Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 17 ноября 2014 г. N Т14/139
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т14/139 по жалобе ОАО "Ишимагрострой" на действия ОАО "СУЭНКО" при проведении открытого запроса предложений N 196/2014 (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31401618292) на выполнение комплекса мероприятий в целях осуществления технологического присоединения (лот N 2 и 3), установила:
В Тюменское УФАС России 07.11.2014 г. поступила жалоба ОАО "Ишимагрострой" о нарушении заказчиком и его закупочной комиссии действующего законодательства при проведении запроса предложений N 196/2014.
Заявитель обжалует действия закупочной комиссии заказчика, принявшей решении об отклонении заявки общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации
В свою очередь заявитель полагает, что представленные им в составе заявке документы и сведения полностью соответствуют заявленным требованиям заказчика, что позволяет выполнить работы, предусмотренные документацией о закупке.
Помимо этого, в качестве обоснования неправомерных действия заказчика при осуществлении указанной закупки, заявитель указывает на установление в закупочной документации завышенных требований к участникам закупки в части необходимости предоставления в составе заявки сметного расчета, ссылаясь при этом на отсутствие исходных данных для учета всех затрат при составлении данного сметного расчета.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО "Ишимагрострой" признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого запроса предложений, а также письменные возражения на жалобу заявителя (письмо исх. N 14213 от 14.11.2014 г.) согласно которых заявка Общества была правомерно отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным документацией о закупке. Кроме того, у заявителя отсутствуют правовые основания для обжалования действий организатора закупки и закупочной комиссии, поскольку оспариваемые действия не указаны в ч.10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.
В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель Общества конкретизировал заявленные требования в части исключения из жалобы довода о неправомерном отклонении заявки по основанию отсутствия в заявке ОАО "Ишимагрострой" решения об одобрении крупной сделки и годовой бухгалтерской отчетности за 2013 г. с отчетом о финансовой деятельности предприятия, поскольку в протоколе рассмотрения заявок указанное основание не содержалось. При этом, представитель устно дополнил жалобу в части необходимости проверки заявки ООО "Центр энергетического сервиса", признанного победителем запроса предложений N 196/2014. По мнению, заявителя, указанный участник закупки не мог быть допущен к участию в запросе предложений, поскольку в нарушение требований закупочной документации в его заявке отсутствовали документы, касающиеся финансовой отчетности, а именно годовая бухгалтерская отчетность за 2013 г., отчет о прибылях и убытках.
Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
ОАО "СУЭНКО" является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Советом директоров ОАО "СУЭНКО" во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "СУЭНКО" (протокол заседания Совета директоров ОАО "СУЭНКО" от 11.06.2014 г.).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО "СУЭНКО" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www: zakupki.gov.ru 11.06.2014 г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
21.10.2014 (МСК+2) извещением 31401618292 на официальном сайте ОАО "СУЭНКО" объявлено о проведении закупки - открытого запроса предложений N 196/2014 на выполнение комплекса мероприятий в целях осуществления технологического присоединения.
Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки порядок подведения итогов запроса предложений и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (28.10.2014 в 17:00 (МСК+2) на участие в указанном открытом аукционе по лотам N2 и 3 поступило 2 заявки, в частности, от ООО "Центр энергетического сервиса" и ОАО "Ишимагрострой"
29.10.2014 г. закупочная комиссия ОАО "СУЭНКО" рассмотрела заявки, поступившие на участие в указанном запросе предложений на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в закупочной документации, по результатам чего был составлен протокол N 196/2014-1 от 29.10.2014 г. (опубликован на официальном сайте 10.11.2014 09:22 (МСК+2).
Как усматривается из содержания указанного протокола, ОАО "Ишимагрострой" было отказано в допуске к участию в закупке по следующему основанию: "не представлен сметный расчет (калькуляция затрат) несоответствующей требованиям законодательства и настоящей документации о закупке, а также указанные замечания закупочной комиссии не были устранены в установленный срок".
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, в случае установления заказчиком требования о соответствии участника закупки установленным требованиям, заказчик должен установить соответствующий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в закупке.
Согласно п.1.3.5 документации о закупке прилагаемые к заявке на участие в запросе предложений N 196/2014 документы должны составляется по формам, установленным для них настоящей документацией о закупке. При этом, прилагаемый к заявке сметный расчет, являющийся приложением к договору, должен быть составлен в соответствии с требованиями законодательства на основании проекта договора и технической документации, являющимися приложением к настоящей документации.
Как следует из представленных в материалы дела документов и подтверждается пояснениями сторон, ОАО "Ишимагрострой" при составлении сметного расчета не были предусмотрены все виды работ, которые отражены в техническом задании на выполнение работ: N ИШ-14-0023/10988 от 03.09.2014 г. (лот N2) и ИШ-14-0024/10990 от 03.09.2014 г. (лот N3), в частности, не был предусмотрен расчет на замену плавкой вставки предохранителей.
При этом, как пояснил представитель заказчика, на основании ч.2 п.1.5.1 документации о закупке в адрес ОАО "Ишимагрострой" посредством электронной почты были направлены указанные замечания комиссии (письмо от 29.10.2014 г. исх.N 13514) в которых Обществу было предложено представить исправленный сметный расчет, в котором предусмотреть замену плавкой вставки предохранителей. В качестве подтверждения направления письма, заказчиком представлен скрин-шот (графическое изображение снимка экрана) об отправке на электронный адрес: ias1955@mail.ru 29.10.2014 г.16.22, при этом из данного скрин-шота также следует, что после отправки сообщения на почтовый сервер заказчика пришло сообщение следующего содержания: "Доставка этим получателем или группам выполнена, но сервер назначения не прислал уведомления о доставке".
В свою очередь представитель заявителя сообщил, что ОАО "Ишимагрострой" ни по электронной почте, никаким иным способом связи не получало замечаний заказчика и узнало об этом только после ознакомления с протоколом N 196/2014-1 от 29.10.2014 г.
Согласно п. 1.5.1 документации о проведении запроса предложений N 196/2014 после вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме), полученные заявки проходят процедуру рассмотрения на предмет соответствия требованиям закупочной документации, по результатам которой закупочной комиссией принимается решение о допуске претендента к участию в закупке или об отказе в таком допуске.
Заявка на участие в закупке признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящей документации, извещению о закупке, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в законе и (или) в настоящей документации.
В том случае, если для обоснования ценового предложения участника закупки в документации о закупке установлено требование о представлении сметного расчета (калькуляции затрат), а приложенный к заявке потенциального поставщика сметный расчет (калькуляция затрат) не соответствует требованиям законодательства и (или) документации о закупке, заказчик направляет такому участнику замечания для исправления с указанием срока для представления исправленного сметного расчета. Данный срок не может быть позднее, чем установленная документацией о закупке дата окончания рассмотрения заявок комиссией.
В п.1.1.6 настоящей документации перечислены случаи, являющиеся основаниями для отказа в допуске к участию в закупке, в числе которых указано - непредоставление участником документов, предусмотренных пп. 2 - 8, 10-14 п. 1.3.2. закупочной документацией либо предоставление документов, оформленных ненадлежащим образом (в т.ч. несоответствие требованиям законодательства и (или) документации о закупке сметного расчета (калькуляции затрат) при условии неустранения в установленный срок замечаний закупочной комиссии.
Повторно представленный потенциальным поставщиком сметный расчет (калькуляция затрат) рассматривается закупочной комиссией. По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией принимается решение о допуске претендента к участию в закупке или об отказе в таком допуске.
В п.1.1.6 настоящей документации перечислены случаи, являющиеся основаниями для отказа в допуске к участию в закупке, в числе которых указано - непредоставление участником документов, предусмотренных пп. 2 - 8, 10-14 п. 1.3.2. закупочной документацией либо предоставление документов, оформленных ненадлежащим образом (в т.ч. несоответствие требованиям законодательства и (или) документации о закупке сметного расчета (калькуляции затрат) при условии неустранения в установленный срок замечаний закупочной комиссии.
Аналогичные условия проведения закупки содержатся также и в Положении о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "СУЭНКО" (Положение о закупках).
Таким образом, действуя в рамках своих полномочий, определенных Положением о закупках и закупочной документацией, оценивая заявку Общества на предмет соответствия требованиям документации, закупочная комиссия сделала правильный вывод о несоответствии заявки установленным требованиям, части надлежащего оформления документов в составе заявки, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы в указанной части.
В части довода заявителя о наличии в закупочной документации завышенных требований к участникам закупки в части необходимости предоставления в составе заявки сметного расчета, Комиссия признает его несостоятельным, поскольку, подав заявку на участие в спорной закупке, заявитель тем самым принял все условия запроса предложения, объявленные заказчиком, согласился с требованиями последнего к оформлению и содержанию заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, Комиссией была исследована заявка второго участника запроса предложений по лотам N 2 и 3 - ООО "Центр энергетического сервиса", который был признан победителем указанной закупки.
Так, согласно п.1.3.2. документации о закупке в числе документов, подлежащих обязательному представлению в составе заявке поименованы, в том числе, справка налогового органа об отсутствии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также копия годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (с отметкой налогового органа о приеме): бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Однако, заявка ООО "Центр энергетического сервиса" (по лотам N 2 и 3) не содержала обозначенных документов, в связи с чем на основании п.1.3.2., п. 1.5.1 документации о закупке подлежала отклонению.
При этом, Комиссия не принимает довод заказчика относительно того, что ООО "Центр энергетического сервиса" не могло представить указанные документы и сведения в силу объективных причин, в частности, незначительный срок осуществления своей деятельности (Общество создано в 2014 году) и участник закупки подтвердил данное обстоятельство соответствующей справкой, приложенной в составе заявки.
Таким образом, закупочная комиссия своими действиями нарушила положения ч.6 статьи 3 Закона о закупках в которой указано, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, а также п.8.5.1. Положения о закупках ОАО "Суэнко", п. п.1.1.6 документации о проведении запроса предложений N 196/2014.
В соответствии с ч.20, статьи 18.1., ч. 3.1. ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе об аннулировании торгов.
Однако, учитывая, что на момент поступления настоящей жалобы в антимонопольный орган между ОАО "Суэнко" и ООО "Центр энергетического сервиса" уже были заключены договоры N Т282 и N Т283 от 11.11.2014 г. на выполнение комплекса мероприятий в целях осуществления технологического присоединения, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика об устранении допущенного нарушения в связи с возникшими между сторонами гражданско-правовыми обязательствами по данному договору.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Ишимагрострой" на действия ОАО "СУЭНКО" при проведении открытого запроса предложений N 196/2014 (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31401618292) на выполнение комплекса мероприятий в целях осуществления технологического присоединения (лот N 2 и 3) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию ОАО "СУЭНКО" нарушившей ч. 6 статьи 3 Закона о закупках, п.8.5.1. Положения о закупках ОАО "Суэнко", п. п.1.1.6 документации о проведении запроса предложений N 196/2014.
3 Предписание об устранении допущенного закупочной комиссией ОАО "СУЭНКО" нарушения не выдавать в связи с невозможностью его выдачи.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 ноября 2014 г. N Т14/139
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016