Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 24 ноября 2014 г. N 3/8-2014
Резолютивная часть решения оглашена "19" ноября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "24" ноября 2014 года
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:< --- >
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Лошкарева Г.А. о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов - управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
10 ноября 2014 года Тульским УФАС России была принята к рассмотрению жалоба индивидуального предпринимателя Лошкарева Г.А. (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, при проведении торгов: открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула без предоставления субсидий из городского бюджета (далее - Конкурс), связанные с нарушением требований антимонопольного законодательства.
1. По мнению заявителя, объединение организатором торгов в каждом лоте конкурса 9 и больше маршрутов (Лот N1 - 12 маршрутов (206 автобусов), Лот N2 - 10 маршрутов (207 автобусов), лот N3 - 9 маршрутов (205 автобусов)) городского пассажирского транспорта, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между перевозчиками на стадии их участия в конкурсе, необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, поскольку ни один индивидуальный предприниматель, осуществляющий пассажирские перевозки в муниципальном образовании город Тула, не имеет такого количества транспортных средств.
2. Заявитель также считает, что Организатором торгов не был объявлен состав конкурсной комиссии, а также принцип ее комплектования. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, исключает возможность установить факт предвзятости членов комиссии, лишает участника возможности оспорить ее состав или заявить отвод члену комиссии, заинтересованному лицу в исходе Конкурса.
3. Заявитель также полагает, что конкурсная документация содержит требования, противоречащие Положению о порядке проведения торгов на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула (далее - Положение), утвержденному постановлением администрации г.Тулы от 06.10.2014 N 3188: пункт 3.4 Конкурсной документации содержит иные основания недопуска заявителя к участию в конкурсе, чем предусмотрены пунктом 3.9 Положения.
4. Заявитель считает, что каждый маршрут является самостоятельным объектом, технологически не связанным с другими, поэтому Конкурс должен проводиться на право обслуживания каждого маршрута отдельно.
5. Заявитель также считает, что в соответствии с частью 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета, однако Организатор торгов проводит Конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула без предоставления субсидий из городского бюджета. При этом, практически одновременно с Конкурсом Организатор торгов проводит конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула с предоставлением субсидий из бюджета муниципального образования город Тула.
Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.
16 октября 2014 года Организатором торгов - управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы на официальном сайте администрации города Тулы www.tula.ru было размещено информационное сообщение (извещение) о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула без предоставления субсидий из городского бюджета (далее - Извещение от 16.10.2014 г.). Также вышеуказанная информация была опубликована в СМИ - общественно-политической региональной газете "Тула" (N 40 от 16.10.2014 г.).
В соответствии с дефисом 3 пункта 3.3 Положения, извещение должно содержать, в том числе, описание маршрута или комплекса маршрутов регулярных перевозок, по которым проводится конкурс.
В разделе 4 Извещения от 16.10.2014 г. в Лот N 3 был включен маршрут N 51 с указанием требуемого количества транспортных средств, однако в разделе 3 вышеуказанного Извещения в "описании комплекса маршрутов регулярных перевозок" маршрут N 51 отсутствует.
Таким образом, Извещение от 16.10.2014 г. содержит противоречащие друг другу нормы, не позволяющие претендентам на участие в Конкурсе (неограниченному кругу лиц) однозначно определить необходимое для участия в Конкурсе количество транспортных средств, а также перечень (описание) маршрутов, по которым необходимо осуществлять перевозки пассажиров и багажа.
30 октября 2014 года Организатором торгов вносятся изменения в Извещение от 16.10.2014 г. Информация о внесении изменений в информационное сообщение была размещена на официальном сайте администрации города Тулы www.tula.ru и опубликована в СМИ - общественно-политической региональной газете "Тула" (N 42 от 30.10.2014 г.) (далее - Извещение от 30.10.2014 г.).
Изменения заключались во включении в "Описание комплекса маршрутов регулярных перевозок" трех маршрутов: N 8 (д. Судаково - Завод торгового оборудования), N 10 (д. Маслово - ЖК "Парус") и N 51 (ОАО "Балтика" - с.Архангельское). Также, вышеуказанные маршруты (N 8, N 10 и N 51) были включены в Лоты Конкурса (маршрут N 8 и N 10 - в Лот N 1; маршрут N 51 - в Лот N 3) с указанием требуемого количества транспортных средств.
Включение в Извещение от 30.10.2014 г. дополнительных маршрутов, по мнению Комиссии, является существенным условием участия претендентов в Конкурсе, т.к. претендентам на участие в Конкурсе (в том числе в случае подачи заявок за период с 16.10.2014 по 30.10.2014 г.) необходимо изыскать дополнительные транспортные средства для перевозки пассажиров и багажа по ранее не планированным маршрутам N 8,N 10 и N 51, увеличить штат работников необходимой квалификации, собрать необходимые дополнительные документы (копии свидетельств о регистрации транспортных средств и т.п.), заключить дополнительные и/или внести изменения в уже заключенные договора об обязательном страховании гражданской ответственности и т.д.
Процедура (порядок) проведения Конкурса федеральным законодательством не урегулирована. На данные правоотношения распространяются общие нормы о торгах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ "если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения"
На выполнение требований конкурсной документации, а также на подачу заявок новыми претендентами, и внесения изменений в ранее поданные заявки на участие в Конкурсе (в случае такой подачи), после внесения в Извещение от 30.10.2014 г. вышеуказанных существенных изменений у претендентов оставалось 18 дней. То есть фактически, при новом формировании двух из трех Лотов (включая количество требуемых транспортных средств категории М2 и М3) время подачи заявок на участие в Конкурсе составило 18 дней, что не соответствует сроку, предусмотренному пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, что создает условия ограничения неограниченному числу лиц (претендентам на участие в Конкурсе) доступа к участию в Конкурсе и противоречит требованиям части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Комиссией также было установлено, что в Извещении от 30.10.2014 г. опубликованном в СМИ - общественно-политической региональной газете "Тула" (N 42 от 30.10.2014 г.), в разделе 3 "Описание комплекса маршрутов регулярных перевозок" отсутствует маршрут N 51, который, однако, был включен в Лот N 3. В то время, на официальном сайте администрации города Тулы www.tula.ru, в Извещении от 30.10.2014 г. в разделе 3 "Описание комплекса маршрутов регулярных перевозок" данный маршрут присутствует и также включен в Лот N 3.
Таким образом, Извещение от 30.10.2014 г. содержит противоречащие друг другу нормы, не позволяющие претендентам на участие в Конкурсе (неограниченному кругу лиц) однозначно определить необходимое для участия в Конкурсе количество транспортных средств, а также перечень (описание) маршрутов, по которым необходимо осуществлять перевозки пассажиров и багажа.
На момент принятия жалобы Тульским УФАС России к рассмотрению Заявитель заявку на участие в Конкурсе не подавал. Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, не подавшие заявки на участие в торгах вправе обжаловать нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Лошкарева Г.А. о нарушении антимонопольного законодательства Организатором торгов - управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) при проведении торгов обоснованной в части.
Признать Организатора торгов - управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) нарушившим часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Выдать Организатору торгов - управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов, связанных с организацией выполнения перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула, выделить их, включая аналогичные вопросы, изложенные в заявлении ООО "Единая транспортная компания" в отдельное дело.
Оснований для принятия иных мер в отношении Организатора торгов - управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ N 80
24.11.2014 г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 24.11.2014 по жалобе N 3/8-2014 о нарушении управлением по транспорту и дорожному хозяйству (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2) части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Управлению по транспорту и дорожному хозяйству прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в не продлении срока приема заявок на участие в конкурсе после размещения 30.10.2014 г. на официальном сайте администрации города Тулы и публикации в СМИ - общественно-политической региональной газете "Тула" (N 42 от 30.10.2014 г.) информации о проведении торгов: открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах муниципального образования город Тула без предоставления субсидий из городского бюджета (далее - Извещение), внесении существенных изменений в Извещение, размещенное 16.10.2014 г. на официальном сайте администрации города Тулы и публикации в СМИ - общественно-политической региональной газете "Тула" (N 40 от 16.10.2014 г.), а именно:
-внести соответствующие изменения в извещение от 30.10.2014 г. о проведении торгов - Конкурса.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24 ноября 2014 г. N 3/8-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016