО "КЭВРЗ" на рынке услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) п. РМЗ Копейского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает 50%. Следовательно, положение ООО "КЭВРЗ" на указанных рынках по итогам 2012 года, следует признать доминирующим.
Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" гласит: "Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом".
Антимонопольный орган во исполнение своих функций вправе устанавливать наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства со стороны данных субъектов при проведении анализа фактов, имевших место в прошлом и на данный момент прекратившихся.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что ООО "КЭВРЗ" на рынке услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) п. РМЗ Копейского городского округа Челябинской области по итогам 2012 года занимает доминирующее положение, следовательно, в силу своего доминирующего положения ООО "КЭВРЗ" обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.
2). Федеральным законом от 30.03.1999 N 52 - ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения) закреплено понятие государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы. Согласно данному закону государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы это - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением главного Государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - Санитарные правила). Указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицам. Индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Пунктом 3.1.11 раздела 3 Санитарных правил установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно материалам дела ООО "КЭВРЗ" уведомило Администрацию Копейского городского округа о том, что с 28.05.2012 будет прекращена подача тепловой энергии Потребителям в связи с проведением планового ремонтных и профилактических работ (письмо от 17.05.2012 N 307).
С 28.05.2012 ООО "КЭВРЗ" была прекращена подача тепловой энергии Потребителям п. РМЗ Копейского городского округа для проведения плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
Материалами дела подтверждается, что к 11.06.2012 ремонтные и профилактические работы ООО "КЭВРЗ" были выполнены, следовательно, подача теплового ресурса Потребителям п. РМЗ Копейского городского округа могла быть осуществлена 12.06.2012. Однако, 12.06.2012 подача тепловой энергии ООО "КЭВРЗ" не возобновлена.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, закреплён режим обеспечения населения услугами по теплоснабжению.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчинённости, форм собственности и организационно-правовой формы.
В пункте 3 Правил установлено, что потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с названным пунктом Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с пунктом 6 Правил к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединённой сети в жилое помещение. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами (пункт 4 Правил).
Согласно нормативным требованиям ГОСТа Р 51617-2000 режим оказания услуг по предоставлению горячего водоснабжения должен обеспечивать непрерывность потребления и являться постоянным, за исключением времени перерывов для ремонтных и профилактических работ (п. 4.12).
Нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами могут осуществлять только производители энергии, в данном случае - ООО "КЭВРЗ".
Согласно пункту 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утверждён Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
В ходе заседания Комиссии установлено, что из-за задолженности ООО "Жилищная управляющая компания" перед поставщиком энергоресурса, ООО "КЭВРЗ" 12.06.2012 не возобновило подачу горячего водоснабжения в жилые дома Потребителям п. РМЗ Копейского городского округа (акт обследования тепловых сетей от 12.06.2012).
Фактически ООО "КЭВРЗ" возобновило подачу тепловой энергии только 01.08.2012 (акт комиссионного обследования от 01.08.2012).
Как следует из содержащихся в материалах дела ведомостям неплательщиков по объектам, расположенным по адресам: ул. Кыштымская, дом 10, ул. Международная, дома N 67 "А, Б,В", ул. Меховова, дома 1, 2, 2А, 6, 6А, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 21, 25, ул. Семенова, дома 7,9, 9А, 16, 23, 25, 25А, 27, на 12.06.2012 не все собственники жилых помещений имеют задолженность за горячее водоснабжение, а у тех собственников жилых помещений, у которых имеется такая задолженность, в большинстве случаев срок не превышает 6 месяцев.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Порядка ООО "КЭВРЗ" обязано было обеспечить Потребителям п. РМЗ Копейского городского округа бесперебойную подачу теплоснабжения.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что по существу была прекращена подача тепловой энергии не ООО "Жилищная управляющая компания", а конкретным потребителям, в том числе тем, которым отключение тепловой энергии не допускается в связи с тем, что они являются добросовестными плательщиками.
На основании изложенного Комиссия квалифицирует указанные действия ООО "КЭВРЗ" как ущемление интересов третьих лиц (жильцов жилищных фондов ООО "Жилищная управляющая компания"), полностью выполнивших обязательства по оплате за полученную тепловую энергию, что прямо противоречит части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать положение ООО "Коркинский экскаваторно - вагоноремонтный завод" на рынке услуг по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) на территории поселка РМЗ Копейского городского поселения Челябинской области за 2012 год доминирующим;
Признать действия ООО "Коркинский экскаваторно - вагоноремонтный завод", выразившиеся в невозобнавлении с 12.06.2012 подачи горячей воды в многоквартирные дома поселка РМЗ Копейского городского округа Челябинской области, а именно: ул. Кыштымская, дом 10, ул. Международная, дома N 67 "А, Б, В", ул. Меховова, дома 1, 2, 2А, 6, 6А, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 21, 25, ул. Семенова, дома 7, 9, 9А, 16, 23 25, 25А, 27, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
Производство по делу, возбужденному в отношении ОО "Коркинский экскаваторно - вагоноремонтный завод", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
А.И. Елкина
Д.В. Берешкеев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 марта 2013 г. N 48 - 03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016